Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:37, реферат
Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога, прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, он закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями.
Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога, прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, он закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным.
Сущность последнего-не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное – признание самобытности и уникальности каждого ученика. Но возможно ли это, когда в классе по 25-30 учеников
и каждый индивидуален по-своему? От учителя требуется не только
признание за каждым учеником своеобразия его личности, но и пере-
смотр ряда профессиональных позиций. Рассмотрим некоторые из них.
2. Профессиональные позиции учителя при
организации и проведении личностно-
ориентированного урока.
2.1.Опора на субъектный опыт.
Первая позиция. Учитель сообщает знания в строгой логической последовательности и этого же требует от ученика, полагая, что ему они еще не известны. Но любое новое знание должно опираться на субъектный опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переводя в социально значимое содержание (т.е. ''окультурить''), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.
Традиционно урок рассматривается как такая учебная ситуация, где учитель сообщает знания, формирует умения и навыки. В традиционном уроке учитель рассматривается как ''выразитель'', транслятор социокультурных образцов, которые он должен ''внедрить'' в сознание учеников, добиться их усвоения, безоговорочного принятия и использования.
При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относится к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся. Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудить детские ''версии'' не в жестко-оценочной ситуации (правильно / неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти ''версии'', выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях ученики будут стремиться быть ''услышанными'', станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения.
2.2.Знание психофизических особенностей.
Вторая позиция. Обычно, готовясь к уроку, учитель подбирает дидактический материал (иллюстративный, раздаточный и т.п.), позволяющий ему в процессе занятия использовать задания разной степени трудности. Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями. Таким образом, ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.
Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе урока требуют, конечно, особой подготовки учителя и, прежде всего, знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения. К сожалению, пока дидактический материал, находящийся на вооружении учителя, позволяет ему осуществлять ''разноуровневый'', ''дифференцированный'', но не личностно-ориентированный подход.
2.3. В роли равноправных партнеров.
Третья позиция. Она относится к сценарию урока. Традиционно общение на уроке сводится к приглашению (принуждению) учащихся заниматься тем, что предусмотрел учитель согласно требованиям программы. Необходимо на уроке учебное общение строить таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявил себя. Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления. Все это, несомненно, требует специальной подготовки.
3.Рекомендации к подготовке и проведению
личностно-ориентированного урока.
Важное место при подготовке урока отводят разработке гибкого плана.
Он включает:
1. Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных
этапов урока;
2.Подбор и организацию дидактического материала, позволяющего
выявить индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду
и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;
3.Планирование разных форм организации учебной деятельности
(соотношение фронтальной, индивидуальной и самостоятельной работы)
4.Выявление требований к оценке работы с учетом характера заданий.
Рекомендации к проведению урока:
1.Использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
2.Стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
3.Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
4.Пощрение стремления ученика предлагать свой способ работы, анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
5.Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали нового, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
6.При опросе на уроке анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий.
Высказанные рекомендации к подготовке и проведению личностно-ориентированного урока являются наиболее важными. Некоторые из них, естественно, известны каждому учителю, используются им в повседневной работе.
Вывод.
Таким образом, следует отметить, что проектирование и технология проведения личностно-ориентированного урока ставит учителя в новую, не привычную для него пока ситуацию – быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.
Урок – та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются задания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и служит личностно-ориентированный урок.
Подчеркнем в заключение его основные особенности:
1). Продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;
2). Проведение наблюдений за школьниками (процедур отслеживающего характера);
3). Предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
4). Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;
5). Организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
6). Привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку;
7). Использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика;
8). Продумывание чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.
План.
1. Понятие ''личностно-ориентированный урок''.
2. Профессиональные позиции учителя при организации и проведении
личностно-ориентированного урока.
2.1. Опора на субъектный опыт.
2.2. Знание психофизических возможностей.
2.3. В роли равноправных партнеров.
3. Рекомендации к подготовке и проведению личностно-
ориентированного урока.
Вывод.
Литература.
Министерство Образования РФ
Череповецкий Государственный Университет
Институт Педагогики и Психологии
кафедра педагогики и методик начального образования
ДОКЛАД
на тему: Личностно-ориентированный урок.
(личностно-ориентированная
технология обучения
И.С.Якиманской).
Выполнил:
Зобова Т.В.
Проверил: к.п.н.
проф. Бурова Л.И.
Череповец, 2004.
Информация о работе Понятие “личностно-ориентированный урок”