Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:10, доклад
Слово «принцип» происходит от латинского слова, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами – основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Так, строители хорошо знают, что возводить любое здание необходимо с закладки его фундамента. Не случайно есть выражение «построить дом на песке». Здание, построенное таким способом, рано или поздно разрушится.
Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.
ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ
Слово «принцип» происходит от латинского слова, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами – основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Так, строители хорошо знают, что возводить любое здание необходимо с закладки его фундамента. Не случайно есть выражение «построить дом на песке». Здание, построенное таким способом, рано или поздно разрушится.
Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.
Педагогические принципы - это основные требования, предъявляемые к процессу обучения. Это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.
Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Следование этим принципам позволяет наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.
Принципы обучения, отражая уровень развития общества и его потребности с определенной мерой опережения практики воспитания, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности: определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъектов. Они дают общее направление воспитания и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач.
Принцип культуросообразности в истории педагогики.
Еще в античном обществе философами и педагогами были вскрыты глубокие связи между формированием личности и культурой. При этом обозначились два важных тезиса: личность формируется через приобщение к культуре, а главное богатство любой культуры – это человек. Педагоги прошлого в своих произведениях, обращаясь к проблеме приобщения молодежи к культуре, считали последнюю необходимым и очень важным фактором формирования высоконравственного человека.
Понимание воспитания как создания условий для развития человека, обусловливает принципы природосообразности и культуросообразности.
Эта идея впервые появилась в трудах Д. Локка, который выступил против теории "врождённых" идей и утверждал, что душа ребёнка - это tabula rasa ("чистая доска"). Он объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в котором определяются воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций, основываясь на идеях Локка, утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. Локк и Гельвеций уделяли внимание социокультурному фактору в воспитании. Песталоцци сформулировал принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде.
Хотя принцип культуросообразности хорошо известен в отечественной педагогике, тем не менее, его специальных научных исследований обнаружено не было. Понятие и термин "культуросообразность" были сформулированы А. Дистервегом (1790-1866) в статье "О природосообразности и культуросообразности в обучении" (1832): "всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно". Принцип культуросообразности, по мнению автора, также как и принцип природосообразности носит универсальный характер, "не может быть доказан и не нуждается в доказательстве", то есть является "основным принципом (аксиомой) ".
В 1835 г. в своей главной работе - "Руководство к образованию немецких учителей" - Дистервег окончательно закрепляет "принцип культуросообразности обучения и воспитания" как второе, наряду с принципом природосообразности, основное исходное положение педагогики.
Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура. Воспитание должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания, не будучи сословным и шовинистическим. «Человек – моё имя, немец – прозвище». Ребенок не просто «натура» - часть природы, которую воспитатель призван развивать («естественное воспитание»), но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей человеческой культуры. Рассматривая воспитание как историческое явление состояние культуры каждого народа, т.е. среды, в которой формируется каждый человек, следует также рассматривать в ее естественноисторическом движении. Принцип культуросообразности, таким образом, исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика.
Как известно, "Руководство к образованию немецких учителей" А. Дистервега было настольной книгой не только учителей Германии. Оно неоднократно издавалось во многих странах, в том числе и в России. П.Ф.Каптерев, высоко ценивший работы Дистервега, писал: "многие дидактические положения Дистервега по их ясности, определенности, сжатости и вместе педагогической практичности и толковитости, несмотря на отсутствие глубины, и новизны, вошли в учебники дидактики и сделались положениями повседневной педагогической практики. Вот что заметил - и совершенно справедливо - один наш русский педагог о Wegweiser Дистервега: "Эта книга сделалась скоро настольной книгой не только каждого мыслящего и работающего учителя в Германии, но и получила известность в целой Европе, и наша отечественная педагогическая литература, возникшая с началом нынешнего благодатного царствования (т. е. императора Александра II), до сих пор в лучших своих произведениях руководствовалась и руководствуется ею; и мы откровенно признаемся, что эта книга служит основанием и руководною нитью и для нашего руководства". В то же время, выдвинутые Дистервегом основополагающие принципы обучения и воспитания не получили дальнейшей разработки в трудах видных педагогов различных стран, а в России они даже не вошли в понятийно-терминологический аппарат отечественной педагогики. Более того, термин "культуросообразность" не употреблялся ни одним из классиков русской педагогики. Факт, который требует научного осмысления.
