Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:59, реферат
Цель исследования: выявить характерные черты понятия «сказкотерапии», подтвердить сказкотерапию как один из методов оказания психологической помощи дошкольникам.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятия и классификации сказкотерапии
2. Выделить этапы и виды сказок
Введение………………………………………………………………3 стр.
1.1. Понятие «сказкотерапия»………………………………….…6 стр.
1.2. Классификация сказок……………………………………..….8 стр
2. Воздействие сказки
2.1. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»…………….………... 9 стр
2.2. Идеи сказки…………………………………………………….…10 стр
3. Возрастные особенности сказки…………………………………..11 стр
4. Сказка в работе с дошкольниками……………………………… ..12 стр
Заключение ……………………………………………………..…. 15 стр.
Список использованной литературы………………………….. … 16 стр.
14
РЕФЕРАТ
Г. Сыктывкар
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1. Понятие «сказкотерапия»………………………………….…
1.2. Классификация сказок……………………………………..….8 стр
2. Воздействие сказки
2.1. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»…………….………... 9 стр
2.2. Идеи сказки…………………………………………………….…10 стр
3. Возрастные особенности сказки…………………………………..11 стр
4. Сказка в работе с дошкольниками……………………………… ..12 стр
Заключение ……………………………………………………..…. 15 стр.
Список использованной литературы………………………….. … 16 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Исследования семьи в условиях современного общества выявляет возросшую отчужденность родителей и детей, дефицит душевного тепла, ласки. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни! К сожалению, в наш компьютеризированный век, родители стали мало уделять внимания своим детям. Для них, совсем юных и ранимых, основными друзьями и помощниками становятся компьютерные игры. Часто эти игры не развивают детей, а нагнетают и порождают разные страхи, о которых дети не могут рассказать своим родителям. Также основную часть свободного времени дети проводят возле телевизора, с экрана которого идет информация, часто пугающая детей (катастрофы, аварии, убийства, неопознанное и неизведанное). Со своими впечатлениями и страхами ребенок остается один на один. Как же помочь выбраться с этого нагнетающего и нарастающего кома информации, непонятных страхов и невиданных ощущений? Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении многих веков. Сказки являются для детей-дошкольников особой формой действительности. Это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях [3;117].
Только в сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Сказки учат ребенка, что мир очень сложен, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. С персонажами сказок дети учатся отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Сказки вселяют в ребенка надежду. Дети, слушая сказки, проходят тот же путь познания мира и обретения опыта. Они погружаются в мир фантазии и волшебства, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев, но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире.
Сказкотерапия – технология, с помощью которой можно оказать психологическую помощь человеку через сказочные истории.
Наши предки использовали сказкотерапию для детей несознательно, через сказки передавая ребенку жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычаи и традиции. Сказка в этом случае выполняла те же функции, что и колыбельные для детей.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" получила в работе Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Современная сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных жизненных ситуациях. Сказкотерапия для детей позволяет "вытащить" из сказочной истории весь ее скрытый потенциал и использовать его во благо.
Проблема: в связи с кризисными ситуациями в современном обществе у людей возникают экономические потребности. Удовлетворение этой потребности порождает особый стиль жизни. Часто можно встретить агрессивных, тревожных, но в тоже время замкнутых людей с низкой самооценкой. Гнев, злоба, месть разрушают общество. Однако подобный стиль жизни и взаимоотношений несообразен внутренней природе человека и поэтому приводит чаще всего эмоциональной нестабильности, "разбалансировки" чувств, стрессу. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляет ребенка, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось незначительное внимание.
Актуальность темы в том, что, сформировалось и закрепилось противоречие между новыми социально-педагогическими условиями: между осознанием и признанием большинства ученых-теоретиков и педагогов-практиков; духовно-нравственное обнищание населения; агрессивное поведение детей и взрослых; преобладающее негативное эмоциональное состояние у большинства людей и отсутствие четких ориентиров по решению данной проблемы; практика и теория воспитания детей; наблюдение игнорирования родителями чтения рассказов, сказок, домашнего чтения, просмотра детских передач и фильмов, посвященных духовно-нравственной проблеме.
