Принципы обучения - их характеристика и специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:31, доклад

Краткое описание

Когда говорят о процессе обучение как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения.

Файлы: 1 файл

Принципы обучения.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Принципы  обучения - Их характеристика и специфика

Принципы обучения: общедидактические, общеметодические, частнометодические. Их характеристика и специфика.

Когда говорят  о процессе обучение как сложной  системе, включающей в себя учебную  деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения.  
Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а по этому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении следует руководствоваться следующими дидактическими принципами:

  1. принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
  2. принцип систематичности и последовательности;
  3. принцип наглядности;
  4. принцип доступности и посильности;
  5. принцип учета возрастных особенностях обучаемых;

Принцип сознательности.     А.Н. Леонтьев сказал: «... подлинно центральный, подлинно ведущий принцип: принцип сознательности». ПС – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. ПС должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как использование языкового мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения. Итак, практическая реализация ПС при обучении ИЯ предполагает:

    1. опору на РЯ учащихся (истолкование новых языковых явлений), в этом случае будет использовано их языковое мышление;
    2. осознания учащимися стоящих перед ними задач («вставь пропущенные буквы», и т.п.);
    3. опору на самостоятельный поиск решения и логическое мышление учащихся (языковая догадка, учащиеся сами выводят правило);
    4. включение знаний в содержание обучения (знания сообщаются чаще всего в виде правил, инструкций, образцов, переводных эквивалентов).

Принцип активности.  Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать над языком. ПА может быть осуществлен при наличии следующих условий:

  1. развитие активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения;
  2. мотивации и интереса;
  3. развитие навыков и умений самостоятельной работы (сочинение или рассказ по данным тезисам, определение главной идеи стихотворения, работа над справочником) в классе и индивидуализации обучения (использование разных вариантов однотипных заданий; оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания; различная длина пауз для выполнения задания и т.п.).

Индивидуализация  обучения – такая организация процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.  
Принцип наглядности.  Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, которые помогают развивать речевую активность, подготавливая учащихся к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях. ПН осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов знакомыми словами изучаемого языка, подбор синонимов и антонимов, сравнение явления РЯ и ИЯ; речь учителя) и экстралингвистических средств (изобразительные ср-ва, мимика, жесты, движения, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности).  
На уроках ИЯ нужно пользоваться не только зрительной наглядностью, но обращаться также к слуху и к другим ощущениям (в т.ч. и к двигательным, связанным с процессом говорения и письма). Ср-ва наглядности используются для развития навыков и умений речевой действительности:

  1. для создания или иллюстрации речевого образца;
  2. для ограничения круга тех предметов и явлений, вербальное обозначение которых известно говорящему;
  3. для создания опоры в процессе высказывания;
  4. для создания ситуации общения.

Учащиеся 4 – 5-х  классов отличаются недостаточно еще  развитым абстрактным мышлением, поэтому  в работе с ними нужно использовать ср-ва зрит. наглядности: картины, предметы, иллюстрации, макеты, таблицы. Подростки способны мыслить абстрактно, и поэтому их уже можно учить с помощью средств лингвистической и слуховой наглядности. 
Принцип систематичности подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения. 
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи. 

Также существуют методические принципы, характерные именно для обучения иностранному языку. Их разделяю на общеметодические и частнометодические принципы.  
Общеметодические принципы:

  1. принцип дифференцированного подхода требует четко разграничивать обучение говорению, аудированию, чтению и письму. ПДП предполагает использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала, возраста учащихся, их способностей и качеств.
  2. принцип управления процессом обучения характеризуется ясностью представления себе промежуточных целей обучения, мотивационным обеспечением учебного процесса, делением всего языкового материала на учебные дозы и определением последовательности их введения и повторяемости, периодичностью контроля и т.п.
  3. принцип вычленения конкретных ориентиров. Идея П. Я Гальперина, который выделял 3 типа ориентиров: образцы действий (показ), описания способа выполнения действий (объяснение), опорные точки правильного выполнения действий (подкрепление).
  4. принцип комплексного подхода к мотивации в обучении ИЯ.
 

 
__________________________________________________________________________

Принципы обучения — категории дидактики, характеризующие  способы использования законов  обучения в соответствии с целями воспитания и образования. В советской  педагогике система принципов обучения представляет собой действенное выражение теории обучения, определяющее содержание, методы и организацию обучения основам наук, труду и основам искусств в соответствии с целями коммунистического воспитания и требованиями общества к школе.

 
В принципах обучения выражаются нормативные  основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде. Естественно поэтому, что принципы обучения в социалистическом обществе принципиально отличаются в своих философских посылках от принципов обучения, действующих в капиталистическом обществе» 
 
Принципы обучения определяют содержание, методы и организацию обучения и вместе с правилами обучения являются для педагогов надежным руководством к действию.