Не секрет, что отечественная педагогика XVIII-XIX веков ориентировалась на европейскую философию и педагогическую, преимущественно немецкую, теорию и практику. Труды Дистервега были широко известны русским педагогам. Так, уже в 1844 году в книге Ф.И. Буслаева "О преподавании отечественного языка" мы находим ссылки на второе, 1838 года, издание его "Руководства". Упоминание имени Дистервега и отсылки к его трудам содержатся в работах Н.Ф. Бунакова, Н.А. Корфа, И.И. Паульсона, Н.И. Пирогова, Д.Д. Семенова, В.Я. Стоюнина, К.Д. Ушинского и др.
Один из основателей русской педагогики, профессор Московского университета П.Г. Редкин активно знакомил русского читателя с учением Дистервега. Распространение взглядов Дистервега осуществляли журналы "Воспитание" ("Журнал для воспитания"), "Учитель", "Русский педагогический вестник", "Журнал Министерства народного просвещения" и др.
В то же время, выдвинутые Дистервегом принципы природосообраз-ности и культуросообразности обучения и воспитания не получили дальнейшей разработки в трудах видных педагогов России, не вошли в понятийно-терминологический аппарат отечественной педагогики.
Впервые на русском языке "Руководство" Дистервега появилось в изложении Л.Н. Модзалевского, который достаточно точно к тексту оригинала и подробно (на 50 страницах) пересказал основные пункты его учения. В качестве единственного и всепоглощающего принципа образования Модзалевский выделил принцип природосообразности: "Человек становится тем, чем ему должно быть, не иначе, как только чрез свободное развитие своей природы, ибо так же развивается все органическое, заключающее в себе самом законы своего развития...". Принцип Дистервега вообще может быть назван принципом свободного развития, сообразно с природой человека и с законами самого развития".
Дойдя в своем изложении до третьей группы правил, в которой Дистервег сформулировал принцип культуросообразности, Модзалевский четкую императивную формулу Дистервега "Обучай культуросообразно!" выразил аморфной, малопонятной фразой - "Учите сообразно с состоянием современной образованности". Далее он излагает несколько строк Дистервега и затем обрывает текст. В таком маловразумительном и урезанном виде этот продукт творчества Модзалевского стал включаться в учебники как подлинный текст Дистервега. Даже полвека спустя (в 1912 г.) этот отрывок из "Очерка" Модзалевского мы встречаем в книге М.И. Демкова как оригинальный текст Дистервега.
Принцип культуросообразности в отечественной педагогике.
В отечественной педагогике принцип культуросообразности, если и упоминался, то крайне редко. В основном же он игнорировался вкупе с учением Дистервега, о чем свидетельствует, например, дважды издававшееся в 1916 г. пособие П. Соколова "История педагогических систем", "удостоенное Императорской Академией наук почетного отзыва", а "Ученым комитетом Министерства Народного Просвещения, признано заслуживающим особого внимания при пополнении библиотек учительских институтов и женских гимназий".
Не лучше положение было и в последующие периоды, вплоть до сегодняшнего дня - в Советском Союзе и в Российской Федерации. В четырехтомной Педагогической энциклопедии (1964-1968) и в двухтомной Российской педагогической энциклопедии (1993-1999) в статьях о Дистервеге, о принципе культуросообразности упоминается лишь потому, что в нем "заключалось определенное признание социальной обусловленности воспитания": "Основными принципами воспитания Дистервег считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность... Требование культуросообразности у Дистервега означало необходимость учитывать в содержании воспитания исторически достигнутый уровень культуры и воспитательный идеал общества. В этом требовании заключалось определенное признание социальной обусловленности воспитания". В "Педагогическом энциклопедическом словаре" 2002 года издания принципы природосообразности и культуросообразности лишены статуса системообразующих принципов и растворены в десятке других, "которые могут рассматриваться как принципы и организации социального опыта человека, и образования, и индивидуальной помощи воспитуемым".
В течение всего ХХ столетия принцип культуросообразности не находит должного отражения в отечественных педагогических исследованиях. За период 1937-1956 гг. опубликовано лишь пять статей, посвященных учению Дистервега. Еще одна статья опубликована в 1992 г. Сегодня даже в учебниках для педагогических вузов принцип культуросообразности не упоминается.
Конечно, российский учитель XIX и XX вв. мог познакомиться с принципом культуросообразности по переводам работ Дистервега. Эти сочинения трижды издавались в России - в 1885, 1913, 1956 годах, но поскольку отечественные корифеи педагогики игнорировали этот принцип, а учебники упоминали о нем редко, то можно утверждать, что фактически принцип культуросообразности образования был изъят как из отечественной педагогической мысли, так и из практического оборота широкого круга российских учителей и педагогов.
