Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:34, реферат
Интенсификация современного образования предполагает увеличение объема знаний, умений и навыков, которым должны овладеть учащиеся. Чтение, являясь основным способом получения учебной информации, играет ведущую роль в процессе усвоения знаний, в начальной школе оно является целью обучения, в результате которого ребенок должен овладеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. Процесс чтения сложный психофизиологический процесс. В его акте принимает участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
Л.Г.Киселева кафедра
ТМДНО
Практические
подходы к устранению
дислексии в начальной
школе
.
Интенсификация современного
Нарушение
чтения - дислексия, возникающее в
начальных классах, составляет серьезное
препятствие для этого
Современные представления о
чтении базируются на
На наличие
зрительного дефицита при нормальных
физиологических показателях
Всеми исследователями при
Однако сам механизм возникновения оптических ошибок чтения понимается отечественными исследователями по-разному. Одни считают, что оптические ошибки являются следствием трудности переключения произвольного внимания на начальных этапах овладения чтением, когда фонематические операции требуют от ребенка максимального сосредоточения. Другие считают, что нарушения зрительных функций встречаются в основном у детей с умственной отсталостью и вместе с дислексией входят в состав единых нервно-психических нарушений. В отечественной логопедии данных о зрительных механизмах нарушения чтения у детей явно недостаточно.
Вместе с тем, в смежных с
логопедией дисциплинах (
Таким образом, дислексии у детей с нарушениями устной речи хорошо изучены, детально разработаны приемы логопедической работы, направленной на их коррекцию. Но вместе с тем, логопедическая практика накопила данные о наличии детей с нарушениями чтения, не имеющих дефектов устной речи. Механизм таких нарушений чтения у детей отечественными исследователями изучены недостаточно, нет систематизированных, теоретически обоснованных методик их диагностики и преодоления.
Организация коррекционно-
Оказание помощи в преодолении дислексии может оказать врач психоневролог порекомендовав определенные стимулирующие препараты для улучшающие памяти и обмен веществ мозга.
Главное – помнить, что дислексия – это состояние, для определения которого требуется тесное сотрудничество врача, логопеда, учителя.
С учетом этих факторов
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);
- уточнение значений слов;
- активизация
словаря, перевод слова из
Предлагаемые задания могут
Достижение эффективности в
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия учителя, психолога и логопеда, комплексность коррекционно-развивающей работы с учениками, работа по преодолению или предупреждению нарушения устной и письменной речи школьной.
Рекомендации по оказанию помощи детям:
1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности общеобразовательных уроков и внеклассной работы.
2. Развивающий
характер работы и
3. Воспитание
у детей интереса к занятиям,
познавательной активности и
самостоятельности. Опора на
4. Достижение
успеха на каждом занятии как
важнейшее средство стимуляции
познавательной деятельности
5. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития школьника. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми чтения и письма.
6. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения чтению и письму.
7. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы учителя, логопеда, психолога.
8. Применение
принципа деятельностного
В
современной логопедической
1. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи. Формирование фонематического восприятия проводится с обязательным участием также и речедвигательного анализатора.
2. Работа над звукопроизношением. Устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука). Иногда встречаются дети, у которых звукопроизношение оказывается сохранным. В таких случаях следует отрабатывать более четкую (почти утрированную) артикуляцию, чтобы включать речедвигательный анализатор. Необходимо помнить, что при нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не могут артикулироваться абсолютно четко.
3. Развитие
навыков звукового анализа и
синтеза. Работа по развитию
фонематического восприятия
а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения (длинная черта - предложение, короткие черточки - слова, самые маленькие черточки - слоги, точки - звуки);
б) дописывание недостающих букв, слогов;
в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т.д.);
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обычно этот этап начинают с того, что учат детей разным способам образования новых слов, например образованию слов с помощью различных приставок от одной глагольной основы (у-шел, при-шел, за-шел, пере-шел) с помощью одной приставки от разных глагольных основ (при-шел, при-нес, при-летел, при-бежал и т.д.). Другой вид словарной работы - подбор однокоренных слов. Такая работа резко улучшает правописание безударных гласных, так как облегчает ребенку подбор проверочных (однокоренных) слов.
На протяжении всех занятий расширяется, уточняется, закрепляется словарный запас детей. Главная задача - сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
5. Развитие
грамматических навыков.
6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной.
Занятия
по устранению недостатков
Коррекция недостатков письма
и чтения требует постоянных
систематических занятий,
Таким образом, коррекционно-
Литература:
1.Вренева
Е. Готовим к школе детей
с системным недоразвитием
2.Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (3-е изд.). – СПб.: Речь, 2003, С. 87-88.
3.Корнев
А. Н. Узловые вопросы
4.Лалаева
Р.И. Нарушения чтения и пути
их преодоления у младших
5.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
6.Логопедия. Учебник для ВУЗов. / Под ред. Л. С. Волковой и С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 1999.
7.Садовникова
И.Н. Нарушение письменной
8.Самодурова
А.А. Комплексный подход к
Информация о работе Практические подходы к устранению дислексии в начальной школе