Понятие нормы и отклонения от нормы в современном человекознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:38, доклад

Краткое описание

Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколько значений этого понятия.
Среднестатистическая норма - уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Попадание в зону средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68 % лиц данной возрастной категории, пола и т.д. Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

Файлы: 1 файл

44.docx

— 17.17 Кб (Скачать)

Понятие нормы  и отклонения от нормы в современном  человекознании

Определение «степени  нормальности» человека – сложная  междисциплинарная проблема. Изучение патологических явлений позволяет лучше понять механизмы функционирования в норме.

Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

Ориентация на норму важна на этапе выявления  недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколько значений этого понятия.

Среднестатистическая  норма - уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Попадание в зону средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68 % лиц данной возрастной категории, пола и т.д. Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

Функциональная  норма - индивидуальная норма развития. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.

Идеальная норма – некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

Именно идеальные  нормы заложены в определении  Всемирной организации здравоохранения  здоровья человека как состояние  полного физического, душевного  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней или  физических дефектов.

Острый дискуссионный  характер проблемы «норма - патология» проявляется   в   многочисленных вариантах ее решения, каждый из которых имеет как свои достоинства, так и явные недостатки.

Одним из распространенных вариантов  в решении проблемы “норма-патология” считается частотный или статистический подход. Сущность его состоит в том, что критерием нормальности объявляется показатель распространенности, или частотности того или иного явления: чем большее распространение    оно    получает,   тем   выше вероятность его отнесения к категории нормы и наоборот (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев Психология развития человека, М., 2000, с.393).

Однако критерий частотности не всегда может быть содержательно надежным. Многие явления  не являются распространенными, но это  не превращает их в ненормальные (например, леворукость).

Часто исследователи используют так называемый адаптационный подход. Его основная идея состоит в том, что критерием нормальности должна выступать способность человека к адаптации, то есть способность быстрой приспособляемости к физическим и социальным изменениям.

Однако вряд ли можно назвать аномальным  активное нежелание человека приспосабливаться  к аморальным и антигуманным условиям жизни, в которые он попал помимо своей воли. Кроме того, неясны критерии адаптивности: как долго человек  должен проявлять признаки дезадаптации, чтобы  это состояние было квалифицировано  как отклонение от нормы?

Само понятие  «приспособленность» в ряде исследований признается не подходящим для описания здорового или нормального существования. Так, польский психолог и клиницист К. Домбровский считал, что способность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости. За этой способностью скрываются отсутствие иерархии ценностей и жизненная позиция, не содержащая в себе элементов, необходимых для позитивного развития личности и творчества.

В   рамках культурно-релятивного   подхода   проблема нормы и патологии решается в контексте культуры и исторического времени. (релятивный – от лат. relativus относительный). Согласно  этой точке зрения одно и то же явление в одной и той же культуре, но в разное время может оцениваться по-разному (то как нормальное, то как патологическое). Равно как в разных культурах в одно и тоже время оценки одного и того же явления могут быть диаметрально противоположными: то, что нормально в одной культуре, ненормально в другой.

В последние два десятилетия  в науке отчетливо доминирует воззрение о том, что норма  и патология – это две крайние  точки, между которыми не существует четкой границы. Именно поэтому их так  трудно дифференцировать и найти  четкие критерии их различения.

 

 


Информация о работе Понятие нормы и отклонения от нормы в современном человекознании