Ныне ситуация начинает меняться. В последние годы журнал "Народное образование", поставив задачу возвращения в отечественную педагогику принципа природосообразности, невольно способствует пропаганде принципа культуросообразности. Сверх того, имеются и целенаправленные, все настойчивее звучащие призывы к построению современной теории и практики образования на основе принципа культуросообразности (Н.Н. Крылова, А.С. Запесоцкий). В рамках комплексной программы РАО "Образование в контексте развития культуры на рубеже XXI века" коллектив авторов предпринял попытку сознания “научной концепции культуросообразного образования”.
Игнорирование и замалчивание принципа культуросообразности было обусловлено различными причинами. В педагогике советского времени они вытекали из идеологических и политических мотивов. В педагогике царской России XIX века - это комплекс причин, связанный с неудовлетворительным состоянием философско-общественной и педагогической мысли России, неразработанностью соответствующего понятийно-терминологического аппарата, а также отсутствием в русском языке слова и стоящего за ним понятия "культура", вместо которого широко употреблялся термин "просвещение".
Когда в общественную мысль Европы в XVIII веке вошла проблема осмысления специфики образа жизни человека, то возникла потребность в специальном понятии, с помощью которого может быть выражена суть этой проблемы, зафиксирована идея о существовании таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Латинским словом cultura великие деятели эпохи Просвещения во Франции и стали пользоваться для обозначения этого нового понятия.
Поскольку культура – это порождение цивилизации и цивилизованного образа жизни, то все предметы, которые окружают современного цивилизованного человека, также несут в себе определенный культурологический потенциал, ибо в каждом из них отражены определённые идеалы и ценности того, кто их производил. Поэтому, с одной стороны, предмет изначально представляет собой определённую культурную ценность, с другой – он прямо или косвенно оказывает влияние на культурные ценности последующих поколений, которые будут его воспринимать или непосредственно использовать в своей практической деятельности.
В деле приобщения детей к культуре, расширения их культурного кругозора ведущая роль принадлежит изучению культурного наследия. Это происходит по той причине, что любая национальная культура вбирает в себя факты родной, отечественной, мировой материальной и духовной культуры, культурные реалии современности и прошлого, специфические национальные обычаи и обряды, религиозные представления народа.
Национальные моменты в культурно-бытовой жизни людей выражены в большей степени, чем в производственной и социально-политической. В сфере искусства национальная форма накладывает печать своеобразия на систему выразительных средств, применяемых в образно-художественном мышлении, на художественный вкус и в определенной мере на эстетический идеал. Пока существуют нации, произведения искусства будут иметь национальный колорит. В.Г.Белинский писал по этому поводу: «При известии о вновь родившемся человеке, никто не спрашивает, есть ли у него глаза и руки, сколько ног и нет ли рогов и хвоста: если он человек, то уже, само собой разумеется, что у него есть и глаза и руки, ног всего две, а не четыре, а рогов и хвоста нет. Так и в искусстве: если произведение художественно, то само собою, оно и национально».
Принцип культуросообразности в современном образовании.
Фактором, свидетельствующим о расширении действия принципа культуросообразности, является изменение в сфере гуманитарного знания. Благодаря развитию антропологи, культурологии, философии образования, психологии и педагогики развития с принципом культуросообразности стали связываться многие явления современного образования: особенно, его содержание и качество. Современное образование предполагает формирование новых качеств личности - межкультурной толерантности, политкорректности, социального партнерства и сотрудничества. Сам принцип культуросообразности становится более сложным и многоуровневым, поскольку усложняется культура и ее конструкции, что в организации образования предполагает опору на интегративные формы. Из сказанного следует, что культуросообразной можно назвать школу, которая устроена и действует на основе культурных норм, адекватных растущему и развивающемуся ребенку и способствующих формированию и развитию его творческой индивидуальности.
В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед воспитанием стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе).
В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему “вписаться” в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, чтобы воспитание находило способы минимизации отрицательных последствий тех или иных инноваций, которые могут затронуть как конкретного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.
