Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:28, реферат
Застойные явления в обществе в конце 70-80-х годов в Советском Союзе захватили школу. Новатор (от лат. novator — обновитель) – это специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области деятельности. В нашем случае это — учебно-воспитательная деятельность. Новаторство в отечественной дидактике в 1980-х гг. было порождено самой жизнью, а именно стремлением учителей разных специальностей усовершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Введение
Застойные явления в обществе в конце 70-80-х годов в Советском Союзе захватили школу. Новатор (от лат. novator — обновитель) – это специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области деятельности. В нашем случае это — учебно-воспитательная деятельность. Новаторство в отечественной дидактике в 1980-х гг. было порождено самой жизнью, а именно стремлением учителей разных специальностей усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Характерно, что новаторство охватило преподавателей математики и физики, литературы и языка, изобразительного искусства и учителей начальных классов Донецка и Москвы, Ленинграда и Одессы, Тбилиси и Подмосковья и разных других городов и областей страны. За первыми и известными потянулись и учительские массы. Педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Оно вызвало энтузиазм учителей разных поколений. Имена педагогов-новаторов ныне широко известны педагогической (и не только!) общественности: В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и Н.Н. Палтышев, С.Н. Лысенкова и М.П. Щетинин, И.П. Волков и И.П. Иванов, В.А. Караковский и Б.П. Никитин.
Имея за плечами многолетний
опыт, они искали такие дидактические
системы, которые бы решительно изменили
образовательный процесс в
1. Педагогика сотрудничества
— это педагогика гуманно-
2. Поиск новых, нетрадиционных
методов, приемов и средств
учебной деятельности, обеспечивающих
высокий результат усвоения
3. Перспективность дидактических
идей и практического опыта
педагогов-новаторов
4. Общедоступность опыта
педагогов-новаторов для всех
слоев и массы учительства
от младших классов до
Это давало возможность учителям от самих новаторов получить материал об их опыте.
Педагоги-новаторы сыграли большую роль в переосмыслении многих прежних взглядов и традиций в дидактике, внесли вклад в развитие новых направлений в обучении учащихся, проложили дорогу к развертыванию многочисленных авторских школ, возникших уже в 90-е годы.
ШАТАЛОВ Виктор Фёдорович родился в 1927 г. Ученый педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. С 1987 г. Заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Практическая деятельность основана на педагогике сотрудничества. Проживает в Донецке.
Педагогический стаж - 53 года, из них 40 лет - исследования и эксперименты. Издано более 30 книг, многие переведены на 17 языков. Заслуженный учитель Украины, кавалер ордена "Николая Чудотворца" за преумножение добра на Земле, ордена Дружбы (Указ Президента РФ от 19.11.2007 г. лауреат премии Сороса, почетный президент итальянской ассоциации "Данте Алигьери".
Человеческий фактор обусловливает
и определяет дидактическую концепцию
В.Ф. Шаталова. Вся его система
обучения построена на принципе уважения
личности школьника, гуманного отношения
к нему. Он к каждому ученику
подходит с оптимистической гипотезой,
верит в его учебные
«Учиться победно!»— вот девиз педагога-новатора. Успех в учении он считает важным дидактическим принципом.
Подчеркнем, что В.Ф. Шаталов
на первое место в процессе обучения
ставит воспитательную задачу, а также
формирование у учащихся общественно
ценных мотивов учения, любознательности,
познавательных интересов и потребностей,
чувства долга и
В опыте В.Ф. Шаталова по учебной работе можно выделить ряд особенностей.
Строго определенная организация
учебного процесса, которую можно
назвать алгоритмом учебной деятельности.
Академик В.В. Давыдов оценил ее как
«возможность достаточно жесткого и
поэтапного управления познавательной
деятельностью самих
1. Каждой теме учебного
предмета В.Ф. Шаталов
1) развернутое объяснение учителя;
2) сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам;
3) изучение листов с
опорными сигналами (
4) работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;
5) письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;
6) ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.
