Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:20, реферат
Трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без его перспективного и календарного плана, без плана подготовки и проведения школьного мероприятия, без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей, без плана работы с родителями и ученическим самоуправлением, без плана воспитательной работы в классе и т.п. Такое планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.
Любая технология складывается из последовательно выполняемых действий. На данном этапе планирования воспитательной работы в классе могут быть осуществлены следующие действия:
Рассмотрим методические аспекты перечисленных действий.
Во время предварительного планирования жизнедеятельности классного сообщества важно расширить круг разработчиков плана, увлечь активистов из числа учащихся и родителей перспективами предстоящих в новом году дел и заручиться их поддержкой. Возможен такой вариант обсуждения с группой активистов предложений в план работы и порядка действий по вовлечению всех учащихся и их родителей в процесс планирования:
а) осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизнедеятельности класса;
б) выдвижение целей и задач на планируемый период;
в) продумывание общих идей (замысла) будущей жизнедеятельности;
г) определение основных дел предстоящего учебного года;
д) поиск ответа на вопросы о сроках и порядке действий участников коллективного планирования;
е) назначение ответственных за проведение мероприятий по коллективному планированию.
Организация педагогического сопровождения коллективного планирования предполагает создание условий для его успешного осуществления. Для этого необходимо сделать следующее:
Деятельность классного сообщества по разработке перспективного плана целесообразно разделить на несколько периодов:
I период — сбор-старт коллективного планирования;
II период — консультации со знающими людьми;
V период — составление плана жизнедеятельности класса;
VI период — рефлексия итогов коллективного планирования.
Проектирование действий по педагогическому обеспечению реализации плана жизнедеятельности класса предполагает:
а) определение основных направлений совместной деятельности;
б) назначение из числа взрослых ответственных за оказание помощи учащимся в подготовке и проведении отдельных дели мероприятий;
в) моделирование информационно-методической поддержки организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе;
г) планирование финансового и материально-технического обеспечения деятельности классного сообщества;
д) проектирование действий по оказанию помощи ученическому коллективу в расширении и укреплении внутренних и внешних социальных связей и отношений.
Правильное и последовательное использование перечисленных форм, методов и приемов коллективного планирования — это залог успешного осуществления всей деятельности по составлению плана воспитательной работы.
Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию являются уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы.
Классный руководитель после использования приемов и методов коллективного планирования, как правило, уточняет и корректирует свой первоначальный замысел о построении в новом учебном году жизнедеятельности и воспитательного процесса в классном сообществе. Он старается максимально учесть предложения учащихся и родителей и на основе их пожеланий сформировать более конкретные представления о целевом, содержательном, организационном и оценочно-диагностическом компонентах предстоящей воспитательной деятельности. На данном этапе классный наставник уже может приступить к оформлению плана воспитательной работы. Для этого ему необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы и структуры плана и соблюдать при его составлении требования, предъявляемые к документам педагогического планирования. Авторы учебного пособия «Педагогика» (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н.), вышедшего в свет в 1997 г., называют следующие требования к планам учебно-воспитательной работы:
Соблюдение перечисленных требований позволит классному руководителю правильно и эффективно осуществлять деятельность по составлению и оформлению плана воспитательной работы.
Информация о работе Планирование воспитательной работы классного руководителя