Педагогика и школа в России в XIX - начале XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:11, реферат

Краткое описание

Реформирование всех ступеней образования: начальной, высшей и средней школы; дискуссии о путях развития русской культуры и образования между западниками и славянофилами; поиск национального идеала образования и модели русской национальной школы; демократизация образования; становление системы педагогического образования; активное обновление педагогики на рубеже XIX-XX веков.

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА В РОССИИ В XIX.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)

А. С. Хомяков  — русский религиозный философ, публицист, поэт, один из основоположников славянофильства. В православии  видел единственный источник просвещения  на Руси. Понимание сущности воспитания изложил в статье «Об общественном воспитании в России». Выступил с учением о «соборности» - союзе индивидов, собранных во имя идеи Бога и любви в свободное и органичное единство.

Василий Иванович Водовозов (1825-1886)

В. И. Водовозов - педагог, методист по русской словесности и начальному обучению. Сторонник «реального» метода преподавания гуманитарных дисциплин. Настаивал на соблюдении в начальной школе наглядности и последовательности в обучении. Отвергал любые физические наказания детей. Разработал систему упражнений и аналитических бесед, охватывающих все этапы начального обучения. Выступал против чрезмерного однообразия образовательных учреждений и централизации управления образования. Школа, по его мнению, должна быть ориентирована на местные потребности.

Владимир  Яковлевич Стоюнин (1826-1888)

В. Я. Стоюнин - педагог, деятель народного просвещения, публицист, теоретик-методист (русский  язык и литература). Связывал недостатки современной ему школы с ее космополитизмом, с отсутствием  у нее национальных черт. Развивал идеи гуманизма в образовании и воспитании, демократизма в школе, воспитания человека-гражданина. Методические идеи базировались на принципе воспитывающего обучения. Существенное влияние на развитие педагогической мысли в России оказали его труды по истории педагогики и народного образования. Наиболее серьезными пороками русской жизни считал низкий культурный уровень, недостаточное развитие чувства законности, общественной нравственности. Противостоять бескультурью, по мнению Стоюнина, должно прежде всего воспитание. Школа должна стать основой воспитания нравственности, развивая у учащихся чувство неразрывной духовной связи с народом.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889)

Н. Г. Чернышевский - писатель, философ, публицист, общественный деятель, постоянно обращающийся в своем творчестве к проблемам воспитания личности. Руководствовался антропологическим подходом к воспитанию, считая человека высшим созданием природы, формируемого под воздействием общественных, экономических, семейных факторов. Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу педагогического идеала Чернышевского: новый человек должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертву во имя общественного блага. Считал одним из ведущих свойств человека активность, а важным источником активности — потребность в ней. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, эстетических, умственных, трудовых и иных потребностей.

Сергей  Александрович Рачинский (1833-1902)

С. А. Рачинский - педагог-просветитель, деятель народного  образования. Пытался создать новый  тип русской национальной школы, на протяжении жизни построил 20 начальных  школ, четыре из которых полностью  содержал. Опыт работы своих школ обобщил в книге «Сельская школа». Задачу начальной школы видел в формировании у учащихся гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах православия. Религиозно-нравственное воспитание, по его мнению, должно осуществляться в тесной взаимосвязи с трудовым и эстетическим. Распорядок жизни в школах Рачинского приближался к семейному. Использовался принцип индивидуального обучения и воспитания, особое значение придавалось работе с одаренными детьми.

Николай Александрович Корф (1834-1883)

Н. А. Корф - педагог, методист, земский деятель, создатель  деревенской земской трехлетней школы. Разработал методику ведения  занятия одним учителем с тремя  отделениями школы. Автор книги  «Наш друг» (1871), дополняющей «Родное  слово» К. Д. Ушинского. Считал, что множеству национальных типов населения России необходимы соответствующие типы школ. Организовал работу учительских съездов и учительских курсов, которые повышали уровень подготовленности учителей и привлекали внимание общества к проблемам школы.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)

Д. И. Менделеев - ученый-химик, деятель народного  образования, автор первых русских  фундаментальных учебников химии. В педагогических статьях («О направлении  русского просвещения и о необходимости  подготовки учителей», «О народном просвещении в России») высказал мысли о высокой роли народного образования в развитии и процветании страны, об изучении в средней школе основ наук, о соединении теории с практическими занятиями.