   Для определения  принципов обучения важны: 

1) цели обучения, обусловленные потребностями общественного развития;

2) объективные  закономерности обучения как  взаимосвязанной деятельности 

    преподавания  и учения;

3) способы использования  этих объективных закономерностей  для

    осуществления  целей обучения;

4) конкретные  условия, в которых осуществляется обучение.  

Современное состояние  исследований по дидактике позволяет  выдвинуть следующий более или  менее упорядоченный ряд принципов  обучения. 
      1. Научность и связь с практикой, с опытом учащихся : 
      а) содержание учебного материала включает фундаментальные вопросы основ наук, т.е. такие вопросы, без знания которых немыслим выпускник современной средней школы; 
      б) содержание образования соответствует современным научным представлениям, оно не фальсифицировано, не искажено; 
      в) в процессе обучения школьники знакомятся с некоторыми методами и приемами научно-исследовательской работы (наблюдение, постановка опыта, эксперимент, описание и др.); 
      г) теоретический материал в процессе обучения сочетается с различными видами практических занятий; учащиеся узнают, какое практическое приложение находят теоретические знания, разрабатываемые наукой; 
      д) в учебной работе учитель опирается на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на новый, более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень.
 
 

Дидактика как отрасль педагогики, имеющая свои предмет и область исследования, решая четко очерченный круг вопросов, оперирует определенным кругом понятий. Наиболее важными и значительными из них, носящими в силу этого характер дидактических категорий, являются процесс обучения, принципы обучения, содержание образования, методы, формы организации обучения. 
Процесс обучения — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.  
Принципы обучения представляют собой систему важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса. Принципы обучения опираются на выявленные научные закономерности и передовой опыт педагогической деятельности. Например, очень важным, универсально применимым (т. е. применяемым в преподавании всех дисциплин и в обучении учащихся всех возрастов) является принцип наглядности, требующий, чтобы все то, что можно в обучении предоставить восприятию с помощью органов чувств учащихся, было преподнесено им именно таким образом, т. е. чтобы учащиеся могли это новое увидеть, услышать, пощупать и потрогать, почувствовать запах, вкус (хотя вовсе не обязательно стремиться к тому, чтобы воздействие было оказано на все органы чувств). Этот принцип основывается на важнейшей закономерности процесса обучения, устанавливающей тот факт, что процесс познания начинается с чувственного восприятия предметов или явлений. 
Содержание образования представляет собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека. 
Изучение каждого учебного предмета предполагает усвоение знаний и формирование определенных умений и навыков. 
В процессе обучения формируются также общеучебные интеллектуальные умения, связанные с овладением способами работы с различными источниками получения знаний, ведением записей, приемами запоминания учебного материала и т. д. 
Методы обучения это способы взаимосвязанной деятель ности учителя и учащихся по вооружению обучаемых зна ниями, умениями и навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения. Метод обучения всегда пред полагает побуждающую деятельность учителя, вовлекающую учащегося в соответствующий вид познавательной деятельности Так, рассказ учителя — это метод, побуждающий учащегося слушать, осмыслить услышанное, беседа — метод, стимулирующий мыслительную деятельность учащегося и побуждаю щий его к ответу на задаваемые учителем вопросы. 
Формы организации обучения отражают особенности объединения учащихся для организуемых учителем занятий, в процессе которых и совершается учебно-познавательная деятельность.

 
 

Метод обучения это:

1) это способ  деятельности учителя и учащихся;

2) совокупность  приемов работы;

3) путь, по которому  учитель ведет учащихся от  незнания к знанию;

4) система действий учителя и учащихся и т.д.

В настоящее  время в методах выделяют две  стороны: внешнюю и внутреннюю (М.И.Махмутов). Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя - то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося. Какое же можно дать определение методу обучения в этом случае?

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия

ГЛАВА 2. ЗАКОНЫ ОБУЧЕНИЯ 
Рассмотрим те законы, которые выделяют многие исследователи: Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др. [3-5] 
1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов. 
2. Закон взаимосвязи теории и практики в обучении. 
3. Закон взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности. 
ГЛАВА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ 
Закономерности обучения, рассматриваются как выражение действия законов в конкретных условиях, - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения [1]. Особенность понятия «закономерность» в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности. Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев [1]. Это характерно для всех общественных процессов, также и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условий и пр. 
Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом, обучение может строиться на основе опыта. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания о законах, по которым протекает процесс обучения [2]. 
Выделяют внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования [2]. 
К внутренними закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, это зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них, как было сказано, действует только при создании обязательных условий обучения.  
Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер [1]. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает обучение. Описание этих условий характеризует частные проявления указанной закономерности. 
Другая закономерность свидетельствует о том, что есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Согласно этому положению обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность обучения снижается. 
К основным закономерностям, проявляющимся в обучении при наличии определенных условий можно также отнести следующие. 
Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал. 
Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств. 
Формирование понятий, в сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков, явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объема и пр.

Информация о работе Принципы обучения - их характеристика и специфика