Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:51, реферат
Попросту говоря, предметная деятельность – это конкретные действия с предметами. Еще вернее будет сказать, что это цепочка действий, направленных на достижение определенного результата – от самого простого, например, дотягивания рук до погремушки, до более сложных – стучания, кидания предметов, вкладывания в емкость и т.д.
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Попросту говоря,
предметная деятельность – это конкретные
действия с предметами. Еще вернее
будет сказать, что это цепочка
действий, направленных на достижение
определенного результата – от самого
простого, например, дотягивания рук
до погремушки, до более сложных – стучания,
кидания предметов, вкладывания в емкость
и т.д.
Предметная деятельность
развивается постепенно – во-первых,
с возрастом ребенка; это зависит
от умственного и физического
развития малыша. Во-вторых, на развитие
предметной деятельности влияют так называемые
социальные факторы, то есть условия жизни
и воспитания ребенка.
Для чего необходимо развивать предметную деятельность малыша?
Развитие речи
Моторика (влияние на развитие речи и координацию)
Наблюдение
Эмоциональное развитие
Сенсорное развитие
Координация
Формирование ориентировочной деятельности как предпосылки развития исследовательской и познавательной деятельности
Формирование восприятия, представлений
Развитие интеллектуальной деятельности (внимание, память, способность дифференцировать, умение организации самостоятельной деятельности)
Социализация
Развитие предметной
деятельности ребенка
Развитие предметной
деятельности ребенка проходит в
множество этапов. Началом ее является
рефлекторная и ориентировочная деятельность
младенца – с этим он появляется на свет.
Новорожденный способен, к примеру, повернуть
голову в сторону яркого света или сильного
звука. Следом за этим появляются элементы
исследовательской деятельности - ребенок
ищет глазами заметный, яркий, движущийся
предмет, поворачивая голову, протягивая
руки.
Обычно к 2-3 месяцам
проявляется начало исследовательской
деятельности: малыш с интересом
ощупывает свои руки, мамину грудь.
Вскоре ребенок может уже не только
протянуть руки к предмету, дотронуться
до него, но и захватить в ладонь, удержать
на какое-то время, притянуть к себе. Обычно
это бывает в возрасте около 3-4 месяцев.
В это время ребенок хватает предмет всей
ладонью. Дифференцированная работа пальцев
появляется позднее – когда у малыша появляется
необходимость в более сложных действиях
с предметами, - например, вытаскивание
предметов из небольшой емкости или удерживание
небольшого предмета и т.д. В том же возрасте
становятся заметными оральные формы
обследования предмета. Оральные формы
обследования предмета и деятельности
включаются очень рано – на первых этапах
развития, так как они обеспечивают малышу
элементарно питание. Губами и языком
ребенок ощущает теплоту маминой груди.
А к 4-5 месяцам ребенок тянет в рот не только
то, что можно употребить в пищу, но и все,
что его заинтересовало. Следует позволить
малышу делать это, исключив, разумеется,
опасные и вредные предметы.
Исследуя предметы
губами, языком, ощупывая их, ребенок
узнает их физические свойства – вес,
плотность, качество поверхности и форму.
Сразу после
того, как малыш научился удерживать
предметы в руке, он пробует что-либо
с ними делать – стучать, кидать,
узнает их другие качества. Следующий
этап развития предметной деятельности
– «результативный». Малыш, исследовав,
что брошенная игрушка падает вниз
на пол, намеренно кидает предметы, следя
за результатом.
Еще позднее
появляется более сложная соотносящаяся
предметная деятельность. Ребенок способен
положить в большую емкость маленькие
предметы, то есть соотносит их по величине,
способен увидеть, что расстояние до предмета
слишком велико, чтобы дотянуться рукой
и подползает к нему, прежде чем протянуть
руку, или будет требовать у вас эту игрушку.
Предметная деятельность
всегда сочетается с исследовательской,
поисковой, ориентировочной, коммуникативной
деятельностью ребенка.
Стоит сказать
о наблюдении, которое не является
само по себе предметной деятельностью,
но заслуживает отдельного внимания
только потому, что без сомнения,
является первичной и важнейшей
составляющей предметной деятельности.
Наблюдение за деятельностью взрослых
и за собственными действиями, за их результатом,
является важнейшей предпосылкой предметной
деятельности.
Постепенно из
простых форм предметной деятельности
происходят более сложные формы
– предметная деятельность превращается
в другие виды деятельности – познавательную,
игровую, учебную, - и совмещается с ними.
Ваш малыш подрастает.
Он уже сам сидит, встает в кроватке,
берет в руки игрушки, рассматривает
их. Каждая игрушка подвергается не
только внимательному осмотру, но и непременно
пробуется «на зуб». У всех детей до одного
года проходит фаза орального обследования
предметов, то есть обследование при помощи
рта, губ, языка, зубов. Оральное обследование
сохраняется у детей старше одного года,
но убывает соответственно взросления
ребенка.
