Права ребенка и их защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:47, реферат

Краткое описание

Важное направление работы с семьей – защита прав ребенка и его достоинства. В соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами (Конвенцией ООН «О правах ребенка», Семейным кодексом РФ, Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом «Об образовании») работа по защите ребенка от всех форм насилия рассматривается как должностная обязанность сотрудников образовательных учреждений; конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении.

Файлы: 1 файл

Права ребенка и их защита.docx

— 18.76 Кб (Скачать)

Права ребенка  и их защита

Важное направление  работы с семьей – защита прав ребенка  и его достоинства. В соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами (Конвенцией ООН «О правах ребенка», Семейным кодексом РФ, Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом «Об образовании») работа по защите ребенка от всех форм насилия рассматривается как должностная обязанность сотрудников образовательных учреждений; конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении.

Обеспечение прав детей  в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим  условием эффективности образовательного процесса.

Конвенция о правах ребенка.

В многоплановой  работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив  образовательного учреждения, но особая роль принадлежит руководителю детского учреждения, методисту, психологу и педагогу.

В задачи администрации  по выявлению и предотвращению жестокого обращения с детьми входят:

    * принятие  решения об организации работы  по выявлению случаев оказания  помощи детям, испытывающим насилие  и жестокое обращение со стороны  родителей;

    * выяснение  того, какие службы в городе (специальные  службы защиты детей от жестокого  обращения, телефоны доверия и  др.) занимаются данными вопросами  и как с ними можно установить  контакт. 

Основная задача методиста – обучение воспитателя  грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушения прав ребенка; подбор литературы по проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми; одна из задач – информирование коллектива о проблеме жестокого  с ними обращения, видах такого обращения, факторах, обусловливающих его.

Психолог проводит наблюдения за поведением детей в  группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных; осуществляет диагностическую и  коррекционную работу с детьми и их родителями.

Педагог – главное  действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и  культуры зависит соблюдение прав детей  в образовательном учреждении и  защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую  и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению  случаев нарушения прав ребенка, принимает меры по защите детей от жестокого обращения родителей. В целях профилактики этих положений  воспитатель должен работать в следующих направлениях:

• информирование родителей  о проблеме защиты прав ребенка;

• трансляция родителям положительного образа ребенка;

• работа по коррекции детско-родительских отношений. 

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Жестокое обращение  с детьми включает в себя любую  форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими  членами семьи), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Формы жестокого обращения с детьми

Различают в основном четыре формы жестокого обращения  с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

1. Физическое насилие  – это преднамеренное нанесение  физических повреждений ребенку.

2. Сексуальное насилие  (или развращение) – это вовлечение  ребенка с его согласия и  без такового в сексуальные  действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.

3. Психическое (эмоциональное)  насилие – это периодическое,  длительное или постоянное психическое  воздействие на ребенка, тормозящее  развитие личности и приводящее  к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

• угрозы в его адрес в словесной форме;

• замечания в  оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

• ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;

• однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму. 

4. Пренебрежение  нуждами ребенка – это отсутствие  элементарной заботы о ребенке,  в результате чего нарушается  его эмоциональное состояние,  появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению  элементарными нуждами ребенка относятся:

• отсутствие адекватного  возрасту и потребностям ребенка  питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. 

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, в вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения  прав ребенка в семье, прежде всего  сам должен быть для родителей  образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Характерные черты  гуманного стиля общения воспитателя с детьми:

• признание в  качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства  психологической защищенности, доверия  к миру и радости существования;

• индивидуальный подход, т.е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;

• использование  в качестве основных способов общения  понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;

• определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и  перспектив его дальнейшего развития. 

Для изучения воспитателем, психологом семейного климата рекомендуются  традиционные методы: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей  на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).

Педагог должен вести  работу по своевременному выявлению  нарушения прав детей, принятию мер  по защите их от жестокого обращения. При выявлении таких случаев  следует обращаться за помощью в  различные инстанции: в милицию, юридические консультации, службы здравоохранения, медико-социально-психологические  центры, телефоны доверия, специальные службы защиты от насилия.

Необходимо иметь  в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда  педагогу удается установить партнерские  отношения с семьей, создать атмосферу  общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга.

Подведем итоги

Цель совместной работы педагогов и родителей  – обеспечение преемственности  между воспитанием ребенка в  детском учреждении и в семье. Перед педагогами стоят следующие  задачи: обеспечение родителей полной информацией о работе детского учреждения; получение информации о запросах родителей, условиях жизни ребенка  в семье и его индивидуальных особенностях; наличие свободного доступа  родителей к образовательному процессу; просвещение родителей; вовлечение семьи в совместную работу с педагогами.

Особой задачей  является защита прав и достоинства  маленького ребенка. Педагог должен вести работу по своевременному выявлению  нарушения прав детей и принятию мер по защите детей от жестокого обращения.

В основе возможных  разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и родителей  чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомленность  о закономерностях развития ребенка. Поэтому очень важно выявить  различия в точках зрения педагогов  и родителей, достигнуть взаимопонимания.

Совместная работа с родителями может осуществляться в разных формах: беседы, консультирование, родительские собрания, тренинги, кружки, родительские клубы, семейные вечера, совместные праздники.

Информация о работе Права ребенка и их защита