Понятие «зрелости», ее виды и закономерности формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 07:31, контрольная работа

Краткое описание

Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. В работе освящена проблема взрослого индивида

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика зрелого возраста
1.1. Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека
1.2. Социальная ситуация развития
2. Психофизиологические функции в зрелом возрасте
2.1. Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте
2.2. Критерии когнитивной зрелости
3. Ведущая деятельность в зрелом возрасте
3.1. Профессиональное становление
3.2. Постоянство работы и перемены профессиональной жизни
3.3. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни
3.4. Нравственность, духовность, социальность в зрелом возрасте
4. Межличностные отношения в зрелом возрасте
4. 1. Личное Я – идентичность, близость, генеративность
5. Семейный цикл
5.1. Родительство
5.2. Стадии родительства
Литература

Файлы: 1 файл

контрольная АКМЕОЛОГИЯ.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Выводы:   Переход к родительству характеризуется:

1. Изменением идентичности  и внутренней жизни. К этому  относится изменения чувства  Я родителей  и их предположений  о семейной жизни. 

2. Перераспределением ролей и переменами в супружеских отношениях. Когда оба супруга измучены недосыпанием и невозможностью быть вместе в их жизни происходят перемены, связанные с неизбежным разделением труда.

3.Переменами в ролях  и отношениях старшего поколения.  Переход к родительству затрагивает как родителей, так и бабушек и дедушек.

4.Изменениями ролей  и отношений вне семьи. Внешние  изменения касаются, главным образом  матери, так как ей приходится  оставить работу, хотя бы на  время, чтобы посвятить себя  заботам о ребёнке.

5.Новыми родительскими  ролями и отношениями. Супруги  должны принять на себя новые  обязанности, связанные с рождением  ребенка (8).

6.Родительство, с его  сложными задачами и требованиями, можно рассматривать в качестве  высшей фазы как в индивидуальном развитии матери и отца, так и в развитии пары как системы (8).

5.2. Стадии  родительства

    Каждый критический для ребенка период создаёт или вызывает в ответ критический период для родителей. Галински описывает интерактивный процесс в виде 6 отдельных стадий родительства:

    На стадии формирования образа, длящейся от зачатия до рождения ребёнка, супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои ожидаемые действия согласно собственным стандартам идеального родителя.

    На стадии выкармливания, продолжающейся до момента, когда ребенку исполняется примерно 2 года (пока он не начнет говорить «нет»), у родителей формируется чувство привязанности к своему малышу, и они научаются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, работе, друзьям и своим родителям, с потребностями младенца (8).

    На стадии авторитета, в период времени, когда ребёнку примерно от 2 до 5 лет, супруги начинают задаваться вопросом, какими родителями они были и какими будут. Прогресс здесь бывает в том случае, когда родители осознают, что они - и их дети - не всегда соответствуют созданному идеальному образу.

    На интерпертативной стадии, приходящейся на годы среднего детства, родители вынуждены проверять и пересматривать многие из устоявшихся положений. Когда их дети становятся подростками, родители переходят на стадию взаимозависимости, на которой они должны подвергнуть ревизии свои властные отношения с теперь уже почти совсем взрослыми детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в партнёрские (8).

    Наконец, на стадии расставания, когда выросшие дети уходят из дома, родителям приходится не только «отпускать их», но и браться за трудную и порой неприятную задачу критического осмысления того, какими родителями они были. На каждой стадии родители должны суметь разрешить свои внутренние конфликты на новом, более высоком уровне интеграции, иначе они могут просто не справиться с охватившими их трудностями. Это неснятое напряжение может негативно сказаться на супружеских отношениях или на способности эффективно выполнять родительские функции.

    Однако родители, которым не удаётся сладить с детьми на какой-то стадии развития, могут вполне успешно управляться с ними на другой стадии. Например, родители, испытывающие трудности с младенцами, могут справиться с воспитанием дошкольника или подростка. Может быть верно, и обратное: родитель, уверенно чувствовавший себя с беспомощным малышом, может иметь множество проблем с добивающимся независимости подростком.

    Семейные пары должны принимать решения и улаживать конфликты таким образом, чтобы каждый из супругов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которой один человек постоянно занимает господствующее положение, второй ради этого приносит себя в жертву, оказываются недолговечными. Дополнительные осложнения, порождаемые бунтующими и стремящимися к независимости подростками, например, требуют, чтобы супружеская и семейные системы видоизменились и предоставили больше свободы этой части автономной личности. Семейная система, отличающаяся излишней жесткостью или недостаточностью структурированная, не способна удовлетворить развивающиеся потребности…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Ананьев Б.Г.  Избранные  психологические труды в  2  томах.  Под  ред.

    А.А.Бодалёва, Б.Ф.Ломова. – М., 1980 т.1.

2. Ананьев Б.Г. Психология  и проблема  человекознания.  –   М.-  Воронеж,1996.

 3. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. – М., 1984.

4. Бодалёв А.А. Вершина  в развитии взрослого человека. – М., 1998.

5. Гомезо М.В., Герасимова  В.С., Горелова Г.Г., Орлова  Л.М.  Возрастная

      психология. Личность от молодости до старости. – М., 2001.

 6. Дарвин Ч. Происхождение видов. – М., 1935.

 7. Ермолаева М.В. Психология развития. – М., 2000.

8. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001.

9. Климов Е.А. Психология  профессионального  самоопределения.  –  Ростов н/Д., 1996.

10.  Крымская М.Л.  Климактерический период. – М., 1988.

11.  Массен П., Конгер  Дж.,  Гивитц  Дж.  Развитие  личности  в  среднем возрасте. Психология личности, тексты. – М., 1980.

12.  Маслоу А.Г. Дальние  пределы человеческой психики:  пер.  с  англ.    СПб., 1997.

13.  Морфология человека. Под ред. Б.А.Никитюка, В.П.Чтецова.  – М.,1990.

14.  Николаев Г. Мужчина  и женщина. Биология любви.  – М., Наука и  жизнь,1996, № 5.

15. Психология человека  от рождения до  смерти.  Под   ред.  А.А.Реана.  –СПб., 2001.

16.  Стендаль. О любви.  Собр. Соч. в 12 т. – М., 1978, т. 7.

 17.  Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988.

 18.  Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999.

 19.  Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1998.

 20.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2001.

21.  Шадриков В.Д.  Происхождение человечности. – М., 1999.

22. Эриксон  Э. Детство  и общество. – СПб., 2000.




Информация о работе Понятие «зрелости», ее виды и закономерности формирования