Педагогическое проектирование: теоретические аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:06, контрольная работа

Краткое описание

Педагогическое проектирование представляет собой сложное самостоятельное явление, понимание которого невозможно без обращения к техническим и гуманитарным корням, традициям и современным достижениям педагогики, что в свою очередь определяет его методологию и перспективы его дальнейшего развития. Общая теория проектирования состоит из знаний по определению методов деятельности и технологий ее организации, организации способов взаимодействия при создании различных конструкций по разрешению социальных проблем. Педагогическое проектирование имеет технические корни (инженерия, архитектурное строительство, машиностроение и т.д.).

Файлы: 1 файл

теоретические_основы.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Педагогическое  проектирование: теоретические  аспекты 

      Л.А.Акимова  – методист научно-практической лаборатории «Поиск» областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко, г. Оренбург. 

Тезисы 

    Педагогическое  проектирование представляет собой  сложное самостоятельное явление, понимание которого невозможно без обращения к техническим и гуманитарным корням, традициям и современным достижениям педагогики, что в свою очередь определяет его методологию и перспективы его  дальнейшего развития.

    Педагогическое проектирование имеет технические корни (инженерия, архитектурное строительство, машиностроение и т.д.).

    Предпосылки проектирования вообще, по мнению В.М. Розина, складываются еще в античности.

    В 60-70 годы в СССР имеет место развитие методологического движения, связанного с именами Г.П.Щедровицкого, О.Г. Генисарецкого, К.М. Кантора.

    С конца 1980-х годов в нашей стране начинает формироваться массовая практика проектирования в сфере образования, сопровождающаяся серьезными философскими, методологическими и научными разработками.

    Педагогическое  проектирование на настоящий момент отличается  разнообразием подходов к ее изучению, выделением различных  оснований введения нового понятийного  аппарата, акцентированием различных  аспектов самого процесса проектирования, отражена в различных теоретических моделях, исследуется с разных позиций.

    Несмотря  на достаточно продолжительную историю  развития представлений о педагогическом проектировании, до сих пор нет единой трактовки, как следует из определений авторов.

   . В самом общем виде:

  • педагогическое проектирование можно рассматривать как структурные и процессуальные характеристики деятельности, направленной на разрешение различных проблем в педагогическом процессе;

   • объектом педагогического проектирования являются образовательные системы различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во 
взаимосвязи с системой в целом;

  • педагогическое проектирование -продуктивная деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта;

    Логическая  структура  проектной деятельности включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.

    На  основании вышеизложенного, процесс  педагогического проектирования может быть представлен в модели.

 
 
 
 

Педагогическое  проектирование: теоретические  аспекты 

      Л.А.Акимова  – методист научно-практической лаборатории «Поиск» областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко, г. Оренбург. 
 

      Педагогическое  проектирование представляет собой  сложное самостоятельное явление, понимание которого невозможно без  обращения к техническим и  гуманитарным корням, традициям и современным достижениям педагогики, что в свою очередь определяет его методологию и перспективы его  дальнейшего развития. Общая теория проектирования состоит из знаний по определению методов деятельности и технологий ее организации, организации способов взаимодействия при создании различных конструкций по разрешению социальных проблем. Педагогическое проектирование имеет технические корни (инженерия, архитектурное строительство, машиностроение и т.д.).

      Слово «проектирование» происходит от слова «проект», известного в русском языке с начала XVIII века и восходящего к латинскому projektus, означавшему «вытягивание», «вытянутое положение», в переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед», то есть замысел в виде прообраза объекта.

