Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 01:12, реферат
Девиация в переводе с латыни – «отклонение от дороги». Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Одним из основоположников современной девиантологии является Э. Дюркгейм, написавший известную работу «Самоубийство» (1897).
Следует различать два вида девиаций: созидательной и разрушительной направленности. И. Гилинский первым обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации: «Девиации… являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы».1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реферат по педагогике
ПОДРОСТОК И ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Выполнила:
студентка 2 курса 1 группы
Дневного отделения
Иваново 2012
1. Понятие девиантного поведения.
Девиация в переводе с латыни – «отклонение от дороги». Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Одним из основоположников современной девиантологии является Э. Дюркгейм, написавший известную работу «Самоубийство» (1897).
Следует различать два вида девиаций: созидательной и разрушительной направленности. И. Гилинский первым обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации: «Девиации… являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы».1
Но обратимся к рассмотрению девиации, имеющей негативный характер.
В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:
1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.
2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.2
Применительно к несовершеннолетним отклоняющееся поведение может быть определено как общественно осуждаемые поступки, не выходящие за рамки психического здоровья, нарушающие установленные на данном этапе развития общества нравственные нормы и влекущие применение соответствующих санкций.
Включение в дефиницию правовых норм представляется излишним, так как любое их несоблюдение одновременно нарушает нравственную норму. Нарушение правового запрета следует рассматривать и как моральную готовность личности переступить черту предписанного обществом поведения, что неотвратимо ведет к применению к личности соответствующих санкций. Причем совсем необязательно, чтобы они рассматривались только как наказание в рамках правового воздействия. Это могут быть и меры воспитательного характера, например неодобрение, осуждение, наказание.3
Формы девиантного поведения.
● К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материально-денежную, имущественную выгоду (например, кражи).
● Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности. По мере опасности их можно распределить в следующем порядке: 1) оскорбление; 2) хулиганство; 3) побои; 4) изнасилования; 5) убийства.
● Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести: уклонение от учебы; бродяжничество; употребление алкоголя, наркотиков и токсических средств; суицид - это крайнее проявление социально-пассивной позиции.
2. Поведение трудновоспитуемого
подростка.
В современных условиях трудными подростками называют тех, чье поведение резко отличается об общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Трудные подростки ведут себя с
напускной независимостью, открыто
высказываются о своем
Грубость, цинизм, бесшабашность этих
подростков зачастую являются маскировкой
чувства собственной
Одна из самых характерных особенностей трудных детей – психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Им свойственны повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают импульсивно.
Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявлять жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. Часто они жестоки и холодны в душе, их привязанности поверхностны.
Одной из причин возникновения такого
поведения могут быть психические
заболевания и пограничные
В большинстве случаев
3. Причины девиантного поведения
подростка.
● Психобиологические факторы
Еще в конце 19 века итальянский врач Ч.Ломброзо считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Биологические концепции стали популярны в 20 веке среди отечественных криминологов, в частности Г.А.Аванесова, Ю.М. Антоняна, Н.Ф.Кузнецовой и других.
Можно выделить следующие группы особенностей личности подростков, которые в случае отсутствия специальных корректирующих воздействий могут обусловить различные асоциальные отклонения:
1) кризисные явления,
2) отставание в умственном
3) различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера; 4) различные нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении, а также акцентуации.
Особое значение имеет характер и темперамент подростка.5
● Психолого-педагогические факторы
В случае совпадения, сложения
недостатков семейного и
Главным воспитателем детей, оставшихся вне семьи и школы, становится улица. Обычно подростки делинквентного поведения устанавливают контакты с лицами, имеющими сходные проблемы, трудности, почти не ограниченный объем свободного времени. Отмечено, что криминогенные группы сверстников не только становятся базой для формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного обогащения негативными привычками и навыками, но и непосредственно вовлекают в антиобщественное поведение. Доминирующей формой досуга становится бесцельное времяпрепровождение, пьянство, наркомания, драки между собой, кражи и грабежи с целью добычи денег для приобретения спиртного и наркотиков.6
К этому же критерию относят воспитание детей в неблагополучных семьях:
- конфликтных (наличие постоянных скандалов, плохие отношения между родителями);
- аморальных (в них духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения);
- асоциальных (криминальные семьи, семьи с преобладанием насилия, семьи алкоголиков);
- педагогически несостоятельных (с низкой общей культурой, которая сочетается с отсутствием педагогической).
● Личностные факторы
Проявляются в активно-избирательным отношении индивида к предпочитаемой среде общения; к нормам и ценностям своего окружения; к педагогическим воздействиям семьи, школы; а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.
Большое влияние на развитие личности оказывает подростковая субкультура.
● Морально-этические факторы
Проявляются в понижении морально-
● Социально-политические процессы.
В настоящее время большинство
исследователей указывают на взаимообусловленность
девиантных поступков и деструктивных
социально- политических процессов, происходящих
в обществе. При этом часто указывается
на то, что рост тех или иных нарушений
является результатом издержек и
ошибок в осуществлении социально-
4. Организация
допроса подростков и детей.
Уголовно-процессуальный закон устанавливает особый порядок вызова несовершеннолетних для допроса и круг возможных его участников.
Подготовка к допросу.
При подготовке к
допросу несовершеннолетних их
личность должна быть
Особое внимание при подготовке
к допросу несовершеннолетнего
придается правильному
Важная роль в допросе
малолетних и подростков отводится
педагогу. Последний выполняет
Тактические особенности допроса.
Специфика тактики допроса
несовершеннолетнего
Допрос малолетних.
Особого внимания требует
допрос малолетних. Воспринятые ими
и имеющие значение для следователя
обстоятельства могут быть полностью
или частично неправильно поняты,
неточно изложены. Малолетние легковнушаемы,
их представления о воспринятом
нестойки, речевые возможности
Допрос целесообразно начинать на отвлеченные темы. Они могут относиться к кругу интересов допрашиваемого (игры, спорт, кино и т. д.). Если при этом возникает доверительная беседа, нужно суметь постепенно и незаметно перевести разговор к теме допроса.
Ошибочно полагать, что дети всегда непосредственны, правдивы. Дети и подростки отличаются действительно большой наблюдательностью, что объясняется их живым интересом к окружающей действительности, но многие из них более эмоциональны, чем взрослые, легковозбудимы, склонны к фантазии, могут и лгать. Серьезное внушающее воздействие на них оказывают суждения взрослых. Далеко не все воспринятое может быть ими правильно понято и оценено.
Допрос несовершеннолетних в возрасте от 14-16 лет.
Тактика допроса несовершеннолетних в возрасте 14-16 лет практически не отличается от тактических приемов при допросах взрослых. Однако надо учитывать неустойчивость эмоциональной сферы подростка, его повышенную внушаемость.
Приступая к допросу несовершеннолетнего обвиняемого, необходимо продумать, каким образом перейти от свободной беседы на отвлеченные темы к вопросам, относящимся к совершенному преступлению.