Педагогический такт и справедливость как критерии профессионализма учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:33, статья

Краткое описание

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПСИХОДИГОЯ ПЕДАГОГИКИ.docx

— 19.90 Кб (Скачать)

Лаптев Д.Г. - Педагогический такт  и справедливость как критерии профессионализма учителя

 

Взаимоотношения учителя  с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального  долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического  такта, который есть одновременно и  чувство меры, и сознательная дозировка  действия, и способность проконтролировать  его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим.

Тактика поведения учителя  в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать  соответствующие стиль и тон, время и место педагогического  действия, а также провести своевременную  их корректировку.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой  совпадают мысль и действие.

 

Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение  всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск  более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это  всегда творчество и поиск.

Педагогический такт —  это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту. К. Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как  бы он ни изучил теорию педагогики, никогда  не будет хорошим воспитателем-практиком, есть, в сущности, не более как  такт психологический.

Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе  душевными, — доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный  преподаватель может быстро и  безошибочно разобраться в возникшей  ситуации, понять трудности общения  для того или иного учащегося, определить его состояние и с  учетом этого найти единственно  правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы  не поставить учащегося в неловкое положение.

 

 

В числе основных составляющих элементов педагогического такта  учителя можно назвать:

- уважение к ученику  и требовательность к нему;

- развитие самостоятельности  учащихся во всех видах деятельности  и твердое педагогическое руководство  их работой; 

- внимательность к психическому состоянию ученика и разумность и последовательность требований к нему;

- доверие к ученикам  и систематическая проверка их  учебной работы;

- умение заинтересованно  слушать собеседника и сопереживать  ему,

- уравновешенность и самообладание,  деловой тон в отношениях,

- принципиальность без  упрямства, 

- внимательность и чуткость  по отношению к людям и т.д. 

- педагогически оправданное  сочетание делового и эмоционального  характера отношений с учениками  и др.

 

 Педагогический такт  во многом зависит от личных  качеств педагога, его кругозора,  культуры, воли, гражданской позиции  и профессионального мастерства. Он является той основой, на  которой вырастают доверительные  отношения между учителями и  учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

 

Тактичный учитель будет  терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана  с особенностями темперамента, а  не покрикивать на него, будет проявлять  особый такт при дефектах речи учащихся, относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к  девочке, боящейся выполнить упражнение.

 

Соблюдение педагогического  такта требует постоянного контроля за своими мыслями, действиями. Например, на родительском собрании учитель, не желая ставить родителей одной ученицы в неловкое положение, сказал: «Одна девочка попала в дурную компанию» — и… тут же предложил папе этой девочки остаться для разговора. Всем стало ясно, о ком идет речь. В результате некоторые родители запретили своим дочерям общаться с этой девочкой.

 

Педагогическая справедливость наряду с педагогическим тактом представляют собой своеобразное мерило, критерий объективности учителя, уровня его  нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: «Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка»

 

Качества личности, характеризующие  профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и  концентрированным выражением его  авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет  личности.

 

Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности  и интересы.

 

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического  самообразования - необходимое условие  профессионального становления  и совершенствования.

 

Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Л.Н.Толстой отмечал, что если "хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния". Эту мысль развивал и В. А. Сухомлинский. Он считал, что "мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда".

 

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных  отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения  социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе  новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние  перспективы преподаваемой науки.

 

Наиболее общей характеристикой  познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического  мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется  в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное  развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его  деятельности вопросы и задачи.

 

Литература:

  1. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993.

 

2.   Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.

 

3.  Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986.

 

4.   Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989.


Информация о работе Педагогический такт и справедливость как критерии профессионализма учителя