Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:06, контрольная работа
Педагогическое проектирование представляет собой сложное самостоятельное явление, понимание которого невозможно без обращения к техническим и гуманитарным корням, традициям и современным достижениям педагогики, что в свою очередь определяет его методологию и перспективы его дальнейшего развития. Общая теория проектирования состоит из знаний по определению методов деятельности и технологий ее организации, организации способов взаимодействия при создании различных конструкций по разрешению социальных проблем. Педагогическое проектирование имеет технические корни (инженерия, архитектурное строительство, машиностроение и т.д.).
Педагогическое
проектирование: теоретические
аспекты
Л.А.Акимова
– методист научно-практической
лаборатории «Поиск»
областного Дворца творчества
детей и молодежи им.
В.П.Поляничко, г. Оренбург.
Тезисы
Педагогическое проектирование представляет собой сложное самостоятельное явление, понимание которого невозможно без обращения к техническим и гуманитарным корням, традициям и современным достижениям педагогики, что в свою очередь определяет его методологию и перспективы его дальнейшего развития.
Педагогическое проектирование имеет технические корни (инженерия, архитектурное строительство, машиностроение и т.д.).
Предпосылки проектирования вообще, по мнению В.М. Розина, складываются еще в античности.
В 60-70 годы в СССР имеет место развитие методологического движения, связанного с именами Г.П.Щедровицкого, О.Г. Генисарецкого, К.М. Кантора.
С конца 1980-х годов в нашей стране начинает формироваться массовая практика проектирования в сфере образования, сопровождающаяся серьезными философскими, методологическими и научными разработками.
Педагогическое проектирование на настоящий момент отличается разнообразием подходов к ее изучению, выделением различных оснований введения нового понятийного аппарата, акцентированием различных аспектов самого процесса проектирования, отражена в различных теоретических моделях, исследуется с разных позиций.
Несмотря на достаточно продолжительную историю развития представлений о педагогическом проектировании, до сих пор нет единой трактовки, как следует из определений авторов.
. В самом общем виде:
• объектом
педагогического проектирования являются
образовательные системы различного уровня
и характера или их структурные компоненты,
которые также исследуются во
взаимосвязи с системой в целом;
Логическая структура проектной деятельности включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.
На основании вышеизложенного, процесс педагогического проектирования может быть представлен в модели.
Педагогическое
проектирование: теоретические
аспекты
Л.А.Акимова
– методист научно-практической
лаборатории «Поиск»
областного Дворца творчества
детей и молодежи им.
В.П.Поляничко, г. Оренбург.
Педагогическое
проектирование представляет собой
сложное самостоятельное
Слово «проектирование» происходит от слова «проект», известного в русском языке с начала XVIII века и восходящего к латинскому projektus, означавшему «вытягивание», «вытянутое положение», в переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед», то есть замысел в виде прообраза объекта.
Предпосылки
проектирования вообще, по мнению В.М.
Розина, складываются еще в античности.
В своих лекциях по социокультурному
проектированию и программированию
он отмечает появление в данный период
знаковых средств, на основе которых
разрабатываются какие-то сооружения.,
научные составляющие, философия. «В поздних
работах Платона «Государство» и «Законы»
Платон набрасывает и детально обсуждает
проект того, что потом получило название
«идеального государства». В «Государстве»,
в частности, он пишет: «Так давайте же
займемся мысленно построением государства
с самого начала». Он не выступает здесь
как практик государственного строительства,
а предлагает государство сначала построить
мысленно. Это, в каком-то смысле, одна
из первых предпосылок проектирования.
Проектирование – это, прежде всего то,
что создается как объект, но создается
в мысли». «Как известно, - пишет автор
в своей книге «Этюды по социальной инженерии:
От утопии к организации», - ни один из проектов
переустройства государства Платону осуществить
не удалось. Он не нашел просвещенного правителя
и не смог увлечь своими идеями свободных
граждан. Не удивительно поэтому, что на склоне
лет Платон с горечью пишет в "Законах":
"Всему указанному сейчас вряд ли когда-нибудь
выпадет удобный случай для осуществления,
так, чтобы все случилось согласно нашему
слову. Вряд ли найдутся люди, которые будут
довольны подобным устройством общества...
