Подросток и преступление

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 01:12, реферат

Краткое описание

Девиация в переводе с латыни – «отклонение от дороги». Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Одним из основоположников современной девиантологии является Э. Дюркгейм, написавший известную работу «Самоубийство» (1897).
Следует различать два вида девиаций: созидательной и разрушительной направленности. И. Гилинский первым обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации: «Девиации… являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы».1

Файлы: 1 файл

подростки и преступление.docx

— 33.38 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

Реферат по педагогике

 

ПОДРОСТОК И ПРЕСТУПЛЕНИЕ

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса 1 группы

Дневного отделения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иваново 2012

 

 

1. Понятие девиантного поведения.

Девиация в переводе с  латыни – «отклонение от дороги». Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Одним из основоположников современной девиантологии является Э. Дюркгейм, написавший известную работу «Самоубийство» (1897).

Следует различать два вида девиаций: созидательной и разрушительной направленности. И. Гилинский первым обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации: «Девиации… являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы».1

Но обратимся к рассмотрению девиации, имеющей негативный характер.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.2

Применительно к несовершеннолетним отклоняющееся поведение может быть определено как общественно осуждаемые поступки, не выходящие за рамки психического здоровья, нарушающие установленные на данном этапе развития общества нравственные нормы и влекущие применение соответствующих санкций. 

Включение в дефиницию  правовых норм представляется излишним, так как любое их несоблюдение одновременно нарушает нравственную норму. Нарушение правового запрета следует рассматривать и как моральную готовность личности переступить черту предписанного обществом поведения, что неотвратимо ведет к применению к личности соответствующих санкций. Причем совсем необязательно, чтобы они рассматривались только как наказание в рамках правового воздействия. Это могут быть и меры воспитательного характера, например неодобрение, осуждение, наказание.3

Формы девиантного  поведения.

● К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материально-денежную, имущественную выгоду (например, кражи).

● Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности. По мере опасности их можно распределить в следующем порядке: 1) оскорбление; 2) хулиганство; 3) побои; 4) изнасилования; 5) убийства.

● Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести: уклонение от учебы; бродяжничество; употребление алкоголя, наркотиков и токсических средств; суицид - это крайнее проявление социально-пассивной позиции.

 
2. Поведение трудновоспитуемого  подростка.

В современных условиях трудными подростками называют тех, чье поведение  резко отличается об общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные подростки  ведут себя с  напускной независимостью, открыто  высказываются о своем нежелании  учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет  сверстников завоевывается с  помощью физической силы. Именно такие  подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как  часто отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

Грубость, цинизм, бесшабашность этих подростков зачастую являются маскировкой  чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей – психическая  незрелость, отставание от возрастных норм. Им свойственны повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают импульсивно.

Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут  стать мстительными, злопамятными, проявлять жестокость. Девочки склонны  к позерству, не терпят равнодушия к  себе, театральны. Часто они жестоки  и холодны в душе, их привязанности  поверхностны.

Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические  заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые  заболевания, ослабляющие организм, а также алкогольная интоксикация плода.

В большинстве случаев медицинское  обследование трудных детей замечает эти отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания.4

 

 
3. Причины девиантного поведения подростка.

● Психобиологические факторы

Еще в конце 19 века итальянский врач Ч.Ломброзо считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Биологические концепции стали популярны в 20 веке среди отечественных криминологов, в частности Г.А.Аванесова, Ю.М. Антоняна, Н.Ф.Кузнецовой и других.

Можно выделить следующие группы особенностей личности подростков, которые в случае отсутствия специальных корректирующих воздействий могут обусловить различные асоциальные отклонения:

1) кризисные явления, характеризующие  психофизиологическое развитие  в подростковом возрасте, которые  обуславливают трудновоспитуемость  подростка;

2) отставание в умственном развитии; олигофрения;

3) различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера; 4) различные нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении, а также акцентуации.

Особое значение имеет характер и темперамент подростка.5

● Психолого-педагогические факторы

В случае совпадения, сложения недостатков семейного и школьного  воспитания нередко наступает криминализация личности подростка. Многие исследователи  указывают на одну из причин, ведущих  к криминализации "трудного" подростка, - педагогическую безграмотность учителей, воспитателей, родителей. Образование, финансирующееся по остаточному  принципу, не способно решать серьезно государственные задачи по воспитанию подрастающего поколения. Поэтому действенных профилактических мер со стороны педагогических коллективов совершенно недостаточно. 