Николай Федорович Бунаков (1837-1905)

Н. Ф. Бунаков - педагог, общественный деятель, теоретик и практик начального обучения. Сторонник демократизации народной школы, введения всеобщего бесплатного начального обучения. Руководитель учительских курсов и съездов, автор множества учебных пособий. В системе учебных знаний выделял три главных составляющих: обучение грамоте, объяснительное чтение, письменные упражнения.

Петр  Францевич Лесгафт (1837-1909)

П. Ф. Лесгафт - педагог, врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического  контроля в физическом воспитании. В основу педагогики положил антропологический принцип, целью которого было единство физического и умственного развития личности ребенка. Разработал практическую типологию детей. В концепции процесса обучения раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. Выделив в жизни человека пять основных периодов, вывел определенные правила воспитания в каждом из них. Так, например, в раннем возрасте (до школы) считал необходимым соблюдение гигиены, соответствие между словом и делом воспитателя, отказ от произвола в отношении воспитанников, уважение ребенка и права его личной неприкосновенности.

Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896)

Л. Н. Модзалевский - педагог, соратник и последователь К. Д. Ушинского, детский поэт, историк педагогики. Один из первых исследователей педагогического наследия ЯЛ. Коменского, автор первого систематического пособия по истории педагогики «Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней» (1866).

Владимир  Сергеевич Соловьев (1853-1900)

B. C. Соловьев - крупнейший  религиозный философ, поэт, публицист.  Создатель «философии всеединства», ищущей гармонию между космическим  и социальным началами. Разрабатывал  теорию «цельного знания» - интуитивного образно-символического постижения мира, основанного на личном усилии человека. Создал концепцию «богочеловечества», высочайшее значение в выполнении божественной миссии придавал образованию.

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924)

В. П. Вахтеров - педагог, общественный деятель, один из организаторов Всероссийского учительского союза. Обосновал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогических исследований. Был сторонником демократической системы образования, предлагая ввести единую школу. Разработал самостоятельную концепцию «эволюционной педагогики», основу которой составляла идея развития, т. е. трактовка обучения и воспитания как средства поступательного движения в развитии личности. Выступал за обновление и расширение образования в народной школе, за активные методы обучения, способствующие развитию самостоятельного мышления ребенка.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919)

В. В. Розанов - религиозный  мыслитель, литератор. Основные темы философских  размышлений — религия, семья, образование. Проблемам воспитания посвящен ряд  книг и статей: «Сумерки просвещения», «Три главных принципа образования», «Педагогические трафаретки» и др. Основными принципами образования считал: принцип индивидуальности, принцип целостности, принцип единства типа (несмешение в одном учебном заведении трех разнородных типов образования, в основе которых лежат разные мировоззрения, а именно: античная классика, христианство, позитивная наука; ученик должен черпать впечатления из «источника одной какой-нибудь исторической культуры»). Центральной задачей образования считал воспитание культурного человека. Критикуя государственную систему образования, возлагал свои надежды на развитие образования в России с распространением частных учебных заведений. Отстаивал идею гармоничного сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании «цельного» человека.

Константин  Николаевич Венцель (1857-1947)

К. Н. Венцель - педагог, представитель теории свободного воспитания. Отвергая старую школу, настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется  полная свобода самостоятельного развития. Организовал Дом свободного ребенка (1906-1907), где основной упор делался на ручной труд и воспитание активного альтруизма (нравственной любви). Автор одной из первых в мире «Декларации прав ребенка» (1917).

Владимир  Михайлович Бехтерев (1857-1927)

В. М. Бехтерев - невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Разработал новые методы психолого-педагогических исследований. Основатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии. Разработал теорию поведения. Изучал рефлекторную деятельность ребенка раннего возраста (до 3-4 лет). Проводил мысль о необходимости взаимосвязи социально-трудового, умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. По мнению Бехтерева, воспитание разносторонне развитой личности требует совершенствования форм и методов учебной и воспитательной работы, важнейшими среди который являются внушение, пример, поощрение, убеждение. Репрессирован за диагноз «паранойя», поставленный Сталину.

