Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:58, творческая работа
Рассмотрение актуальной проблемы педагогики - преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Позитивные возможности и
В 2012 году во всех
субъектах Российской Федерации в соответствии
с Поручением Президента РФ вводится комплексный
учебный курс «Основы религиозных культур
и светской этики» (далее: ОРКСЭ), включающий
следующие модули: «Основы православной
культуры»; «Основы исламской культуры»;
«Основы буддийской культуры»; «Основы
иудейской культуры»; «Основы мировых
религиозных культур»; «Основы светской
этики». С согласия ученика и по выбору
его родителей.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Курс нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.
Новый курс ставит новые задачи, такие как:
1.Онакомить оучащихся с основами православия, мусульманства, буддизма, иудаизма, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2.Спрособствовать
развитию у подрастающего
3.Обобщать
знания и представления
4.Развивать способности
С возникновением нового предмета и новых задач возникло много вопросов и проблем в преподавании курса ОРСКЭ
1.Курс новый, и хотя уже есть учебники и методические пособия для учителей, преподавание этого предмета еще это реализовано на практике в полном объеме. Надо сказать, что практика показывает, что между теорией и практикой достаточно большая дистанция.
2.Очень значимо то, что этот тот курс имеет не только образовательную специфику, но и такой важнейший компонент как – духовно-нравственное воспитание. И реализовать эти компоненты можно только в тесном единстве с представителями религиозных конфессий.
3.Это принципиально новый предмет и подобный курс учителя не изучали ни в школе, не в институте. Безусловно, большую работу проводят институты повышения квалификации учителей, но этого может оказаться не достаточно.
4.Мало кто из преподавателей одинаково компетентен и в православной, и в иудейской, и в мусульманской, и в буддийской культурах, а также в вопросах светской этики.
В связи с этим перед
руководством образовательных учреждений
и работниками районных управлений образования
встает задача своевременно осуществить
работу по формированию состава учителей,
которые будут преподавать этот учебный
предмет в школе. В ходе этой работы необходимо
предъявлять высокие критерии к профессиональным
и личным качествам преподавателей , так
как это обусловлено самой спецификой
изучаемого предмета.
Дело
в том, что курс ОРКСЭ весьма сложен и
не для каждого учителя предоставляется
возможным его преподавать, даже большом
личном желании самого педагога.
Предмет весьма многогранен и с точки
зрения содержания, и с точки зрения
методикой и технологической организации
обучения. Преподаватель должен иметь
иформацию в разных областях: С истории,
литературы, культурологии, религиоведения
(история мировых религий, основы вероучения
различных конфессий, обрядово-культовая
практика в религиях мира, религиозные
духовные ценности и др.). С другой стороны,
основные учебные модули ОРКСЭ ориентированы
прежде всего на воспитание, духовное
развитие ребенка (знания, умения и навыки
– средство, духовное развитие – цель).
Эта ключевая цель курса предполагает
глубокий подход в обучении, который диктует
использование широкого спектра современных
образовательных методик и технологий,
нацеленных на организацию живого диалога
в классе, деятельное участие детейв самом
учебном процессе. В рамках этого учебного
предмета затрагивается также личностная
сфера человека, ставятся вопросы «что
такое хорошо и что такое плохо», поднимаются
проблемы мировоззренческого и нравственного
выбора и этим определяются повышенные
требования к личностным качествам самого
учителя. Для успешного преподавание
этого предмета учитель должен обладать
рядом профессиональных и личных качеств.
Остановимся подробнее на каких именно.
[1.С.67] .
1. Учитель должен быть компетентен
в вопросах о мировых религиях, их
традициях и ценностях, для чего желательно
соответствующее гуманитарное образование.
Поэтому логично для преподавания ОРСКЭ
привлекать учителей истории и обществознания
, литературы, МХК и т.д. Их преимуществом
является знание предмета, недостатком
– недостаточное знание специфики работы
с детьми младшего школьного возраста
. В связи с этим, учитывая возраст детей,
на которых ориентирован учебный курс,
учительский состав для преподавания
ОРКСЭ может частично быть сформирован
учителями начальных классов
2.. Способность работать в современной
образовательной парадигме не ограничивается
усвоением инновационных педагогических
технологий. Более принципиальным является
изменение стиля, модели поведения учителя
в образовательном пространстве. В тоже
время учитель, выстраивающий свою профессиональную
деятельность на принципах сотрудничества,
сотворчества, диалога с учащимися, является
потенциальной кандидатурой для преподавания
курса. Современный учитель не столько
информатор и транслятор знаний, сколько
координатор, организатор диалога, помощник
и наставник учащихся. Он создает условия
для личностной реализации каждого ученика,
развития его индивидуальных способностей.
Одним из важнейших условий создания такого
психологического климата является заинтересованность
самого учителя, его готовность перейти
на личностное, а не ролевое, функциональное
или статусное общение, его открытость,
гуманистичность, эмпатичность, толерантность.
Именно такой характер межличностных
отношений в классе может способствовать
адекватному и результативному усвоению
социокультурного, духовно-нравственного
опыта, предлагаемого к усвоению учащимся.
4. Учитель, преподающей ОРКСЭ, должен
обращать внимание детей к вопросам
нравственности, строить с детьми непростой
диалог о морали и этике, о том как
должен или не должен поступать человек,
о категориях добра и зла, добродетели
и порока, о свободе и ответственности
и т.п Поэтому его личная жизнь, поступки
и слова, которые он говорит будут в зоне
повышенного внимания учащихся. Следовательно,
педагог, преподающий курса ОРКСЭ,
не только должен владеть соответствующем
уровнем знаний, умением организовать
современный урок , используя инновационные
педагогические технологии, но и иметь
такие личностные качества, которые не
предполагали повода усомниться
детям в том, что поведение учителя расходится
с его же словами, произнесенными на уроках.
Очень важно, что бы диалоги, размышления,
творческие уроки в рамках ОРКСЭ строились
на основе доверия детей к учителю,
его морального авторитет. В противном
случае интерес к курсу будет безвозвратно
утрачен,
ведь дети всегда очень тонко чувствуют ложь и лицемерие, поэтому любая некорректность преподавателя к ученику или коллеге, сквернословие, вредные привычки сразу вызвут у ребят недоверие, которое, скорее всего, преодолеть невозможно.
Таким образом, сложность в преподавании ОРСКЭ заключатся в многогранности и непростой морально- нравственной организации предмета. Эта проблема обостряется тем, что преподавание данного курса ставит очень высокие критерии и к профессиональным знаниям и личным качествам педагога, а также сложность заключается в отсутствии практического опыта по данной работе.
Тем не менее, преподавание этого предмета имеет огромные позитивные возможности, ведь именно здесь ребенок учится осознанно нравственному поведению, пониманию и уважению культурных и религиозных традиций, такой многонациональной страны, которой является Россия. .[2.С..7]. На преподавателя ОРКСЭ возлагается ответственная миссия, целью которой является воспитание высоконравственного, компетентного гражданина России.
Литература
1. А. Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Программы. 4-5 классы. Издательство: Просвещение .2010г