Все это точно рассказ о сновидении, точно
искусная лепка государства и граждан
из воска!" Замысел и социальные эксперименты
Платона, несмотря на неудачу в практическом
плане, инициировали в истории европейской
цивилизации многочисленные подражания
и попытки проектирования нового общественного
устройства и граждан. Научное осмысление
процесса и результатов проектирования
как специального вида деятельности началось
на рубеже XX – XXI, к этому времени складывается
специфическая рефлексия и деятельность
проектирования, развернутая проектная
терминология. Первое методологическое
представления проектирования как такового
принадлежит Розенбергу. Он ввел общие
представления о процессе, массе процесса,
организации процесса, организации морфологии,
необходимости анализа процесса и прочее,
являющиеся первым методологическим подходом
в области проектирования. В 20-30 годы прошлого
столетия в литературе появляется требование
проектировать социальные запросы, а не
только заводы и здания. «Методологи проектирования
убеждены, что проектировать можно все:
город, предметную среду, науку, управление,
поведение людей, системы деятельностей
и даже само проектирование». «
В 60-70 годы в СССР имеет место развитие методологического движения, связанного с именами Г.П.Щедровицкого, О.Г. Генисарецкого, К.М. Кантора во Всероссийском научно-исследовательский институте технической эстетики. Возникновение методологии проектирования было обусловлено, с одной стороны – необходимостью рефлексии достаточно развитых видов проектирования и формирования нетрадиционных - в социальной сфере, системное и организационное; с другой стороны распространения проектирования в другие виды деятельности. Проектирование в СССР – ведущий вид деятельности, все остальные виды деятельности оформляются через проектный. «Проектирование - универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, целенаправленный на создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Оно включает в себя:
- разработку
документируемого в каком-то
- научно-техническое
и социокультурное обоснование,
- реализацию
его доступными для
- автономность
проектирования как вида
На современном этапе «в педагогическом проектировании человек выступает как результат системы обучения и воспитания, обладающий всеми теми свойствами и качествами, которые закладываются в него данными процессами. Г. П. Щедровицкий: "Обобщая опыт использования керосиновой лампы, нельзя прийти к электричеству. И наоборот, чтобы получить электрическую лампочку, нужно предварительно научно исследовать природу и законы электрических и электромагнитных явлений... Суть вопроса в одном: будем ли мы строить наше воспитание и обучение по-прежнему на основе здравого смысла и так называемых обобщений передового опыта, не развертывая научных исследований, или мы будем развивать педагогическую науку и проектирование. Он считал необходимым создание новой научной дисциплины – педагогического проектирования и появления особой специальности – педагога-проектировщика, задача которого состоит в разработке конкретного проекта, выражающего цель самого «педагогического производства». На основании проекта человека будущего общества, по мнению исследователя, необходимо создать новый проект педагогических целей, новую программу образования, новую систему учебных предметов и новые приемы, обеспечивающие их освоение. Однако, все эти вопросы были лишь поставлены и намечены некоторые пути их решения. С конца 1980-х годов в нашей стране начинает формироваться массовая практика проектирования в сфере образования, сопровождающаяся серьезными философскими, методологическими и научными разработками. Тупицин А. выделяет четыре источника возникновения проектирования в образовании в наше время:
- Распространившееся
к концу 1980-х годов движение
учителей-новаторов,
- Деятельность
различных коллективов и
- Активное развитие в нашей стране в 60-70 годы проектирования в таких сферах деятельности как градостроительство, высокотехнологичное производство и т.д. В это время проектировочная деятельность не была в достаточной степени обеспечена соответствующими философскими, теоретическими и методическими знаниями;
- Активная деятельность
в нашей стране многочисленных зарубежных
и отечественных фондов, поддерживающих
различные образовательные инициативы,
таких, как фонд «Открытое общество» Д.Сороса,
фонд «Евразия», фонд Вернадского и др.,
организующие конкурсы педагогических
проектов и программ, предоставляя победителям
либо денежные суммы на их реализацию,
либо оказывая иную поддержку (предоставление
оргтехники, помощь в поиске партнеров
и т.п. [Тупицин А. Проектирование
стр 16]
Педагогическое проектирование
на настоящий момент
Процесс "выращивания" новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний, технологий образования, способов педагогической деятельности и мышления (В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Шайденко). «Перед психологией и педагогикой развития и целым рядом других наук встает задача целенаправленного проектирования и культивирования (буквально - выращивания) осмысленных укладов жизни поливозрастных человеческих объединений - как фундаментального условия нормального развития; и задача построения возрастно-нормативных моделей развития человека в рамках этих объединений. Проектирование - построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.» (Слободчиков В.И.)
О.Г.
Прикот определил педагогическое проектирование
как
ценностно-ориентированную, глубоко мотивированную,
высокоорганизованную, целенаправленную
профессиональную деятельность
по изменению педагогической действительности
Н.О.
Яковлева под педагогическим проектированием
понимает
целенаправленную деятельность по созданию
проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной
системы. «Под педагогическим проектированием
мы понимаем целенаправленную деятельность
по созданию проекта
как инновационной модели образовательно-воспитательной
системы, ориентированной на массовое
использование, при этом «создание проекта»
не отождествляет проектирование с процессами
разработки, планирования и прогнозирования»
(Яковлева Н.О). При этом основные особенности
педагогического проектирования заключаются
в следующем: 1) процесс педагогического
проектирования базируется на некотором
изобретении; 2) результаты проектирования
ориентированы на массовое использование;
3) в основе деятельности проектировщика
лежит ценность, исходя из которой создается
проект; 4) процесс педагогического проектирования
всегда ориентирован на будущее, на предвидение
результатов и последствий деятельности;
5) в процессе проектирования всегда решается
актуальная проблема; 6) педагогическое
проектирование системно, полинаучно,
носит информационный характер. ( Яковлева
Н.О).
« Проектирование - есть идеальное "промысливание" того, что может быть; а точнее - мысленное конструирование и практическая реализация того, что возможно, или того, что должно быть. Идеальное конструирование (замысел, проектная идея) воплощается во вполне определенном продукте - образовательном проекте, а практическая реализация выступает в качестве целенаправленной деятельности по формированию разного рода ресурсов, делающих данный проект реалистичным и реализуемым. Два этих момента взаимообусловлены, т.к. замысел без реализации становится "маниловским прожектом"; пример реализации без замысла - всем известные "стройки века"» (Слободчиков В.И.)
Несмотря на достаточно продолжительную историю развития представлений о педагогическом проектировании, до сих пор нет единой трактовки, как следует из определений авторов. В самом общем виде:
Информация о работе Педагогическое проектирование: теоретические аспекты