Преемственность и межпредметные связи в трудовом и профессиональном обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:04, доклад

Краткое описание

Говоря о новой интерпретации трудового обучения и воспитания школьников, мы все время подчеркиваем, что фундаментом образовательной области «Технология» остались все оправдавшие себя в подготовке наработке теоретического и практического характера. Преемственность прежнего «труда» в школе и нынешней «технологии» настолько очевидна, что прослеживается не только в сходстве отдельных разделов программ, но в дидактических «инструментах».
Одним из важнейших направлений в «технологии» осталось всемерное усиление мировоззренческой и политехнической направленности обучения, создание системности в организации взаимосвязи и соподчинения изучаемых предметов. Это рассматривается как серьезная цель, достижение которой должно реализоваться на занятиях по технологии.

Оглавление

Введение -3-
Сущность межпредметных связей и их функции в решении комплексных задач трудовой подготовки -4-
Пути осуществления межпредметных связей при преподавании технологии -9-
Преемственность в учебно-трудовой деятельности на различных этапах обучения -13-
Список литературы -15-

Файлы: 1 файл

Мет.пр.тех..doc

— 93.50 Кб (Скачать)

В самом деле, при первых же проточках деталей на токарном станке возникает вопрос: почему прогибается длинная деталь? Прогиб – это деформация, возникающая под действием силы. Но разве на короткие детали сила не воздействует? Воздействует. Есть и деформация, но она очень мала, даже при резании развиваются большие силы. Тонкая и длинная деталь потому и прогибается, что в результате большой деформации возникает соответственно большая упругая сила, которая по третьему закону Ньютона должна быть равной, но противоположно направленной силе, вызывающей деформацию. Показав явление, именуемое в технике «бочкообразностью», и сказав, что следствие и способ устранения должны найти сами учащиеся, можно надеяться на решение.

Самое интересное, что учитель технологии проблемную ситуацию может создать на любом, без преувеличения, уроке или его этапе, при объяснении каждого раздела программы.

Еще пример в подтверждение сказанного. Изучая устройство задней бабки токарного  станка, учитель задает вопрос: почему конический хвостовик сверла или центра так надежно, не проворачиваясь, закрепляется в пиноли? Рассуждения школьников могут опираться на их личный опыт: многие знают, что застрявший в полене тонки  топор труднее вытащить, тогда как толстый при небольшом усилии выходит сам. Теперь учащиеся логически подойдут к выводу, что при значениях углов конуса Морзе большая сила, с которой  центр действует хвостовиком на коническое  отверстие  пиноли, вызывает возникновение значительных сил трения, которые больше, чем крутящийся момент при сверлении.

Перенос знаний возможен и при связи с гуманитарными дисциплинами, в частности такими, казалось бы, далекими от трудового обучения, как литература.

Например, в романе Дюма «Двадцать  лет спустя» есть эпизод, когда  один из героев оставлял при поездке  знаки для друзей. Делая их алмазом на стекле. Как удобно после этого переходить к понятию твердости как степени сопротивления твердого тела какому-либо механическому воздействию. Моос и его школа твердости (тальк равен 1, алмаз – 10) будут и проще, и понятнее для школьников.

Прекрасно, когда на уроках технологии звучат шутливые строки, например, взятые у А.С.Пушкина («Движение»):

Движенья нет –  казал мудрец брадатый,

Другой смолчал и  стал пред ним ходить.

Сильнее бы не смог он возразить.

Хвалил все ответ  замысловатый!

Между прочим, это реальный факт из спора греческого философа Зенона Элейского (учившего, что все в мире неподвижно и только вследствие обмана чувств нам кажется, что тело движется) и Диогена. Согласитесь, пример эрудиции учителя технологии, оперирующего знаниями из многих областей, может подвигнуть его питомцев на расширение собственного интеллекта. Значение межпредметных связей заключается еще и в том, что они наглядно демонстрируют востребованность и нужность знаний других дисциплин школьного курса.

Приведем еще один пример. Штангенциркуль – один из самых распространенных инструментов в мастерских. Используя математические расчеты и знания по физике, можно измерить  с помощью штангенциркуля массу детали или заготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преемственность в учебно-трудовой деятельности на различных этапах обучения

Когда задания по технологии построены  на основе органического объединения  научных идей, это становится ориентиром для более эффективного осуществления  процесса обучения учащихся. Межпредметные  связи – это, чаще всего, перенос идей для их реализации в практическую деятельность. Психолог П.П. Блонский подчеркивал: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей может существовать педагогика». Их этого следует, что технологически подготовленным будет тот школьник, знания которого по всем изучаемым предметам ориентированы на практическое приложение, служат для возникновения идей и их реализации. Все знают, что лед тает или, наоборот, превращается из воды в твердое вещество. Но когда однажды на заводе в Курске потребовалось профрезеровать паз в детали, похожей на пчелиные соты, и не знали, как закрепить деталь, решение пришло не сразу. Лишь потом, заполнив водой ячейки и получив замерзший монолит, смогли выполнить работу. Как видимо. Идеи еще надо и уметь переносить, хотя очевидно, что до такого решения мог додуматься и ребенок.

Вот почему, подчеркивая важность и необходимость целенаправленной системной деятельности учителя  технологии, необходимо обратить внимание на ее преемственный спиралевидный характер. В каждом классе детей готовят с близким, родственным материалом, касается ли это обработки древесины или металла, но каждый очередной класс отличается возрастом, а потому как важно соблюдать преемственность в обучении. Формирование межпредметных связей не может сразу, одномоментно, дать окончательный результат. Но он проявится непременно, хотя, и мы это подчеркиваем, это путь труда и целенаправленного воздействия.

Мы говорили о важности, значимости графических знаний. Как это хорошо просматривается, изучаемые по технологии вопросы, касающиеся обработки деталей, органически связанных с умением глубоко воспринимать содержание чертежа, все заложенные в его графическом образе сведения. Преемственность выражается в том, что, начав, с «азов» учитель (и это видно из спиралевидного усложнения материала) приручает школьников к пониманию чертежа как наиболее экономичного средства передачи информации, конкретной и четкой.

Преемственность отражается и в  таких разделах программы «Технология», как «Сведения по материаловедению»,»Элементы машиноведения», «Сборка и отделка изделий» и др.

Важным элементом опоры на преемственность  в преподавании технологии могут  стать сведения об измерительных  инструментах и их использовании, понятия о размерах, отклонениях и допусках на размеры. Эти необходимые при профессиональной подготовке знания, повторяясь в каждом классе при все более расширенной интерпретации, отражают проходящую красной нитью через все обучение дидактическую трактовку принципа «от простого к сложному». Одновременно нужно подчеркнуть, что преемственный связи в трудовом обучении обеспечивают определенный логический порядок в усвоении системы знаний, умений и навыков на различных ступенях обучения учащихся различных возрастных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -  М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.




Информация о работе Преемственность и межпредметные связи в трудовом и профессиональном обучении