Принципы и закономерности воспитательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:32, реферат

Краткое описание

Раскрытие сущности воспитательного процесса предполагает обоснование его закономерностей. Под общими закономерностями воспитательного процесса мы понимаем те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. Ведущим методологическим основанием для определения закономерностей является системный подход. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и тенденциями развития педагогической науки.

Файлы: 1 файл

ТМВР.docx

— 16.09 Кб (Скачать)

Раскрытие сущности воспитательного процесса предполагает обоснование его закономерностей. Под общими закономерностями воспитательного  процесса мы понимаем те существенные внешние и внутренние связи, от которых  зависит направленность процесса и  успешность достижения педагогических целей. Ведущим методологическим основанием для определения закономерностей  является системный подход. Выделение  той или иной закономерности обусловлено  как тенденциями развития общества, так и тенденциями развития педагогической науки.

Анализируя  работы исследователей проблемы воспитания детей, можно выделить ряд положений, которые следует принять в  качестве закономерностей этого  процесса.

Первая закономерность. Воспитание ребенка совершается  только на основе активности самого ребенка  во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов  общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач  педагогического процесса. Характеризуя отношения в воспитательном процессе как субъектно-субъектные, нужно  рассматривать действия со стороны  педагогов и соответствующие  действия учащихся. Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование  активности ребенка: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого  человека, интеллектуальное — через  мыслительную активность и т.п.1.

Говоря об активности ребенка, нужно знать, что  она существенным образом зависит  от его мотивации. Поэтому педагог  должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка и определять, что является для ребенка главным на данный момент.

Вторая закономерность определяет единство образования и  воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. Происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая образование и воспитание как единый процесс, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений. Формируя знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые, в свою очередь, требуют  новых знаний и умений. В.Д.Шадриков определяет воспитание как важнейшую задачу образования2.

Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством  декламируемых социальных установок  и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и  т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку  всеми субъектами воспитания учащихся. При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему  отношений детей в социальной микросреде как в образовательном  учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры. Сущность целостности воспитательного процесса — в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека — развитию индивидуальности и социализации личности. Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.которая обеспечивается единством декламируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся. При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры. Сущность целостности воспитательного процесса — в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека — развитию индивидуальности и социализации личности. Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

Реализация  этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации  воспитательной работы, направленное на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность индивидуальности, свободу  и разносторонность человека, его счастье и самочувствие.

Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного  процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и  методов воспитательной работы.

Принципы  всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач.

Принципы  воспитания в своем разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов  наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и взаимодействие детей и педагогов, и противодействие, и сопротивление  им, и сопротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка  формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы  добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение  путем целенаправленного и духовного  насыщения всех областей детской  жизни. Педагогом должно учитываться  содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в  себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.

Принципы  воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Специфика принципов  воспитания Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания.

1. Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию,

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время  принципы воспитания – это не готовые  рецепты, а тем более не универсальные  правила, руководствуясь которыми воспитатели  могли бы автоматически достигать  высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация лич-ностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные  требования принципов, а иногда и  сами принципы не могут оставаться в них неизменными.


Информация о работе Принципы и закономерности воспитательного процесса