Предметная деятельность
малыша начинает развиваться очень
рано: в 3 - 4 месяца он дотягивается до игрушки
и может схватить и ненадолго
удержать ее, а в 5 - 6 месяцев малыш
хорошо удерживает предмет в руке
и рассматривает его, что является одним
из начальных этапов развития ориентировочной
деятельности. После полугода действия
с предметами усложняются: в этот период
уже развивается практическая, результативная
деятельность. Малыш уже может стучать,
греметь погремушкой, бросать и поднимать
ее. В 8 - 9 месяцев ребенок может добиваться
более сложных результатов, например,
вложить несколько ярких кубиков в большую
коробку, снова рассыпать их и опять складывать.
Ближе к одному
году малыш пробует выстроить
башенку из кубиков, закрывает горшок
крышкой. Найдя карандаш, он будет
водить им по листу бумаги или разрисовывать
стены, примерит папины тапки, наденет
мамины бусы.
Уже в это
время или немного раньше можно предложить
малышу игры, специально направленные
на развитие предметной деятельности.
Чем раньше, чаще и разнообразнее будут
предложены взрослыми эти игры, тем быстрее
родители увидят прогресс всестороннего
развития ребенка, так как этот этап является
предпосылкой развития интеллектуальной
и ориентировочной деятельности.
Учеными были проведены
исследования, которые показали, что
малыши в возрасте от полугода до полутора
лет, находившиеся большую часть
времени за пределами манежа или
кроватки, свободно передвигались по комнате
или квартире, - развивались гораздо лучше
тех детей, активность которых ограничивалась
пределами манежа. Еще больше замечалась
разница в развитии малышей, если им давали
возможность исследовать всю квартиру.
Это естественно, ведь при этом дается
столько возможностей в восприятии и познании
окружающего мира, наблюдении и подражании.
В раннем возрасте
возможность исследования пространства,
предметов вокруг себя приводят не
только к опережающему развитию, но
и к стремлению малыша добиться еще
лучших результатов. Он становится еще
более активным, желая познать мир. Позднее
у таких детей складываются более широкие
возможности в обучении в совершенно разных
отраслях знаний и деятельности. Они становятся
более коммуникабельными, общительными,
деятельными. Очень часто это будущие
вундеркинды. У малышей, активность которых
ограничивали в раннем возрасте, шансов
на хорошую обучаемость гораздо меньше.
Дело не только
в том, что ребенок при свободном
движении способен увидеть большее
количество предметов и наблюдать большее
количество связей между ними и людьми,
но и в мере движения. Давно доказано, что
двигательный анализатор играет ведущую
роль в формировании представлений и обучении.
Во время движения или после двигательного
действия любое интеллектуальное действие
происходит гораздо легче. Таким образом,
ребенок, имеющий возможность одновременно
двигаться и наблюдать, находится в лучших
условиях для динамичного развития.
Наблюдая, ребенок
начинает устанавливать связи между
предметами, их частями, поведением, взаимоотношениями,
а также связи между предметами и людьми,
на первых порах наблюдая за взрослыми
и их поведением.
Ваш малыш растет
не по дням, а по часам. Вот он улыбается
и тянет ручки Вам навстречу.
Спустя некоторое время он хватает
сам погремушку и рассматривает ее. Так
же внимательно рассматривает свои маленькие
ручки и ощупывает одной рукой другую,
тянет себя за рукав. Игрушки, висящие
над кроваткой, все больше привлекают
его внимание. Он целенаправленно трогает
погремушки руками, раскачивает их, прислушивается
к звуку. Через несколько недель он научится
переворачиваться с боку на бок.
Теперь ему
доступно пространство не только сверху,
но и вокруг себя. Игрушки можно
двигать, брать в руки, скидывать
на пол. Он не устает с любопытством
наблюдать, как мама поднимает игрушки
и подает ему. Это может раздражать, но
следует набраться терпения – это один
из элементов познания мира, один из способов
увидеть связь людей с предметами. Перед
ним открывается мир наблюдений, мир ощущений,
мир эмоций, мир действий.
Малыш видит: если
мяч бросить, то он катится, если мишку
кинуть, то он беззвучно падает на пол.
Вот мама ходит по комнате с
кувшинчиком, поливая цветы. Она
наклонила кувшин, из которого, прямо
из носика, появляется струйка воды.
Вода льется в горшочек с цветком и куда-то
пропадает. А вот в ванной, где малыш купается,
теплая и мягкая вода из ковшика льется
ему на ручки. Ее не удержать в руках, но
можно налить в мисочку и снова вылить
в ванну. Малыша удивляет все, что его окружает,
хотя часто взрослые этого не замечают,
- звуки музыки, дождь, мяуканье кошки и
многое-многое другое.
С первых дней жизни
у ребенка происходит непроизвольное
запечатление всего, что он видит, слышит,
чувствует. Кстати, уже доказано, что
это запечатление начинается еще до
рождения. А когда ребенок подрастает,
то это увиденное и усвоенное в различной
степени и неожиданно проявляется, - наши
слова, ласка, грубость, отношение к окружающим,
к малышу и т.д.
Маленькие дети часто повторяют за взрослыми все, что они скажут или сделают. Это подражание может произойти сразу после совершенного взрослым действия. Но иногда ребенок «выдает» Ваши фразы, выражение лица или жест нескоро – через день-два, неделю, месяц.