Практическая педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

В условиях социальной, экономической и политической нестабильности общества, которые порождают хроническую неуверенность в завтрашнем дне, исключительно важно стабилизировать школу. Понимая систему воспитания как специфическую сферу, как сферу общественных отношений, мы должны понимать, что школа сегодня является главным нравственным оплотом общества, гарантом обновления нашего отечества.

Оглавление

Современное состояние школьного воспитания 2
Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем 7
Воспитание, его цель и задачи в новых условиях 13
Литература

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

                                          Содержание

  1. Современное состояние школьного воспитания                                         2
  2. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем        7
  3. Воспитание, его цель и задачи в новых условиях                                      13
  4. Литература                                                                                                      16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Современное состояние школьного воспитания

В условиях социальной, экономической и политической нестабильности общества, которые порождают хроническую неуверенность в завтрашнем дне, исключительно важно стабилизировать школу. Понимая систему воспитания как специфическую сферу, как сферу общественных отношений, мы должны понимать, что школа сегодня является главным нравственным оплотом общества, гарантом обновления нашего отечества.

Однако сегодня работать в школе сложно, так как рыночные отношения усугубили кризис образования. Школа начала вести отчаянную  борьбу за выживание. Вся система образования постепенно переводится из режима авторитарного в режим развития. Формирование нового содержания образования строится на принципиально новой основе — подготовка подрастающего поколения к условиям рыночной экономики. Однако оказалось, что школа пока не умеет и не готова воспитывать деловых людей — предприимчивых, трудолюбивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, способных к самостоятельной деятельности, ответственных за свои действия, саморегулирующих собственное поведение.

В условиях деградации общества и культуры вообще перед школой в  частности возникают проблемы гражданского, духовного, нравственного и профессионального  самоопределения личности. Школа  пока еще оторвана от жизни, поэтому  учиться в ней утомительно и неинтересно Она чаще всего игнорирует природные интересы учащихся, их личный опыт, нежели развивает их.


В школе все еще  бытует старый стереотип, где ребенок  — сторонний наблюдатель, потребитель. Наблюдается отстраненность предметов  естественного цикла от проблем культуры общества. Школа плохо готовит своих воспитанников к жизни, не учит их жить собственным умом, а воспитывает привычку заучивать готовые решения. Она не растит сегодня интеллигентов, которые так необходимы обществу. Ее «продукция» — малоквалифицированные работники, неспособные самостоятельно принимать решения, безразличные к судьбам державы. Это те, кто так активно потом разворовывают страну, губят ее природу, виновники многочисленных аварий во всех отраслях.

В условиях рынка и  экономического хаоса обострился вопрос экономического выживания всей системы образования. Закрываются детские сады, внешкольные учреждения, некоторые типы школ, детские библиотеки и книжные издания.

В обстановке общего кризиса  в течение долгого времени  укрепился взгляд на школу как, главным образом, на учебное заведение, где происходит передача опыта, знаний. Воспитание рассматривалось как автоматический процесс, сопутствующий обучению. Общественному сознанию навязывается идея самотека воспитания. В результате этого потеряли смысл специфические формы воспитания, возможность учителя общаться с учеником, в неформальной обстановке. Даже разработанная в последнее время идея непрерывного образования предполагает образование умственное — непрерывное учение в ущерб нравственному просвещению. Этим и объясняется сегодня рост детской преступности, наркомании, беспризорности, агрессивности, ранней проституции, бездуховности молодежи. Общество и педагогическая наука пока еще не находят решения этих проблем.

В школах падает интерес к знаниям, так как в условиях кризиса общества образование человека становится невостребованной ценностью. Специалисты-профессионалы требуются лишь за рубежом. Нестабильность в обществе привела к обнищанию школы, сокращению строительства школ, сменным занятиям, тяжелому материальному положению учительства. Все это привело к оттоку педагогических кадров в коммерческие структуры и еще большей феминизации образования.

Сегодня в обществе искусственно обостряется проблема старшего поколения  и молодежи, происходит огульное отрицание прошлого нашей страны, возникает опасность разрушения исторических знаний вообще. В период смятения духа в обществе происходит отказ от отечественной культуры в угоду западной, которая упорно насаждает разврат, убийство, агрессию.

