Поликультурное воспитание детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Раскрываются основные тенденции развития поликультурного воспитания школьников в современном мире. Для педагогов это весьма важно, поскольку способствует приобщению к общечеловеческим приоритетам в воспитании и обучении.

Оглавление

Введение
1. Сущность поликультурного воспитания. Принципы, функции, способы
2. Состояние поликультурного воспитания. Основные проблемы и тенденции развития
3. Поликультурное воспитание на постсоветском пространстве
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Поликультурное воспитание детей.rtf

— 287.52 Кб (Скачать)

     Соответственно такому подходу Министерство образования Российской Федерации в начале 90-х гг. XX в. подчеркивало необходимость создания множества национальных школ, которые, с одной стороны, обеспечивают Единый государственный стандарт воспитания и образования, а с другой -- приобщают к национальной (этнической) культурной традиции, т. е. воспитывают личность, способную жить в поликультурном окружении. Такие условия предполагают обеспечить образование, начальная ступень которого погружает в стихию родных культуры и языка, а средняя и высшая ступени выводит на общероссийское и мировое культурное пространство. В итоге поликультурное воспитание оказывается следствием взаимодействия культуры малого этноса, русской культуры, многонациональной культуры России и мировой культуры.

     Поликультурное воспитание осуществляется в определенном историческом и педагогическом контексте. В советский период этнический и национальный показатель нерусских школ, состоявший прежде всего в преподавании на родном языке, постепенно исчезал. К концу 1980-х гг. доминирующим типом нерусской школы оказалось учебное заведение с обучением на русском языке и преподаванием родного языка как одного из предметов. В результате несколько поколений нерусских народов получали воспитание вне родного языка и национальной культуры, на базе русского языка и редуцированной русской культуры.

     Идеи поликультурного воспитания применительно к России позволяют по-новому взглянуть на культурно-педагогическую роль обучения на русском и других языках. Безусловно, русский язык остается универсальным средством культурного диалога всех народов России. Однако в контексте поликультурного воспитания очевидна перспективность, по крайней мере, билингвального обучения: на русском языке и языке другого этноса. Причем в условиях России полилингвальное обучение должно быть чрезвычайно вариативным по своим культурно-образовательным функциям. Так, на территориях областей и краев Российской Федерации русский язык выступает как язык доминирующий, тогда как на территориях этнических республик такую позицию он разделяет с языками местных этносов.

     Особое обучение представителей нерусских национальностей организуют не только в национальных республиках и образованиях, но и в местах их компактного проживания в других регионах. [37, стр.69]

     Уникальный опыт поликультурного воспитания накоплен в Москве. К настоящему времени в столице России организованно действует более 100 национальных общин. В 2008 г. в Москве насчитывалось около 60 дошкольных учреждений, школ и культурно-образовательных центров, в программу которых включен этнокультурный компонент. Это государственные и частные заведения. Яркий пример: учебно-воспитательный комплекс № 1650. В школе занимаются не только по стандартным учебным программам. В 2007/08 учебном году здесь имелись 22 отделения: аварское, абазинское, адыгейское, ассирийское, армянское, башкирское, болгарское, бурятское, греческое, еврейское, кабардинское, корейское, ингушское, латышское, литовское, польское, русское, татарское, украинское, чеченское, эстонское, цыганское. В каждом отделении по субботам и воскресеньям дополнительно к основной программе школьники изучают язык, историю, религию, фольклор и уклад жизни своего народа вплоть до национальных видов спорта, кулинарии, танцев, праздников. Преподают все это носители языков и культур.

     Кроме того, в 2008 г. насчитывалось до 30 частных национальных школ (армянские, грузинские, еврейские, корейские, татарские, чувашские и пр.).

     В программах российских учебных заведений отсутствуют специальные курсы поликультурного воспитания. Соответствующие вопросы рассматриваются на междисциплинарном уровне: при преподавании языков, истории, предметов естественно-научного, художественно-эстетического циклов. При обучении предполагается знакомить с самобытностью культур русского и малого этносов, общероссийской и мировой культурой, обращая внимание на их общие и особенные черты.