Принцип культуросообразности - несомненно, истинный, правильный и неоспоримый принцип. Всякое явление, “которое имеет большое значение или влияние на жизнь людей, непременно сообразно с требованиями данного времени. Если мы не будем исходить из этой предпосылки, то столкнёмся в истории с одними непонятными явлениями. Только она проливает свет на совершенно необъяснимые без неё исторические явления и факты. Все личности, деятельность которых сопровождалась большим и длительным успехом, действовали непременно в духе требований и запросов своего времени. Кто им противостоит, может, правда, в том случае, если эти требования ещё недостаточно ясно и сильно выражены, на некоторое время задержать их осуществление и даже дать им иное направление. Но уничтожить их и лишить всякого влияния не в состоянии даже самый великий исторический деятель.
Поэтому воспитатель и учитель тоже должны считаться с запросами и требованиями их среды и времени. Каждый человек должен соответствовать своему времени. В противном случае он будет чем-то вроде инородного тела, которое организм отвергает и удаляет. Каждый человек должен быть продуктом своего времени и его требований. Поэтому необходимо считаться с существующими в данном обществе обычаями, привычками, традициями, со всем, что в нём признаётся и принято. Немецкое дитя могло, и должно было по-разному воспитываться в VII и XVI веках, по-иному его следует воспитывать в XIX веке. Требования времени в Китае, Пенсильвании, Португалии, Англии, Франции и Германии в данный момент тоже различны. Эта истина, конечно, не требует доказательств. Поэтому обратимся лучше к примерам, которые нам разъяснят, в чём именно заключаются требования принципа культуросообразности и как далеко они простираются.
Кто желает вращаться в высшем свете, обязательно должен владеть французским языком; кто желал десятка два или больше лет назад достигнуть высшего образования, неизбежно должен был следовать по пути древнеклассического образования. Кто в настоящее время желает встречаться с людьми образованными и принимать деятельное участие в общественной жизни, должен знать, что делается на белом свете, и читать журналы и газеты. Кто в прежнее время желал быть немецким студентом, жить в студенческой среде и оказывать на эту среду какое-либо влияние, должен был в том случае, если его вызвали на дуэль подчиниться всем предписаниям относящегося сюда устава. Если учитель, поступив в какое-либо давно уже существующее учебное заведение, не желает, чтобы посеянное им семя пало на каменистую почву, он обязательно должен как следует ознакомиться с этим заведением и построить в соответствии с его духом свою деятельность. В Вене требуют иного, чем в Берлине; В Берлине предъявляют иные требования, чем в каком-нибудь небольшом провинциальном городе. Эти требования принципа культуросообразности неоспоримы; принцип этот принадлежит к числу незыблемых, нерушимых.
Образование подрастающего поколения – в широком смысле – есть трансляция сложившейся в данном обществе культуры, а с позиции получающего образование человека – это освоение им культуры общества и возделывание своей личностной культуры. Таким образом, получение образования предполагает, во-первых, наличие определенного культурного контекста, а во-вторых, создание субъектами образовательного процесса собственного локального контекста.
Вместе с тем, в последнее время все чаще стали говорить о культурологическом образовании. Под культурологическим образованием в школе принято понимать образование учащихся средствами культуры. Такое толкование понятия может показаться крайне упрощенным, однако в нем отчетливо просматривается ведущий принцип культурологического образования – принцип культуросообразности. Современное образование в наибольшей степени отвечает принципу наукосообразности (что, кстати, закреплено в Законе об Образовании РФ, в Базисном учебном плане, образовательных стандартах и т.д.) и мало соответствует принципам природосообразности и культуросообразности.
Сформировавшаяся в XVIII-XIX вв. в Европе и России концептуальная модель общеобразовательной школы достаточно последовательно соответствовала принципу наукосообразности и в малой степени отвечала принципу культуросообразности (а уж призыв Руссо «назад, к Природе!» школа вообще не услышала). Наука, являясь неотъемлемой частью культуры, тем не менее, выделилась в достаточно самостоятельную область человеческой деятельности, внутри которой определились различные научные дисциплины. Последние, в свою очередь, и определили структуру школьного образования, поскольку школьные учебные дисциплины и по названию, и по содержанию, как правило, соответствуют дисциплинам научным (математика, физика, химия, биология и т.д.).
Однако процессы, проходящие в последние десятилетия в науке и образовании, нарушили незыблемость традиционной модели школы (т.е. такой школы, которая стремилась сформировать у ученика научную картину мира). Во-первых, в самой науке наметились сложные интеграционные процессы, что привело к возникновению так называемых пограничных научных дисциплин (например, математическая лингвистика). Во-вторых, разразившаяся в 70-90-е годы XX столетия «культурологическая революция» поставила вопрос о замене традиционной модели образования на другую – такую, которая соответствует принципу культуросообразности. Со всей очевидностью возникла необходимость построения так называемой культурной модели образовательного учреждения.