      Предпосылки проектирования вообще, по мнению В.М. Розина, складываются еще в античности. В своих лекциях по социокультурному проектированию и программированию он отмечает появление в данный период знаковых средств, на основе которых  разрабатываются какие-то сооружения., научные составляющие, философия. «В поздних работах Платона «Государство» и «Законы» Платон набрасывает и детально обсуждает проект того, что потом получило название «идеального государства». В «Государстве», в частности, он пишет: «Так давайте же займемся мысленно построением государства с самого начала». Он не выступает здесь как практик государственного строительства, а предлагает государство сначала построить мысленно. Это, в каком-то смысле, одна из первых предпосылок проектирования. Проектирование – это, прежде всего то, что создается как объект, но создается в мысли». «Как известно, - пишет автор в своей книге «Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации», - ни один из проектов переустройства государства Платону осуществить не удалось. Он не нашел просвещенного правителя и не смог увлечь своими идеями свободных граждан. Не удивительно поэтому, что на склоне лет Платон с горечью пишет в "Законах": "Всему указанному сейчас вряд ли когда-нибудь выпадет удобный случай для осуществления, так, чтобы все случилось согласно нашему слову. Вряд ли найдутся люди, которые будут довольны подобным устройством общества... Все это точно рассказ о сновидении, точно искусная лепка государства и граждан из воска!"  Замысел и социальные эксперименты Платона, несмотря на неудачу в практическом плане, инициировали в истории европейской цивилизации многочисленные подражания и попытки проектирования нового общественного устройства и граждан. Научное осмысление процесса и результатов проектирования как специального вида деятельности началось на рубеже XX – XXI, к этому времени складывается специфическая рефлексия и деятельность проектирования, развернутая проектная терминология. Первое методологическое представления проектирования как такового принадлежит Розенбергу. Он ввел общие представления о процессе, массе процесса, организации процесса, организации морфологии, необходимости анализа процесса и прочее, являющиеся первым методологическим подходом в области проектирования. В 20-30 годы прошлого столетия в литературе появляется требование проектировать социальные запросы, а не только заводы и здания. «Методологи проектирования убеждены, что проектировать можно все: город, предметную среду, науку, управление, поведение людей, системы деятельностей и даже само проектирование». «Основоположниками проектной парадигмы в педагогике,- по мнению Зотовой Н.К., - стали А.С. Макаренко и другие выдающиеся педагоги 20-х – 30 – х годов, выступившие в роли конструкторов новой педагогики. «Все лучшее в человеке, формирование сильной, богатой натуры необходимо специальным образом проектировать ..к следующему поколению будут предъявлены несколько измененные требования, причем изменения эти будут вноситься постепенно по мере роста и совершенствования всей общественной жизни» /Макаренко А.С. /. Идея, воплощенная в реальной практике проектной деятельности А.С.Макаренко имели важное значение в формировании теории и практики проектирования в сфере образования. 

      В 60-70 годы в СССР имеет место развитие методологического движения, связанного с именами Г.П.Щедровицкого, О.Г. Генисарецкого, К.М. Кантора во Всероссийском научно-исследовательский институте технической эстетики. Возникновение методологии проектирования было обусловлено, с одной стороны – необходимостью рефлексии достаточно развитых видов проектирования и формирования нетрадиционных  - в социальной сфере, системное и организационное; с другой стороны распространения проектирования в другие виды деятельности. Проектирование в СССР – ведущий вид деятельности, все остальные виды деятельности оформляются через проектный. «Проектирование - универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, целенаправленный на создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Оно включает в себя:

- разработку  документируемого в каком-то профессиональном  языке проекта (описания, изображения,  системы формул, компьютерной программы,  вообще "текста"), удовлетворяющего принятым в данной области критериям проектосообразности;

- научно-техническое  и социокультурное обоснование,  оценку и согласование проекта  среди заинтересованных сторон (официальных  или общественных организаций,  потребительских групп или отдельных  лиц), заканчивающиеся решением о принятии проекта;

- реализацию  его доступными для изготовителя  технологическими, организационными, инвестиционными и прочими средствами.

- автономность  проектирования как вида деятельности  означает, что оно типологически  отделимо от других видов интеллектуально и социокультурно выраженной деятельности, таких, например, как научное исследование и программирование, прогнозирование и управление, конструирование и коммуникация и т.д. На каждом этапе научно-технического развития общество располагает многообразием деятельностей, с помощью которых решаются его важнейшие экономические, социальные, культурные и прочие проблемы». (О.И.Генисаретский Деятельность проектирования и проектная культура//Предисловие к неизданной книге о проектной культуре 1994 г. Книга, о которой шла речь в публикуемом предисловии, была представлена Ученому совету Института культурологии МК РФ в 1988 г. и рекомендована им к печати. Однако, Институт не счел возможным выполнить свои обязательства под предлогом постперестроечного обнищания.)

        На современном этапе «в педагогическом проектировании человек выступает как результат системы обучения и воспитания, обладающий всеми теми свойствами и качествами, которые закладываются в него данными процессами. Г. П. Щедровицкий: "Обобщая опыт использования керосиновой лампы, нельзя прийти к электричеству. И наоборот, чтобы получить электрическую лампочку, нужно предварительно научно исследовать природу и законы электрических и электромагнитных явлений... Суть вопроса в одном: будем ли мы строить наше воспитание и обучение по-прежнему на основе здравого смысла и так называемых обобщений передового опыта, не развертывая научных исследований, или мы будем развивать педагогическую науку и проектирование. Он  считал необходимым создание новой научной дисциплины – педагогического проектирования и появления особой специальности – педагога-проектировщика, задача которого состоит в разработке конкретного проекта, выражающего цель самого «педагогического производства». На основании проекта человека будущего общества, по мнению исследователя, необходимо создать новый проект педагогических целей, новую программу образования, новую систему учебных предметов и новые приемы, обеспечивающие их освоение. Однако, все эти вопросы были лишь поставлены и намечены некоторые пути их решения. С конца 1980-х годов в нашей стране начинает формироваться массовая практика проектирования в сфере образования, сопровождающаяся серьезными философскими, методологическими и научными разработками. Тупицин А. выделяет четыре источника возникновения проектирования в образовании в наше время:

- Распространившееся  к концу 1980-х годов движение  учителей-новаторов, продекларировавших  «идею сотрудничества». «Во многом  проектирование в образовании  является рефлексией и попыткой инновационной деятельности педагогов»;

- Деятельность  различных коллективов и отдельных  людей связанных с разработкой  философских и методологических  проблем образования. Интересна  в этом плане работа сотрудников  Института педагогических инноваций  РАО под руководством В.И. Слободчикова и Н.Г. Алексеева, работы П.Г. Щедровицкого и Ю.В. Громыко по философии образования;

- Активное развитие  в нашей стране в 60-70 годы  проектирования в таких сферах  деятельности как градостроительство, высокотехнологичное производство и т.д. В это время проектировочная деятельность не была в достаточной степени обеспечена соответствующими философскими, теоретическими и методическими знаниями;

- Активная деятельность  в нашей стране многочисленных зарубежных и отечественных фондов, поддерживающих различные образовательные инициативы, таких, как фонд «Открытое общество» Д.Сороса, фонд «Евразия», фонд Вернадского и др., организующие конкурсы педагогических проектов и программ, предоставляя победителям либо денежные суммы на их реализацию, либо оказывая иную поддержку (предоставление оргтехники, помощь в поиске партнеров и т.п. [Тупицин А. Проектирование   стр 16] 

        Педагогическое проектирование  на настоящий момент отличается  разнообразием подходов к ее изучению, выделением различных оснований введения нового понятийного аппарата, акцентированием различных аспектов самого процесса проектирования, отражена в различных теоретических моделях, исследуется с разных позиций.

      Процесс "выращивания" новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний, технологий образования, способов педагогической деятельности и мышления (В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Шайденко).  «Перед психологией и педагогикой развития и целым рядом других наук встает задача целенаправленного проектирования и культивирования (буквально - выращивания) осмысленных укладов жизни поливозрастных человеческих объединений - как фундаментального условия нормального развития; и задача построения возрастно-нормативных моделей развития человека в рамках этих объединений. Проектирование - построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.» (Слободчиков В.И.)

      О.Г. Прикот определил педагогическое проектирование как 
ценностно-ориентированную, глубоко мотивированную, высокоорганизованную, целенаправленную профессиональную деятельность по изменению педагогической действительности

      Н.О. Яковлева под педагогическим проектированием понимает 
целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы. «Под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование, при этом «создание проекта» не отождествляет проектирование с процессами разработки, планирования и прогнозирования» (Яковлева Н.О). При этом основные особенности педагогического проектирования заключаются в следующем: 1) процесс педагогического проектирования базируется на некотором изобретении; 2) результаты проектирования ориентированы на массовое использование; 3) в основе деятельности проектировщика лежит ценность, исходя из которой создается проект; 4) процесс педагогического проектирования всегда ориентирован на будущее, на предвидение результатов и последствий деятельности; 5) в процессе проектирования всегда решается актуальная проблема; 6) педагогическое проектирование системно, полинаучно, носит информационный характер. ( Яковлева Н.О). 

     « Проектирование - есть идеальное  "промысливание" того, что может  быть; а точнее - мысленное конструирование и практическая реализация того, что возможно, или того, что должно быть. Идеальное конструирование (замысел, проектная идея) воплощается во вполне определенном продукте - образовательном проекте, а практическая реализация выступает в качестве целенаправленной деятельности по формированию разного рода ресурсов, делающих данный проект реалистичным и реализуемым. Два этих момента взаимообусловлены, т.к. замысел без реализации становится "маниловским прожектом"; пример реализации без замысла - всем известные "стройки века"» (Слободчиков В.И.)

   Несмотря  на достаточно продолжительную историю развития представлений о педагогическом проектировании, до сих пор нет единой трактовки, как следует из определений авторов. В самом общем виде:

  • педагогическое проектирование можно рассматривать как структурные и процессуальные характеристики деятельности, направленной на разрешение различных проблем в педагогическом процессе;

Информация о работе Педагогическое проектирование: теоретические аспекты