     В последние годы проведены интересные эксперименты по организации поликультурного воспитания, которые позволили обогатить научные и практические представления в этой отрасли педагогического знания. К их числу относится опыт общеобразовательной школы № 17 в г. Твери. В школе были проверены некоторые методики, показатели и уровни, способы оценки поликультурного воспитания. Так, показателями поликультурной подготовки рассматривались знания о поликультурной среде, эмоциональное отношение к реалиям и представителям такой среды, поведение в ней. Были сформулированы три уровня поликультурной воспитанности (высокий, средний, низкий), способы их измерения. Например, на высоком уровне знания о поликультурной среде должны носить глубокий характер, эмоциональная оценка иной культуры -- исходить из рационального, критического подхода, нормы поведения -- базироваться на ценностях взаимного уважения. На низком уровне знания о поликультурном мире отсутствуют, существует преимущественно эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурных общностей, в поведении проявляются националистические тенденции. Для достижения высокого уровня в программу обществоведения был включен курс «Многообразие культур и я», при преподавании истории использовались модули, тематика которых включала сведения о достижениях отдельных цивилизаций и культур. В процессе обучения использовались традиционные и сравнительно новые методы обучения: диалоги, беседы, ролевые игры, встречи с представителями инокультур и пр.

     Ближнее зарубежье (страны СНГ, Прибалтика). В странах ближнего зарубежья острейшей проблемой является дискриминация русскоязычного населения (в том числе и в сфере образования), в результате чего с конца 1980-х гг. многие русскоязычные (по неофициальным данным, до 8 млн человек) вынуждены были эмигрировать в Россию.

     В законодательстве стран ближнего зарубежья определены разные подходы к этому вопросу. В части стран СНГ (Азербайджан, Армения, Туркменистан, Узбекистан) провозглашено (хотя и анонимно) свободное использование и развитие языков других народов. В остальных странах СНГ конституции прямо гарантируют право обучения на русском языке. Так, Конституция Украины гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского и других языков национальных меньшинств.

     В странах СНГ на официальном уровне нет явной культурной дискриминации русскоязычного населения. Здесь сохраняются государственные русскоязычные школы. Так, в Грузии в 2006/2007 учебном году насчитывалось 214 таких школ, в том числе в 87 преподавание велось лишь на русском языке. Тем не менее обучение в государственных школах на русском языке на Украине, в Казахстане и других странах СНГ сворачивается. [27, стр.151]

     Неконструктивную позицию в отношении культурно-образовательных прав русскоязычного населения и других национальных меньшинств занимают власти Балтии. Впрочем, в этой позиции имеются определенные различия. Так, официальная педагогика Литвы, признавая правомерность поликультурного воспитания, рассматривает его как путь интеграции в литовскую культуру.

     Власти Латвии даже формально отказываются от поликультурного воспитания. Они проводят в отношении национальных меньшинств жесткую, фактически дискриминационную культурно-образовательную политику. В Латвии, где русскоязычные меньшинства составляют около 40% населения, по сути, в отношении них планомерно осуществляется стратегия культурного ущемления и в лучшем случае ассимиляции. Русские, еврейские, цыганские, эстонские и другие малые национальные общины, стремясь сохранить свои языки и культуру, создают частные учебные заведения. Вместе с тем они отнюдь не настроены конфронтационно, сознавая необходимость интеграции с латвийскими культурой и языком.

     В целом государственная политика Латвии, Эстонии, Литвы имеет целью вытеснить из общения русский язык и языки других национальных меньшинств. В этих государствах свободное использование и развитие языков национальных меньшинств резко ограничены. Например, русский и польский языки (языки особо крупных национальных меньшинств) не названы субъектами права в законах о языках.

     Главным рычагом вытеснения языков и культуры национальных меньшинств является система образования. Так, в Латвии официальной доктриной определено, что обучение в средней школе должно осуществляться на государственном, латышском языке. На так называемый национальный блок (родной язык, литература, история территории) в средних школах отведено 25% учебного времени, 75% должно занимать преподавание общеобразовательных предметов на латышском языке. В неполной средней школе предусмотрен постепенный переход от языка семьи на латышский язык с использованием билингвального обучения. Главная задача Министерства образования Латвии состоит в выработке нормативной базы, которая позволит перейти с обучения на русском языке на обучение на латышском языке. Еще жестче ставится эта задача в Законе Латвии об образовании: с 2004 г. вести обучение в средней школе только на латышском языке. [21, стр.122]

 