Главным воспитателем детей, оставшихся вне семьи и школы, становится улица. Обычно подростки  делинквентного поведения устанавливают  контакты с лицами, имеющими сходные  проблемы, трудности, почти не ограниченный объем свободного времени. Отмечено, что криминогенные группы сверстников  не только становятся базой для формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного обогащения негативными привычками и навыками, но и непосредственно вовлекают в антиобщественное поведение. Доминирующей формой досуга становится бесцельное  времяпрепровождение, пьянство, наркомания, драки между собой, кражи и грабежи с целью добычи денег для приобретения спиртного и наркотиков.6

К этому же критерию относят  воспитание детей в неблагополучных  семьях:

- конфликтных (наличие  постоянных скандалов, плохие  отношения между родителями);

- аморальных (в них духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения);

- асоциальных (криминальные  семьи, семьи с преобладанием  насилия, семьи алкоголиков);

- педагогически несостоятельных (с низкой общей культурой, которая сочетается с отсутствием педагогической).

● Личностные факторы

Проявляются в активно-избирательным  отношении индивида к предпочитаемой среде общения; к нормам и ценностям  своего окружения; к педагогическим воздействиям семьи, школы; а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.

Большое влияние на развитие личности оказывает подростковая субкультура.

● Морально-этические факторы

Проявляются в понижении морально-нравственного  уровня общества, отсутствии определенной системы ценностей, которая бы оказывала  влияние на развитие и социализацию личности подростка. Пристальное внимание привлекает к себе проблема пагубного  влияния на подростков жестоких сцен, демонстрируемых по телевидению.7

● Социально-политические процессы.

В настоящее время большинство  исследователей указывают на взаимообусловленность  девиантных поступков и деструктивных  социально- политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается  на то, что рост тех или иных нарушений  является результатом издержек и  ошибок в осуществлении социально-экономических  реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами  воспитания, кризису традиционной системы  ценностей.8

 
4. Организация  допроса подростков и детей.

Уголовно-процессуальный закон  устанавливает особый порядок вызова несовершеннолетних для допроса  и круг возможных его участников.

Подготовка к  допросу.

 При подготовке к  допросу несовершеннолетних их  личность должна быть тщательно  изучена. Эти сведения о личности  следователь может получить в  школе от педагогов, соучеников, по месту жительства, от родителей,  родственников, соседей. В необходимых  случаях сведения о личности  несовершеннолетнего могут быть  получены в инспекциях по делам  несовершеннолетних органов внутренних дел. Если необходимо ознакомиться с личностью родителей или иных лиц, у которых воспитывались подлежащие допросу, сведения получают через жилищные органы, общественные организации по месту жительства.

Особое внимание при подготовке к допросу несовершеннолетнего  придается правильному определению  лиц, привлекаемых следователем к участию  в этом следственном действии.

Важная роль в допросе  малолетних и подростков отводится  педагогу. Последний выполняет обязанности  специалиста со всеми вытекающими  отсюда процессуальными правилами. С разрешения следователя он может  задавать допрашиваемому те или иные вопросы.

Тактические особенности  допроса.

Специфика тактики допроса  несовершеннолетнего обусловливается  прежде всего его возрастом. Поэтому  допрос малолетнего будет значительно  отличаться от допроса несовершеннолетнего  в возрасте, например, 12 и 14-16 лет. Однако возраст сам по себе, даже подростковый, является недостаточным критерием, определяющим тактические особенности  допроса несовершеннолетнего. Выбор  тактических приемов зависит  от психического склада несовершеннолетнего, сформированности его характера, жизненного опыта, стойкости убеждений и  т. п.

Допрос малолетних.

Особого внимания требует  допрос малолетних. Воспринятые ими  и имеющие значение для следователя  обстоятельства могут быть полностью  или частично неправильно поняты, неточно изложены. Малолетние легковнушаемы, их представления о воспринятом  нестойки, речевые возможности ограниченны. Следователь тщательно должен следить  за тем, чтобы задаваемые малолетним вопросы не были внушением, не подсказывали однозначный ответ.

Допрос целесообразно  начинать на отвлеченные темы. Они  могут относиться к кругу интересов  допрашиваемого (игры, спорт, кино и  т. д.). Если при этом возникает доверительная беседа, нужно суметь постепенно и незаметно перевести разговор к теме допроса.

Ошибочно полагать, что  дети всегда непосредственны, правдивы. Дети и подростки отличаются действительно  большой наблюдательностью, что  объясняется их живым интересом  к окружающей действительности, но многие из них более эмоциональны, чем взрослые, легковозбудимы, склонны  к фантазии, могут и лгать. Серьезное  внушающее воздействие на них  оказывают суждения взрослых. Далеко не все воспринятое может быть ими правильно понято и оценено.

Допрос несовершеннолетних в возрасте от 14-16 лет.

Тактика допроса несовершеннолетних в возрасте 14-16 лет практически  не отличается от тактических приемов  при допросах взрослых. Однако надо учитывать неустойчивость эмоциональной  сферы подростка, его повышенную внушаемость.

Приступая к допросу несовершеннолетнего  обвиняемого, необходимо продумать, каким  образом перейти от свободной  беседы на отвлеченные темы к вопросам, относящимся к совершенному преступлению.

Информация о работе Подросток и преступление