Понятие деятельности. Структура деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:56, реферат

Краткое описание

Актуальность темы: Образование в нашей стране в последнее десятилетие постоянно подвергается критике. Любая образовательная практика строится на психологической теории, не всегда ею осознанной. В основе многих систем современного образования лежит деятельностная концепция. Построенные на ее основе программы решают ряд фундаментальных проблем психического и личностного развития.

Оглавление

Введение
Понятие деятельности.
Структура деятельности
Различные концепции понятия ведущей деятельности.
Возрастной период и ведущая деятельность.
Общая характеристика учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, ее содержание и структура
Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника.
Психологические новообразования личности и поведения в младшем школьном возрасте.
Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

возрастная психология готов.docx

— 43.04 Кб (Скачать)

Первый компонент - мотивация. Учебная деятельность полимотивирована - она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Д.Б.Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Второй компонент - учебная  задача, т.е. система заданий, при  выполнении которых ребенок осваивает  наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий  способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они  допускают ошибки, решая аналогичные  задачи. Развивающее обучение предполагает совместное "открытие" и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают.

Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются  основным звеном структуры учебной  деятельности.

Программы обучения часто  предусматривают поэтапную отработку  по системе П.Я.Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к проговариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ.

Четвертый компонент - контроль. Первоначально учебную работу контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому  отчасти стихийно, отчасти под  руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание  учебной деятельности, поэтому обучение контролю - важная и сложная педагогическая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верно или неверно выполнено  задание). Ребенку необходим так  называемый пооперационный контроль - за правильностью и полнотой выполнения операций, т.е. за процессом учебной  деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной  работы - значит, способствовать формированию такой психической функции, как  внимание.

Последний этап контроля - оценка. Ее можно считать пятым компонентом  структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки -насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий - освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка - объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа. Содержательно оценивая учебную деятельность, ее результаты и процесс, учитель задает определенные ориентиры - критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Как показала А.И. Липкина, младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.

 

 

  1. Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника

 

Доминирующей функцией в  младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У детей в связи с развитием функции мышления к концу младшего школьного возраста развивается способность к анализу (это проявляется, прежде всего, в анализе условий решаемых задач), специфическая рефлексия ( в том числе и в межличностных отношениях, способность удерживать задачу и решать ее во внутреннем плане.

 У большинства детей  наблюдается относительное равновесие  между разными видами мышления. Важное условие для формирования  теоретического мышления - формирование  научных понятий. Теоретическое  мышление позволяет ученику решать  задачи, ориентируясь не на внешние,  наглядные признаки и связи  объектов, а на внутренние, существенные  свойства и отношения. Развитие  теоретического мышления зависит  от того, как и чему учат  ребенка, т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; Л.В. Занков).

В начале младшего школьного  возраста восприятие - недостаточно дифференцированно. Для того чтобы ученик более тонко  анализировал качества объектов, учитель  должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для  дошкольников было характерно анализирующее  восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем  обучении, появляется синтезирующее  восприятие. Развивающийся интеллект  создает возможность устанавливать  связи между элементами воспринимаемого. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время.

Таким образом, основными  новообразованиями младшего школьного  возраста в познавательной сфере  можно считать:

1)качественно новый уровень  развития произвольной регуляции  поведения и деятельности, в том  числе и «внутренней», психической;

2)рефлексию, анализ, внутренний  план действий;

3)развитие познавательного  отношения к действительности

3.Психологические новообразования  личности и поведения в младшем  школьном возрасте

 

Мотивационная сфера, как  считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности.

Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное  место занимает мотив получения  высоких отметок. Высокие отметки  для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Внутренние мотивы:

1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с  содержательными или структурными  характеристиками самой учебной  деятельности: стремление получать  знания; стремление овладеть способами  самостоятельного приобретения  знаний;

2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими  на мотивы учения, но не связанные  с учебной деятельностью (меняются  социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы  учения): стремление быть грамотным  человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение  старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами  взаимодействия с окружающими  людьми, одноклассниками. Мотивация  достижения в начальных классах  нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью  ярко выражена мотивация достижения  успеха - желание хорошо, правильно  выполнить задание, получить нужный  результат. Мотивация избегания  неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий,  которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Внешние мотивы - учиться  за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

В этом возрасте активно  развивается самосознание. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных  случаях возникают тяжелые переживания  и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых  хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические  неудачи и низкие оценки снижают  их уверенность в себе, в своих  возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства  компетентности, которое Э. Эриксон  считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует  себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и  чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно  оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие  пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Итак главным новообразованием этого возраста в личностной сфере можно назвать:

1)Появление ориентации  на группу сверстников

2)появление произвольной  регуляции поведения на основе  самооценки

 

 

 

  1. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности

 

Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением  мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных  яблок, глотанием, дыханием, а также  двигательным компонентом речи, мимики.

На развитие функций мышц большое влияние оказывают силы гравитации и инерции, которые мышца  вынуждена постоянно преодолевать. Важную роль играют время, в течение  которого развертывается мышечное сокращение, и пространство, в котором оно  происходит.

Предполагается и целым  рядом научных работ доказывается, что труд создал человека. Понятие "труд" включает различные его виды. Между  тем существуют два основных вида трудовой деятельности человека - физический и умственный труд и их промежуточные  сочетания.

Физический труд - это  «вид деятельности человека, особенности  которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов» . Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения).

Умственный труд - это  «деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе - гипотез и теории» . Результат умственного труда - научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей. Умственный труд выступает в различных формах, зависящих от вида концептуальной модели и целей, которые стоят перед человеком (эти условия определяют специфику умственного труда).

К неспецифическим особенностям умственного труда относятся  прием и переработка информации, сравнение полученной информации с  хранящейся в памяти человека, ее преобразование, определение проблемной ситуации, путей  разрешения проблемы и формирование цели умственного труда. В зависимости от вида и способов преобразования информации и выработки решения различают репродуктивные и продуктивные (творческие) виды умственного труда. В репродуктивных видах труда используются заранее известные преобразования с фиксированными алгоритмами действий (например, счетные операции), в творческом труде алгоритмы либо вообще неизвестны, либо даны в неясном виде.

Оценка человеком себя как субъекта умственного труда, мотивов деятельности, значимости цели и самого процесса труда составляет эмоциональную составляющую умственного  труда. Эффективность его определяется уровнем знаний и возможностью их осуществить, способностями человека и его волевыми характеристиками. При высокой напряженности умственного  труда, особенно если она связана  с дефицитом времени, могут возникать явления умственной блокады (временное торможение процесса умственного труда), которые предохраняют функциональные системы центральной нервной системы от разобщения.

Информация о работе Понятие деятельности. Структура деятельности