Педагогика Марии Монтессори

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 17:04, реферат

Краткое описание

Методика Монтессори заключается, прежде всего, в свободном, самостоятельном развитии ребенка. Он изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. В школах и садах Монтессори деление на группы и классы чисто условное – по степени усвояемости материала. По одному предмету ребенок может заниматься с детьми старшего возраста, по другому – со своими сверстниками или с теми, кто младше его. И в этом нет ничего постыдного. Каждый идет своим путем и своими темпами.

Оглавление

Введение
1.Мария Монтессори
2.Педагогика Монтессори
3. Заблуждения по поводу системы Монтессори
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 54.34 Кб (Скачать)

Именно в это время она знакомится с фабрикантом Э. Таламо, который финансирует создание школы нового типа. Это не было актом благотворительности богатого человека. Фабрикант был заинтересован в обучении своих будущих рабочих. А эта новая система обучения позволяла надеяться на высокий уровень знаний и, что самое главное, на умение будущих специалистов действовать и мыслить самостоятельно.

Мария реализует свои идеи на этой уникальной экспериментальной площадке.

Её система свободного воспитания и развития ребёнка становится одной из самых популярных в мире. Система даёт возможность полностью выявить и реализовать способности ребёнка.

И не важно талантливый ли это ребёнок, ребёнок обычных способностей или ребёнок с особенностями развития.

2-е заблуждение. Это молчаливая методика.

Одно из правил для взрослого, работающего с ребёнком, М. Монтессори действительно сформулировала так: «Веди счёт словам своим». Означает это вот что. Когда взрослый показывает ребёнку упражнение с тем или иным методическим материалом, в большинстве случаев достаточно просто показать, чтобы ребёнок повторил действия взрослого. Опыт работы с детьми показывает, что комментарии в этот момент мешают ребёнку сосредоточиться.

Такой пример: когда дети играют в песочнице и рассыпают песок на пол, педагог берёт щётку и совок и подметает пол. Если ребёнок испугался, ему спокойно говорят: «Не беда, пол можно подмести. Посмотри, как я это делаю». Через какое-то время ребёнок в подобной ситуации сам берёт совок со щёткой и подметает пол.

Есть ещё очень важный момент в самостоятельной работе или игре ребёнка – это момент концентрации внимания.

В этот момент даже слова похвалы могут разрушить это очень важное для ребёнка состояние. Дети 3-х – 6-ти лет в школе Монтессори сами ощущают важность этого момента. Даже, если они наблюдают за работой другого ребёнка, они делают это молча.

Что же касается развития речи, то системой предусмотрены особые упражнения, предназначенные для формирования грамотной и связной речи. А старшие дети получают уникальный опыт публичных выступлений, делая сообщение или доклад на заинтересовавшую их тему перед группой детей.

Нужно сказать, что большинство детей в школе Монтессори обычно рано начинают читать.

Но, самое главное, они понимают, зачем им нужно чтение и сохраняют любовь к нему навсегда.

3-е заблуждение. Дети так много знают и умеют, что им не интересно в обычной школе.

В самом деле выпускники школы Монтессори большие эрудиты. Их интересы многообразны: от строения человека до теории возникновения вселенной. Многие умеют складывать 4-х значные числа, знают таблицу умножения, возводят числа в квадрат, говорят и читают по-английски и ещё много всего.

Понятно, что эти дети идут в престижные школы. Родителям можно посоветовать только одно – искать не школу, а учителя. А, поскольку, родители за 3–4 года посещения школы Монтессори уже представляют, какого учителя они хотели бы для своего ребёнка, ошибки очень редки. Именно такой учитель сделает этого ребёнка своим помощником.

Ведь дети Монтессори могут организовать не только свою деятельность, но и помочь в этом другим. У них есть опыт оказания помощи малышам и друг другу, они терпеливы и доброжелательны.

Они знают, что ошибка позитивна, и, поэтому, терпимы к чужим ошибкам. Они умеют договариваться и принимают помощь, если сами не могут с чем-то справиться. Они не кичатся своими успехами, поэтому вызывают уважение у взрослых и сверстников. Они много умеют и хотят этим поделиться.

4-е заблуждение. Занятия в классе Монтессори утомляют ребёнка.