Михаил  Иванович Демков (1859-1939)

М. И. Демков - теоретик, историк и популяризатор педагогики, издатель учебных пособий. Автор книг «Очерки по истории русской педагогики», «Русская педагогика в главнейших ее представителях», «Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды», в которых представил биографии крупнейших педагогов.

Александр Петрович Нечаев (1875-1943)

А. П. Нечаев - психолог, педагог, создатель первой в России лаборатории экспериментальной  педагогической психологии (1901, СПб.). Его  теоретические взгляды на личность ребенка как совокупность психических  процессов и ее развитие как процесс  внутреннего созревания организма под воздействием психофизических законов послужили обоснованием психологического эксперимента. Исследовал проблемы памяти, индивидуальных различий, показал принципиальные различия между психологическими и педагогическими способами исследования личности ребенка.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Великий русский  писатель Лев Николаевич Толстой  был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим  делом своей жизни: «А дело не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем осуществить, может осуществиться только в следующих поколениях». Мировоззрение Льва Николаевича было противоречивым. В различные периоды его жизни оно во многом определяло его педагогические взгляды и деятельность. Условно можно выделить три периода.

1 период. Основная  деятельность. 1859-1962

Благотворительная деятельность по открытию школ для  крестьянских детей. Создание школы  свободного воспитания. Резкая критика  и отрицание существующей школы. Пропаганда идей свободного воспитания и их реализация в Яснополянской школе. Издание журнала «Ясная поляна».  
В Яснополянской школе Толстым была предпринята попытка реализовать на практике идеи свободного воспитания. Как теория была претворена в жизнь, свидетельствуют отрывки из журнала «Ясная поляна» (март-апрель 1862 г. ): «Школа помещается в двухэтажном каменном доме. Две комнаты заняты школой, одна — кабинетом. . . (физическим). Предметов - 12, классов - 3, учеников - всех 49, учителей - 4, уроков в продолжение дня от 5 до 7. . . Предметы по расписанию распределяются следующим образом: 1) чтение механическое и постепенное; 2) писание; 3) каллиграфия; 4) грамматика; 5)священная история; 6) русская история; 7) рисование; 8) черчение; 9) пение; 10) математика; 11) беседы из естественных наук; 12) закон божий». «Уроков на дом не задают. . . . Никакого урока, ничего сделанного вчера, он (ученик) не обязан помнить нынче. Его не мучит мысль о предстоящем уроке». «Садятся они, где кому вздумается: на лавках, столах, подоконнике, полу и кресле. По моему мнению, внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни кажется странным и неудобным для учителя. . . Школьники - люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие такие же потребности, какие и мы. . . Им весьма легко будет дойти до заключения, что надо подчиниться известным условиям для того, чтобы учиться». «Учителя составляют планы преподавания на будущую неделю. Планы эти каждую неделю не исполняются, а изменяются сообразно требованию учеников».

2 период. Методический. 70-е годы

Написание «Азбуки», «Новой азбуки», «Книги для чтения», составление курса арифметики. В 1874 г. статья «О народном образовании» (рассмотрение вопроса о школе  с позиции патриархального крестьянства: примитивные сельские школы). Буквослага-тельный  метод обучения грамоте. Особенности учебных книг Л. Н. Толстого: высокая художественность, лаконичность, простота, доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Преобладает форма художественных рассказов из русской жизни, особенно деревни. Много материала на нравственные темы. Ценный вклад в детскую литературу. «Новая азбука» и «Книги для чтения» выдержали свыше 30 изданий.

3 период. Религиозно-нравственный. 70-90-е  годы 

В основе воспитания и образования - «толстовская» религия: признание, что человек носит бога в самом себе, всеобщая любовь к людям, всепрощение: «Религия есть единственное законное и разумное основание воспитания»

Информация о работе Педагогика и школа в России в XIX - начале XX века