     Заключение 

     Изучение мирового школьно-педагогического опыта служит формированию открытого педагогического мышления, при котором осваиваются наиболее целесообразные и перспективные идеи и взгляды на проблемы воспитания. При всей специфичности воспитание в отдельных странах отражает актуальные и глобальные педагогические подходы, что позволяет приобщать школьников к тем ценностям воспитания и образования, которые лежат вне корпоративных, узких социальных и национальных интересов. Развитие воспитания в современном мире -- многосторонний процесс, масштабы и результаты которого весьма значительны. Произошли решительные изменения, вызванные меняющимися потребностями человеческой цивилизации, необходимостью перевести на педагогический язык эти новые потребности. Важнейшей тенденцией можно считать прогресс школьного воспитания и образования, которые остаются опорой духовности, очагом приобретения национальных и общечеловеческих культурных ценностей. Школа заметно меняет свой облик, который приближается к уровню современных социальных, политических, педагогических требований. Резюмируя развитие воспитания в современном мире, выделим в нем те тенденции, которые вызывают особые надежды:

     - линия на демократизацию воспитания;

     - диверсификация и дифференциация воспитания;

     - гуманистическая направленность воспитания;

     - использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся;

     - модернизация учебно-воспитательного процесса;

     - опытно-экспериментальная деятельность;

     - педагогизация новейших технических средств;

     - интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования;

     Прогресс воспитания немыслим без тесной связи теории и практики. При этом диалектически отмирает устарелое и нарождается новое, воспитание наполняется иным содержанием.

     Поликультурная педагогика - сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является весьма адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные    дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

     Поликультурное воспитание - демократический педагогический ответ многокультурных  и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией.

     Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.

     В условиях экономической  и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.

     Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.

 

Список использованных источников 

  1. Байярд Р. и Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Пер. с англ. -- М., 2001.
  2. Богданова О. С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. -- М., 2008.
  3. Бондаревская Е. В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике. -- М., 2001.
  4. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. - 2004. - № 1.
  5. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. -- 2007. -- № 2. -- С. 105--107.
  6. Гусев В.В. Системные основания образовательной технологии. - М, 2005
  7. Гусинский Э.Н. Образование личности. - ML, 2004
  8. Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М, 2006
  9. Джуринский А. Н. Чему и как учат школьников в Японии. -- М., 2007.
  10. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. -- М., 1999.
  11. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. - М., 1999
  12. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерретация. - М., 2001
  13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Р-н-Д, 2007
  14. Иванова Н., Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. - 2003. - № 1.
  15. Каган В.И., Сычеников И.А. Основы оптимизации обучения в высшей школе. - М., 2007
  16. Кан-Калик В.А. , Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 2000.
  17. Караковский В. А. Воспитательная система школы. -- М., 2004.
  18. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 2007.
  19. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М., 2006
  20. Корсунов В. И., Балицкая И. В. Актуальные вопросы образования в США. -- Ю.-Сахалинск, 2000.
  21. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. - Ростов н\Д, 2005
  22. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 1999. - № 6.
  23. Кузьмин М. Н. Переход от традиционного общества к гражданскому. Изменение человека. -- М., 2007.
  24. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. - Л., 2005. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя. - М., 2000
  25. Лацис О. Страна победившего патриотизма // Новые известия. -- 2001. -- 12 мая.
  26. Макаев В.В., Малькова  З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. - 2008. - № 4.
  27. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование -- актуальная проблема современной школы // Педагогика. -- 2007. -- № 4. -- С. 3--10.
  28. Мураяма С. Дети и школа в обществе изобилия: Пер. с япон. -- М.,2006.
  29. Нерознак В. П. Лингвоэтатизм в странах СНГ и Балтии // Известия Академии педагогических и социальных наук. -- М., 2001. -- С. 21--25.
  30. Симонов В.П. Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя. - М., 2005
  31. Скок Г.Б. Аттестация преподавателей: подготовка и проведение. - Новосибирск, 2003.
  32. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2005
  33. Состояние, проблемы и стратегия развития педагогического образования / Под ред. А.А. Вербицкого, М.Н. Костиковой. - М., 2006
  34. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Мagister. -- 2007. -- № 3. -- С. 79--81.
  35. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. - 2008. - № 2.
  36. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 2004
  37. Талызина Н.Ф., Буткин Г.А. Педагогическая психология. - М., 12008
  38. Тарроу Н. Язык, межкультурализм и права человека // Перспективы. -- 2003. -- № 4. -- С. 107--132.
  39. Терещенко М. Равняйсь! Не хочу... // Век. -- 2007. -- № 23.
  40. Тубельской А. Н. Беседы с директором «Школы самоопределения» // Учительская газета. -- 2005. -- № 22--
  41. Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. -- М., 2000.
  42. Шахнина И. 3. Гуманитаризация высшей школы США. -- Казань, 2003.
  43. Ямбург Е. А. Школа для всех: адаптивная модель. -- М., 2006.

Информация о работе Поликультурное воспитание детей