Нужно сказать, что класс Монтессори очень отличается от привычного школьного класса. Здесь нет парт и доски, к которым мы так привыкли в школе. Здесь лёгкие столы, которые могут перенести два ребёнка в любое подходящее для работы место. Вдоль стен стоят полочки, на которых расположены дидактические материалы Монтессори-то, с чем работают дети во время занятий.

Очень важно для настоящего класса Монтессори большое свободное пространство. На этом пространстве дети могут устроиться со своей работой прямо на полу, используя для этого небольшие коврики. Дети могут работать даже лёжа.

Свободно передвигаясь по классу, ребёнок сам выбирает на полочках интересующий его материал, находит подходящее место для работы.

Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.

Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты «закутке» с мягким креслицем, подушками и множеством книжек.

Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою.

Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда.

5-е заблуждение. Если ребёнок в школе Монтессори делает всё, что ему нравится, он не сможет подчиняться правилам обычной школы.

Под свободой у Монтессори подразумевается не вседозволенность, а свобода выбора. Дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься. Выбирают и место, где они устроятся. И заниматься они будут столько, сколько захотят. Но юные студенты Монтессори живут по правилам, которым они быстро и охотно начинают подчиняться.

Правила эти понятны детям, потому что они помогают им сосуществовать так, чтобы всем было удобно.

Ребёнок обходит коврики, на которых работают другие дети, чтобы не разрушить только что возведённую башню или не перемешать буквы в выложенном на коврике слове. И у него появляется уверенность, что и его работу не сломают, не испортят. Что ж, очень понятное правило.

Другое правило: разговаривать в классе во время работы тихо. Тогда всем будет слышно, и никто никому не будет мешать.

Разумность этих правил не подлежит сомнению. И дети начинают понимать, что так жить легче. Когда же они попадают в начальную школу, они очень легко принимают новые правила. Ведь они по собственному опыту знают, что правила помогают, а не мешают.

Уже сейчас есть общеобразовательные школы, где учителя знают не понаслышке, а на собственном опыте убедились в необыкновенной работоспособности, самостоятельности и ответственности этих детей. И, конечно же, ждут их.

Рассмотрев данные заблуждения педагогической системы, можно сделать вывод о том, что система свободного воспитания и развития ребёнка становится одной из самых популярных в мире. Система даёт возможность полностью выявить и реализовать способности ребёнка.

 

Заключение

На основании вышеизложенного, следует отметить, что теория Монтессори соответствует требованиям современности – подготовить людей, мыслящих свободно, неординарно, владеющих способами решения разнообразных задач, действующих логично и самостоятельно.

На современном этапе элементы педагогической теории Монтессори находят свое применение в практике дошкольных учреждений, начальной школы, в психодиагностике и обоснование своей эффективности в исследованиях по специальной педагогике. Так, монтессориевские материалы «Розовая башня», «Цилиндры-вкладыши», «Красные штанги», «Цветные цилиндры» и другие были использованы И.В. Чумаковой в процессе изучения проблемы количественных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта. А.А. Катаева (Венгер) и Е.А. Стребелева (1988) также занимались изучением потенциальных возможностей монтессориевских материалов при обучении умственно отсталых детей.

Анализ работ М. Монтессори, а также современной литературы о ней и ее наследии позволил сформировать основные положения ее гуманистической концепции:

– каждый ребенок изначально обладает потенциалом саморазвития, заключающийся в дальнейшей реализации в условиях универсальной

педагогической среды;

– потенциал каждого неповторим, и, следовательно, недопустимо деление на «нормальных» и «ненормальных»; в условиях гуманного отношения к личности «особенные» дети тоже получают возможность по-своему полноценно проявить себя;

– поведение ребенка не может быть равнозначным его сущности; судить допустимо лишь деяния, а не личность;

– максимальное духовное самораскрытие и есть смысл человеческого бытия; вовлекая в себя души педагогов и воспитанников, этот процесс обоюден и бесконечен.

 

Список литературы

  1. Володин С., Блонский П. о М. Монтессори // Дошкольное воспитание, 1994. - N10. - c. 54–64.
  2. Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни. Образовательная система М. Монтессори (Хрестоматия по Монтессори-педагогике). – М.: МЦМ, 1996. – 120 с.
  3. Сорокова М.Г., Система М. Монтессори: теория и практика. Академия – 2006, 384 с.

 

 

 


Информация о работе Педагогика Марии Монтессори