Под возросшим влиянием западного прагматизма деформируются  и цели образования. Последствия  информационного бума проявляются  в том, что молодое поколение  стремится к знаниям и навыкам, которые обеспечивают деловой, сиюминутный  успех, процветание в бизнесе. Молодежь склонна считать, что сегодня нравственно все то, что приносит доход.

В практике обучения проявляется  тенденция к технологизации педагогического  процесса, повальному тестированию школьников, что приносит ущерб использованию  теории педагогики и методики обучения, отказу от руководящей роли педагога.

Ребенок провозглашается  исключительным субъектом педагогического  процесса, а учитель выступает  в роли посредника общения учащихся с компьютером, консультантом в  обучении. Появляется термин «образовательные услуги», который утверждает педагога в роли работника сферы обслуживания.

Расслоение общества в связи с издержками рыночной экономики, ошибочной государственной  программой приватизации привели к  ранее неведомой практике в школе: расслоение детей по социальному признаку. Материальные блага, приобретенные нечестным путем, принижают в глазах ребенка честное отношение к труду, что ведет к деформации нравственности подрастающего поколения. Селекционный отбор детей ведет к отторжению тех учащихся, которые не вписываются в атмосферу амбициозно настроенных родителей

Платные образовательные  услуги, которыми, не могут воспользоваться  многие семьи, приводят к нарушению  социальной справедливости, еще больше усугубляют расслоение в детской  среде и ставят большую часть школьников в неравные стартовые условия процесса социализации личности.

Повышение комфортности семьи, ее изолированность формируют  у детей направленность на себя, эгоизм. С изолированностью семьи  утрачивается авторитет старшего поколения  в воспитании. Семья не справляется сегодня с функциями экономическими, демографическими и педагогическими. В современных условиях жизни общества педагогический и социальный портреты учащегося складываются неблагополучно.

Воспитание подрастающего  поколения должно стать главным социальным и государственным приоритетом. Для правильного осмысления сложившейся ситуации, устранения кризиса в воспитании необходимо прийти к созданию современной воспитательной системы общеобразовательной школы, так как сложившиеся авторитарные системы показали свою несостоятельность. Сегодня становится ясно, что выживание образования как государственно-общественного института зависит не только от его престижа в обществе, но и от выживания каждой конкретной школы, от качества ее педагогической деятельности, которое способно выдержать конкуренцию в образовательном пространстве, на рынке образовательных услуг.

Под влиянием идеологии  тоталитарного государства в  педагогике прочно утвердились авторитарные системы воспитания с подходом к  человеку как объекту воспитания. Школа долгое время воспроизводила исполнителей, которые действовали по принципу «ты должен»,, а не «ты можешь».

Собственная природа  ребенка, его индивидуальность и  самобытность в воспитании не учитывались. Массовая воспитательная практика все  более приобретает дегуманизированный характер.

Однако в этих условиях гуманистическая педагогика не придается  забвению. Сегодня школа ведет  отчаянную борьбу за выживание. Большинство  педагогов понимают, что выживание  это связано с развитием школы  и ее обновлением. Но это не означает, что надо разрушать существующую систему до основания. Школа избрала путь обновления и развития без ее окончательного разрушения. Вопреки мнению большинства о безнадежности, отсталости, несостоятельности отечественной школы, ее неспособности осуществить современный цивилизованный процесс образования наша школа разрабатывает инновационные педагогические процессы, переосмысливает богатое прошлое истории своей педагогической мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем.

Научный анализ сложившихся  ранее авторитарных систем воспитательной работы школ определил ее типичные недостатки: объектная направленность воспитания, игнорирование внутренних сил саморазвития и самовоспитания человека, жесткая стандартизация воспитательного процесса, игнорирующего индивидуальный и возрастной подходы; формализм воспитания; авторитарный стиль руководства, основой которого является словесное воздействие, разрыв обучения и воспитания; взгляд на воспитание как на сопутствующую учению второстепенную деятельность.

Само понятие «воспитательная  система» потеряло всякий смысл, т. к  нестабильность в обществе, государстве, понимание свободы как анархии  стали альтернативой воякой упорядоченности  учебно-воспитательного процесса в школе. В практике работы школы обыденное сознание представляет систему воспитания как какую-то жесткую модель, где нет динамики, изменений, что сдерживает развитие самого учебного заведения и свободу личности. При слове «система» в памяти учителя воскресает командно-административная система, когда господствовал культ казарменного порядка и единообразия во всем. Все инновации и достижения в школе способствовали лишь укреплению сложившегося положения. В школе преобладала учебная деятельность, хотя около 80% учеников уже в начальной школе теряли интерес к учебной деятельности. Работа учителя жестко контролировалась, проверялась, перепроверялась и находилась под давлением администрации школы.


