Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:02, доклад
В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт в и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время , вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два - два с половиной столетия спустя.
Педагогика Педагогическое наследие Я.А. Коменского»
Ян Амос Коменский - гениальный педагог, считается создателем традиционных систем образования.
Его идеи предвосхитили
многие достижения педагогической и
психологической науки. Поэтому
Коменскому по праву принадлежит почетное место
в галерее мэтров мировой психологии.
Чешский мыслитель-гуманист, педагог,
общественный деятель. Родился в семье
члена протестантской общины Чешских
братьев. Получил первоначальное образование
в братской школе, в 1608-10 учился в лат. школе,
затем в Херборнской академии и Гейдельбергском
ун-те (1611-14), куда был направлен общиной
для подготовки к проповеднической деятельности.
В 1614-20 преподавал и был проповедником
в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).
В творчестве Коменский получает развитие
предшествующая традиция чешской реформации
и гуманизма, связанная с гуситским движением,
а затем с общиной Чешских братьев. Творчество
Коменского оказало огромное влияние
на развитие мировой педагогики и школьной
практики. Его труды содержат ряд продуктивных
идей: единство общего и особенного, целого
и частного, развития и воспитания, обществ,
системы образования и естественного
постепенного свободного развития целостной
личности, индивидуального и социального
развития и т. д. Цель воспитания, по Коменскому,-
подготовка человека к вечной жизни. Путь
к вечному блаженству он видел в познании
внешнего мира, в умении владеть вещами
и самим собой, в возведении себя к источнику
всех вещей - богу. Т.о., Коменский выделял
3 составные части воспитания - научное
образование, нравственное воспитание
и религиозное воспитание.
Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим , всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека
Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:
детство - от рождения до 6 лет включительно |
отрочество - от 6 до 12 лет |
юность - от 12 до 18 лет |
возмужалость - от 18 до 24 лет |
Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям
Коменский в своих сочинениях
много внимания уделил раскрытию
природы ребенка и его
Вопросы о ребенке и его способностях
Коменский решает на уровне передовой
науки своего времени. Что представляет
собой ребенок, и с какими способностями
и качествами он рождается.
Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня т т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.
В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт в и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время , вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два - два с половиной столетия спустя.
Таким образом, педагогическая система Я.А. Коменского явилась предвестником системы всеобщего образования, раскрывающей преобразующие для общества потенции образования. По своей сути педагогическое наследие великого педагога-гуманиста явилось уникальнейшим итогом развития педагогической теории и практики предшествующих веков, поскольку вобрало в себя идеи эпохи Античности и Возрождения, определив цели и задачи образования для Нового времени. Также можно смело говорить о современности и жизнестойкости педагогических идеалов Я. А. Коменского.