По В.Ф. Шаталову сначала
изучается теоретический
По В.Ф. Шаталову учебный
материал изучается укрупненными единицами.
Он полагает, что так учащиеся видят
целостную картину изучаемого, а
не только его фрагмент. Успех усвоения
большой темы достигается быстрым
темпом изучения и путем многократного
вариативного повторения. К примеру,
в учебном материале по математике
изучаются основные понятия и
связи между ними. Второстепенный
материал не дается. Довод: практически
ученикам знать доказательства не обязательно,
тем более, что одна и та же теорема,
вывод одной и той же формулы
имеют много вариантов. В результате
удается сократить время, необходимое
для изучения и усвоения программного
учебного предмета. Это «высвободившееся
время» используется для опережающего
обучения. На занятиях по какой-либо теме
заглядывают в темы предстоящие.
В конечном итоге опережение, например
по математике, достигает целого года:
курс, рассчитанный на 3 учебных года,
учащиеся с успехом усваивают
за 2. Практику В.Ф. Шаталова о необязательности
заучивания доказательств психолог
Л.М. Фридман находит
Еще одна особенность опыта В.Ф. Шаталова — обеспечение учебного процесса оригинальными дидактическими средствами и пособиями. Это опорные листы и сигналы, конспекты, плашки решаемых задач, открытый лист учета знаний. Все эти пособия активно используются в учебном процессе в школе и дома.
В.Ф. Шаталов использует многие приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими. На занятиях используются также приемы игры. В учении школьников нет принуждения, нет и страха из-за «двойки» иметь неприятности с родителями или учителями. Отметку при желании всегда можно исправить и повысить, пересдается вся тема. Ученик учится без «троек».
В.Ф. Шаталов на основе своей практики предложил несколько других, в отличие от традиционных, принципов обучения: а) принцип успеха и оптимизма; б) принцип бесконфликтности; в) принцип целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе).
Книги и статьи педагога – новатора
Заключение
Оценивая в целом опыт В.Ф. Шаталова как оригинальный и положительный, психолог академик А.А. Бодалев считает, что в его системе упор сделан на создание и развитие у ученика репродуктивных способностей и, к сожалению, меньше — на развитие творческой самобытности учащихся. С этой оценкой А.А. Бодалева, по-видимому, можно согласиться лишь отчасти, так как далеко опережающее обучение, как это практикует В.Ф. Шаталов, было бы невозможно без развития творческих способностей учащихся.
«Те, кому посчастливилось наблюдать работу учителя В. Шаталова, с восторгом рассказывали, что их поражала насыщенность урока и та легкость, с какой дети с ней справились. Нет проверки домашнего задания, нет вызовов по журналу, когда учитель долго смотрит, кого он давно не вызывал. Кто быстрее решил, тот и ответил. Дисциплина блестящая – все работают, кому же шуметь. И в то же время нет ощущения напряженности, “выжимания” знаний. Дети раскрепощены, не робеют не только перед учителем, но и перед любыми поставленными задачами». В. Кольченко отмечал, что «методическая система донецкого педагога В.Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях». Ученый М. Скаткин писал, что «Шаталов чувствует психологию несильного ученика, который постоянно боится, что ничего не поймет, и оттого действительно не понимает. Каждым своим шагом Шаталов снимает страх перед трудным материалом. Вся его методика – это методика преодоления страха».
За 40 лет эксперимента Шаталова из самых, казалось бы, слабых учеников, которых для него специально подбирали как безнадежных, вышли в итоге 57 кандидатов и 11 докторов физико-математических и технических наук.
Совсем недавно в продолжение эксперимента несовершеннолетние заключенные одной из тюрем под Петербургом после всего трех с половиной часов занятий с Шаталовым сдали на "пятерки" весь годичный курс геометрии 7 класса.
Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что образовательная модель В.Ф. Шаталова соответствует всем критериям технологичности учебно-воспитательного процесса и является, таким образом, эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному образованию.
Информация о работе Педагог-новатор Виктор Фёдорович Шаталов