Теперь определимся с понятиями. Культуросообразность, в современных условиях преподавания – это соотнесенность образования с культурой как множеством социальных пространств, его включенность в разнообразные текущие культурные процессы (и наоборот). Соответственно, культурная модель образовательного учреждения есть такая форма организации всей школьной жизни, в которой находит выражение и реализацию совокупность идей, норм и ценностей, выработанных и принятых образовательным сообществом, благодаря которому каждый ребенок получает гарантированные условия своего свободного развития, а также совокупность особенностей построения такого сообщества, которые складываются лишь на основе свободно саморазвивающихся субъектов образовательного процесса.
Однако, провозгласив принцип «свободного развития», нам следует сделать необходимые уточнения. Важно помнить, что культура непременно содержит в себе определенный набор социальных норм и правил, и потому обязательно предполагает те или иные ограничения «свободного развития» учащихся. В нашем случае подобным ограничителем будет тот или иной тип культурной модели школы.
По мнению некоторых ученых и практиков, реализация принципа культуросообразности в современной педагогической практике чрезвычайно затруднена. «Суть принципа культуросообразности в том, – отмечает М.В.Левит, заместитель главного редактора журнала «Управление современной Школой. Завуч», заместитель директора по науке гимназии 1514 г. Москвы, кандидат педагогических наук, – что всесторонне развития личность, гармонически развитая личность мыслится как цель, как планируемый результат образования. Человек полагается макрокосмом, долженствующим вместить в себя всю наличную культуру...».
В реальной педагогической практике сегодняшнего дня воплощение этого принципа в конкретный образовательный результат не встречается, и всякий раз, когда его хотят осуществить, возникают учебные планы с заведомой перегрузкой учащихся и «многопредметье», разрушающее целостность образования.
Народная культура и принцип культуросообразности.
Однако в нашем случае речь идет не столько о «всей культуре», сколько о народной культуре, что, на наш взгляд, значительно упрощает (конкретизирует) реализацию принципа культуросообразности в образовательном процессе. Народная культура будет содействовать формированию социальных навыков и должно позитивно повлиять на развитие ценностно-мотивационной сферы учащихся, что крайне актуально в современных условиях. Кроме того, народная культура демократична, ее можно осваивать «изнутри», без внешнего транслятора, причем не столько на информационном, сколько на деятельностном уровне – практически.
Человек "образовывается" в смысловом поле определенных знаков, значений, нравов, ценностей, идеалов, присущих данному конкретному народу. Поэтому образование призвано быть национальным по содержанию и по характеру.
Учреждение образования является социокультурным институтом нации. Национальная школа в России – это государственный, муниципальный институт, деятельность которого направлена на удовлетворение культурных потребностей личности как субъекта этноса и как гражданина. В эпоху уничтожения традиционных ценностей, присущих народу, распада духовности, школа призвана стать духовной и социальной скрепой, обеспечивающей единство современного общества и современного государства через воспроизводство культурного и исторического опыта нации.
Слагаемыми образования становиться система поликультурного образования, которое в настоящее время рассматривается как важная часть современного общего образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.
При подобном подходе имеет место так называемый "диалог культур". Идея диалога культур всегда привлекала внимание философов, писателей, ученых и общественных деятелей мира и вызывала неоднозначные оценки.
Об этом в свое время писали такие выдающиеся мыслители, как Н. Бердяев, П. Флоренский, А. Лосев; проблема продолжает волновать ученых и в наше время, о чем свидетельствуют труды Г. Гачева, М. Бахтина, Д. Лихачева, М. Кагана, В. Библера и др. В основе диалога культур лежит многокультурье современного мира, и сегодня это единственно приемлемая форма существования разных этнических миров.
Основной прием, способствующий переключению интереса учащихся к неродной культуре – прием сопоставления. Ни в коей мере не предполагая качественную оценку родной и неродной культур, путем выявления общего в них, служит способом определения, с одной стороны, их близости на основе общечеловеческого содержания и, с другой - национального своеобразия каждой. М.М. Бахтин, педагог и литератор, писал: «При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются».
