Педагогическое мастерство преподавателя ВУЗа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:39, реферат

Краткое описание

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Оглавление

Введение 3
1. Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза, типы преподавателей. 4
2. Проблемы общения преподавателя и студента на экзамене. 10
3. Особенности взаимоотношений преподавателя и студента. 15
Список используемой литературы. 20

Файлы: 1 файл

Педагогическое мастерство преподавателя ВУЗа.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

 

       

Преобладающий вид отношений в ходе Преобладающая субъективизация
Учебной и научно-поисковой деятельности:

“деловые, официальные”

“авторитарные”

“взаимной зависимости и ответственности”

“индифферентные”

 
 
1. “профессионал”

2. “организатор”

3. “методист”

4. “учёный”

5. “пассивный”

Воспитательной  деятельности:

“воспитывающие”

“двойственные”

“индифферентные”

 
1. “профессионал”

2. “организатор”

3. “методист”

4. “пассивный”

Неформального общения:

“позитивно - индивидуализированные”

“доверительные”

 
1. “профессионал”

2. “организатор”

 

       Субъективные  педагогические отношения не учитывают  особенностей трёх этапов обучения студентов  и по этой причине не способствуют формированию нравственной воспитанности будущих специалистов высшей квалификации.

       Весь  процесс обучения и воспитания студента можно разделить на три этапа: первый этап (1-2 курсы) - формирование нравственно-волевой  основы личности в период адаптации; второй этап (3 курс) - расширение и углубление нравственного потенциала личности в период специализации; третий этап (4-5 курсы) - завершение формирования нравственности молодого специалиста в период самовыражения и личностной самореализации.

       Особенности нравственного развития студентов во время адаптации в вузе таковы, что при дифференцированных, детальных характеристиках наблюдается значительная “амплитуда колебаний” их нравственной устойчивости в различных поведенческих ситуациях - от осознанного самоконтроля до легкомыслия и отсутствия нравственных рамок, вседозволенности и бесконтрольности в поведении и общении. Таков диапазон нравственного отношения к жизни.

       В связи с основной целью нравственного  воспитания - помочь студенту сформировать нравственно-волевую основу своей  личности - на первом этапе выдвигается ряд конкретных педагогических задач.

       Одной из наиболее важных следует считать  установление в процессе преподавания, воспитательного воздействия такого стиля отношений преподавателей к студентам, который бы предопределил  и служил примером для осуществления будущим специалистом социально значимых деловых и межличностных отношений. Важно, чтобы студенты 1-2 курсов не видели в отношении к себе преподавателей расхождения с моральными истинами и принципами, провозглашёнными в процессе воспитания; сами преподаватели, являя образец коллективизма, гуманизма, оптимизма, честности и справедливости, скрывали бы от студентов имеющиеся у себя недостатки, проявляя себя с лучшей стороны.

       В отношениях “преподаватель - студент” всё более должны развиваться обратные связи “студент - преподаватель” как младшее партнёрство. Стимулирование активных, инициативных обратных связей - важное звено воспитательного процесса среднего курса.

       На  третьем этапе сущностным содержанием  воспитательной деятельности становятся индивидуализированные педагогические отношения “на равных”. Этим будет достигаться опосредованное воспитательное воздействие на закрепление и развитие положительных нравственных устоев личности современного высококвалифицированного специалиста. Опосредованность нравственного воспитания адекватными педагогическими отношениями на выпускных курсах должны стать педагогической “сверхзадачей”.

       Дифференциация  педагогических отношений в зависимости  от каждого учебного этапа и одновременная  их индивидуализация применительно к гено- и фенотипу личности отдельного учащегося позволило в ходе специального исследования добиться эффективного формирования социально значимой совокупности нравственных черт, качеств и свойств у будущего специалиста - выпускника вуза.

 

Список используемой литературы.

    1. Педагогика  и психология высшей школы.  Серия “Учебники, учебные пособия”. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1998.

    2. Педагогические  условия совершенствования учебного  процесса в вузе: Межвузовский  тематический сборник, - Барнаул: изд. Алтайск.ун-та, 1985.

    3. В.М.  Рогинский. Азбука педагогического  труда. М.: Высшая школа, 1990.

    4. Слагаемые  педагогического мастерства. М.И.  Станкин.//СПО № 9, 1996.

    5. Основы  педагогического мастерства. Под  ред. И.А. Зязюна. Киев: Вища школа, 1987. 

Информация о работе Педагогическое мастерство преподавателя ВУЗа