Педагогическое наследие Я.А. Коменского

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:02, доклад

Краткое описание

В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт в и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время , вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два - два с половиной столетия спустя.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

Педагогика Педагогическое наследие Я.А. Коменского»

Ян Амос Коменский - гениальный педагог, считается создателем традиционных систем образования. 

Его идеи предвосхитили  многие достижения педагогической и  психологической науки. Поэтому  Коменскому по праву принадлежит почетное место в галерее мэтров мировой психологии.  
Чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском ун-те (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности. В 1614-20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия). В творчестве Коменский получает развитие предшествующая традиция чешской реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чешских братьев.           Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, обществ, системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по Коменскому,- подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей - богу. Т.о., Коменский выделял 3 составные части воспитания - научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим , всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека

Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство             - от рождения до 6 лет включительно

отрочество       - от 6 до 12 лет

юность             - от 12 до 18 лет

возмужалость  - от 18 до 24 лет


Для каждого  из этих возрастных периодов, следуя характерным  возрастным особенностям

Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию  природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.  
Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок, и с какими способностями и качествами он рождается.

Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня т т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую  же роль, как Декарт в и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время , вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два - два с половиной столетия спустя.

 Таким образом,  педагогическая система Я.А. Коменского явилась предвестником системы всеобщего образования, раскрывающей преобразующие для общества потенции образования. По своей сути педагогическое наследие великого педагога-гуманиста  явилось уникальнейшим итогом развития педагогической теории и практики предшествующих веков, поскольку вобрало в себя идеи эпохи Античности и Возрождения, определив цели и задачи образования для Нового времени. Также можно смело говорить о современности и жизнестойкости педагогических идеалов Я. А. Коменского.


Информация о работе Педагогическое наследие Я.А. Коменского