Цель исследования: выявить характерные черты понятия «сказкотерапии», подтвердить сказкотерапию как один из методов оказания психологической помощи дошкольникам.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятия и классификации сказкотерапии
2. Выделить этапы и виды сказок
3. Определить воздействие сказки на разных возрастных этапах дошкольника
4. Рассмотреть сказкотерапию в работе с дошкольниками
1.1. Понятие « сказкотерапии»
К сказкам обращались многие известные психологи и психотерапевты: Э.Фромм, Э.Берн, Б.Беттельхейм, Р.Гарднер, А. Менегетти. В настоящее время отечественные психологи и педагоги: М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Г.Азовцев, И.Вачков, Т.Д.Зинкевич - Евстегнеева, А.И.Константинова, Т.М.Грабенко, Д.Соколов, А.Гнездилов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают варианты работы.
По словам Станислава Раевского, «сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка» [6; 43].
Сказкотерапия для детей - это целое направление в психотерапии.
Сказкотерапия – это процесс образования связи сказочными событиям и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны…
Сказкотерапия - инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума [7; 17].
Сказкотерапия - один из самых древних детских методов в психологии, направленное на решение какой-нибудь проблемы. Сеансы сказкотерапии помогают понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках в некотором смысле запрограммирована жизнь ребенка.
Сказкотерапия – один из методов консультирования, коррекции, развития и реабилитации, обладающий уникальной спецификой.
Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая произошло недавно. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории и являются особенно ценными, терапевтическими. Именно эти истории являются основой сказкотерапии.
У сказкотерапии нет возрастных границ: в каждом возрасте есть своя сказка, легенда, баллада. Тем не менее использование сказки в психотерапии взрослых не теряет своей эффективности, но соответственно претерпевает некоторые изменения по сравнению с детской сказкотерапией [2; 254].
Сказкотерапия применяется для разрешения многих проблем: от трудности в обучении до острых жизненных кризисов.
Задачи сказкотерапии:
1. Научиться тому, как учить;
2. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;
3. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос - это способ адаптации;
4. Пробуждение Веры.
1.2. Классификация сказок
В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д.Зинкевич-Евстегнеевой):
Художественные сказки, которые созданы многовековой мудростью народа и авторские истории. В них есть дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и медитативный аспекты. ( кним относят народные и авторские сказки)
Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создание в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Психотерапевтические сказки, сказки раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые стороны души.
Психокоррекционные сказки, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др.
Согласно Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией она понимает «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный [1;48].
В понимании Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [5; 33].
В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):
1 этап – устное народное творчество;
2 этап – собирание и исследование сказок и мифов (исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.Г.Юнг, М.-Л. фон Франц, Б.Беттельхейм, В.Пропп и др.);
3 этап – психотехнический (прием «сочини сказку», применение сказки для психодиагностики, коррекции и развития личности);
4 этап – интегративный, связанный с «формированием концепции
И.В.Вачков классифицирует сказки в зависимости от цели воздействия сказки и выделяет два вида:
1. фольклорные
2. авторские
Итак, сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. К сказкам обращались многие известные психологи и психотерапевты. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева выделила четыре этапа в развитии сказкотерапии и пять видов сказок. В тоже время сказкотерапия – это современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
2. Воздействие сказок
2.1. Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок чаще всего отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает детям добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно». Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
2.2. Идеи сказки
Обычно мы выделяем пять основных идей, которые передаются через народные сказки.
Во-первых, идея того, что окружающий нас мир – живой. И дерево, и ручеек могут заговорить с нами. Ценность этой идеи в формировании бережного и осмысленного отношения ко всему, что нас окружает.
Во-вторых, народные сказки несут идею того, что объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея формирует у ребенка способности к принятию другого, способность к альтернативному видению.
В-третьих, народные сказки несут идею о разделении добра и зла. Победа добра развивает стремление к лучшему.
В-четвёртых, в сказках преподносится идея того, что самое ценное достаётся герою через испытание, а то, что далось даром, недолговечно, оно может быстро исчезнуть. Это формирует трудолюбие, терпение, верное целеполагание.
Ну, и в-пятых, народные сказки помогают формированию самостоятельности, учат доверять окружающему миру, рассказывая, что вокруг нас всегда много помощников, но они приходят на помощь тогда, когда мы не можем сами справиться с ситуацией или заданием.