Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:33, статья
Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.
Лаптев Д.Г. - Педагогический такт и справедливость как критерии профессионализма учителя
Взаимоотношения учителя
с коллегами, родителями и детьми,
основанные на осознании профессионального
долга и чувстве
Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.
Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.
Такт – это нравственное
поведение, включающее предвидение
всех объективных последствий
Педагогический такт —
это качество, присущее учителю-мастеру,
учителю-интеллигенту. К. Д. Ушинский писал,
что так называемый педагогический
такт, без которого воспитатель, как
бы он ни изучил теорию педагогики, никогда
не будет хорошим воспитателем-
Педагогический такт базируется
на многих качествах, называемых в обиходе
душевными, — доброжелательности, чуткости,
отзывчивости, искренности. Тактичный
преподаватель может быстро и
безошибочно разобраться в
В числе основных составляющих
элементов педагогического
- уважение к ученику и требовательность к нему;
- развитие самостоятельности
учащихся во всех видах
- внимательность к психическому состоянию ученика и разумность и последовательность требований к нему;
- доверие к ученикам и систематическая проверка их учебной работы;
- умение заинтересованно
слушать собеседника и
- уравновешенность и
- принципиальность без упрямства,
- внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
- педагогически оправданное
сочетание делового и
Педагогический такт
во многом зависит от личных
качеств педагога, его кругозора,
культуры, воли, гражданской позиции
и профессионального
Тактичный учитель будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащихся, относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к девочке, боящейся выполнить упражнение.
Соблюдение педагогического
такта требует постоянного
Педагогическая справедливость наряду с педагогическим тактом представляют собой своеобразное мерило, критерий объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: «Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка»
Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.
Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы.
Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования.
Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Л.Н.Толстой отмечал, что если "хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния". Эту мысль развивал и В. А. Сухомлинский. Он считал, что "мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда".
Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
Наиболее общей
Литература:
2. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
3. Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986.
4. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989.
Информация о работе Педагогический такт и справедливость как критерии профессионализма учителя