Воспитательная работа строилась  по тем же принципам — обязательные классные часы, единые для всех политинформации с заранее определенными разделами, полный охват детей кружками, многочисленные заседания комиссий, штабов, советов, где «разбирали» нерадивых школьников, увещевали их и требовали непременных обещаний все исправить.

Работа с родителями велась в  том же командном стиле — вызов  в школу (к директору или классному  руководителю), письма-жалобы на производство, «проработки» на родительских комитетах  класса и школы, педагогическая дрессура.

Во взаимоотношениях педагогов и администрации была та же картина. Всякие инновации, отклонения от принятых, корм, нестандартные формы уроков и внеклассных мероприятий, творческий риск педагогов воспринимались как нарушение приказов, установок и руководящих указаний.

Абсолютизация контроля, обесценивание учителя привели к разрыву между педагогическим коллективом и администрацией школы. Этот разрыв отразился на отношениях между учителем и учеником. Учитель, превратившись в послушного исполнителя всех указаний администрации, превратил, в свою очередь, ученика в объект педагогического воздействия. Традиционная теория и практика воспитания также показали свою несостоятельность. Школа так и не смогла оказать свое влияние на науку, а наука о воспитании подменялась государственной идеологией. Законы о воспитании подменялись правительственными директивами. Методологи ввели в заблуждение науку педагогику, когда провозглашали наше государство страной развитого социализма. Школа, в свою очередь, поставила перед собой невыполнимые задачи — воспитание «нового человека». Сплошь и рядом можно было быть свидетелем педагогических спекуляций, когда массовое явление в школах (трудновоспитуемые, наркомания, детская преступность, отсутствие интереса к учению) выдавалось за частный случай.

Педагогические извращения идеи коллективного воспитания приводили  к тому, что коллектив служил средством  подавления личности, а личность рассматривалась  как производное коллектива. Коллектив  постепенно перестал служить средством  развития личности.

Государство берет на себя все функции воспитания, и  семья теряет свои воспитывающие  функции. Предаются забвению национальные традиции, народные обычаи, праздники. Педагог в условиях административно-командной  системы был лишен возможности  выбора своей педагогической позиции, самостоятельности.

Роль классного руководителя потеряла свой смысл, так как он стал просто выполнять свои функции и  понимал, что стандартизированная  воспитательная работа носит формальный характер, а как работать в новых  условиях, он не знает. Новации последних лет (появление гимназий, лицеев, частных школ и т. п.) не внесли радикальных изменений в массовую школу. Она продолжает оставаться учреждением, отторгающим от себя детей и не способным в силу этого выполнить свои воспитательные функции.

Все это подтверждает необходимость обновления системы  воспитания на основе гуманистической  концепции воспитания. История педагогической мысли, опыт образования в нашей стране и за рубежом показывают целесообразность гуманной системы воспитания. Именно такая система способна воспитать свободного человека.


Развитие личности человека — непрерывный и сложный процесс, в котором действуют как стихийные, так и целенаправленные факторы. Главные из них — социализация, воспитание, саморазвитие. Постоянно работает биологический механизм саморазвития с его составляющими в виде задатков человека, на основе которых формируются потребности, интересы, склонности и способности. Сегодня перед учебным заведением ставятся новые задачи — осуществить целенаправленное воспитание, которое представляет собой управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности. Управление процессом развития ребенка предполагает создание благоприятных условий для развития личности, оптимального взаимодействия биологической и социальной составляющих человека, обеспечение единства социализации, воспитания и самовоспитания. Важно нейтрализовать отрицательные взаимодействия среды и усилить факторы, стимулирующие самореализацию личности. В центре воспитания должен быть поставлен ребенок, его интересы, желания, возможности, резервы, индивидуальные особенности. Поворот к личности ребенка — как основное направление обновления школы — предусматривает создание фундамента самоуважения и общественного авторитета личности. Выпускник развивающей школы должен быть развит сам, готов к жизни в развивающемся обществе и уметь развивать общество.

Информация о работе Практическая педагогика