Таким образом, одним из важнейших направлений в работе образовательных учреждений является использование принципа культуросообразности при организации учебно-воспитательного процесса. Использование этого принципа будет способствовать формированию национального самосознания у новых поколений нации, гармонизации национальных отношений, приобретению культурных и общекультурных знаний, становлению культуросообразного отношения к миру и деятельности.
Культуросообразная воспитательная среда создает условия для приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, родному языку, истории и географии своей страны и республики, для проявления национальной самобытности, формирования чувства гордости за свой народ, принадлежность к нему.
Принцип культуросообразности в художественном образовании.
Принцип культуросообразности также выступает в качестве важного положения, регулирующего отбор содержания художественного образования. Он требует, чтобы формирование гуманитарной культуры учащихся становилось во взаимосвязь с процессами, происходящими на почве местной культурной традиции, чтобы культурное развитие ребёнка строилось с учётом его корневой привязанности к отечественной культуре, к кругу смыслов и ценностей, очерченных семьёй и традицией. В соответствии с принципом культуросообразности художественное образование, основываясь на общезначимых человеческих ценностях, должно вводить ребёнка в мировую художественную культуру через постижение норм и ценностей конкретной национальной и региональной культур. Данный путь предлагает опору на корневые культурно-художественные традиции региона и последовательную преемственность опыта учащихся в более широкой системе национальной и мировой художественных культур. Этим обеспечивается опора не на абстрактные общечеловеческие ценности, а на конкретные, укорененные в близкой и понятной культуре представления о вечном, постоянно значимом для человека, составляющим основу его взаимоотношений с миром и собой.
В современных концепциях воспитания обращение к культуре является основополагающей идеей, необходимым условием становления личности.
Одним из первых дал определение воспитанию как приобщению к ценностям культуры М.С. Каган. Ф.Т. Михайлов подчеркивал, что нравственное воспитание не может быть особой сферой: “Овладение исторически развитой культурой человечества в качестве содержательного основания для саморазвития в реальном и целенаправленном изменении обстоятельств и форм общения есть одновременно и путь всестороннего развития личности, и единственный путь действительно нравственного воспитания». Концепция Е.В. Бондаренко называется “Воспитание ребенка как человека культуры”, а в формулировке понятия воспитания одним из пунктов выступает становление культурной идентификации. Е.А. Ямбург, являясь автором культурно-исторической педагогики, определяет ее предмет как “…процесс передачи ценностей культуры следующим поколениям”. В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова в концепции “Системное построение процесса воспитания” выдвигают принцип культуросообразности и т. д.
В решении этой сложнейшей педагогической проблемы большую пользу может принести интеграция, осуществляемая на культурологической основе. Разорванные по отдельным школьным предметам события, совершавшиеся в культуре, далеко не всегда понятны школьникам. Культурологическая основа способствует соединению между собой этих процессов в сознании учащихся.
Развитие культуры определяют два творческих процесса: наука и искусство. Научное и художественное познание мира должны дополнять друг друга, чему может способствовать интеграция базового и дополнительного образования. К сожалению, в педагогической практике она почти не используется. Прежде всего, это происходит потому, что у педагогов обоих направлений отсутствует целеполагание, условием которого должна выступать единая точка зрения на ценностные приоритеты в деле воспитания. В сфере дополнительного образования хореографы не обращаются к историческому танцу, не осознавая перспективы его применения для повышения воспитательного потенциала учебного процесса. Демонстрация танцевальных композиций, соответствующих теме урока, не требует пересмотра содержания предмета, отдельных временных затрат, детей и в то же время позволяет выявить и наглядно продемонстрировать глубинные преемственные связи в культуре.
Культуросообразность в модернизации современного общества.
Характерные для российского общества изменения во всех сферах жизни и деятельности требуют преподавателя новой формации. Этот процесс должен осуществляться в системе приоритетных ценностей Российского образования – в его аксиологической ориентации, так как и традиционные и новые гуманистические ценности составляют основу образования и задают нравственный идеал воспитания. В своих посланиях Федеральному собранию Президент России Д.А.Медведев подчеркивал: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». В этой связи существенно изменяются и обогащаются функции образования – в своей многофункциональности образованию приходится все в большей степени брать на себя функции культуросообразности и культуропреемственности, обеспечивая социокультурную модернизацию российского общества. Духовно-нравственное развитие личности гражданина России строится на системе фундаментальных социальных и педагогических понятий: нация, национальное государство, национальное самосознание (идентичность), формирование национальной идентичности, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности.