Педагогический конфликт.
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - взаимоотношение двух
или более разнонаправленных сил по поводу
противоречия.
Конфликт — это наиболее острый способ разрешения
значимых противоречий, возникающих в
процессе взаимодействия, заключающийся
в противодействии субъектов конфликта
и обычно сопровождающийся негативными
эмоциями.
В структуре конфликта выделяют:
- объект (предмет спора);
- субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
- условия протекания конфликта;
- масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
- стратегии и тактики поведения сторон;
- исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).
Классификация уровней конфликтующих
сторон:
- Междиндивидуальные конфликты
- Межгрупповые конфликты и их типы:
- группы интересов
- группы этнонационального характера
- группы, объединенные общностью положения;
- конфликты между ассоциациями
- внутри и межинституциональные конфликты
- конфликты между государственными образованиями
- конфликты между культурами или типами культур
Одна из наиболее широких
классификаций конфликтов.
- По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
- По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
- По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
- По формам борьбы (мирные и немирные).
- По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
- По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
- По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).
- 1. Подлинный конфликт, существующий объективно и воспринимаемый адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж — как фотолабораторию).
- 2. Случайный, или условный, конфликт, который легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками (супруги не замечают, что есть еще площадь).
- 3. Смещенный конфликт — когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое (споря из-за свободной комнаты, супруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье).
- 4. Неверно приписанный конфликт — когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о котором она уже прочно забыла.
- 5. Латентный (скрытый) конфликт. Базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое тем не менее объективно существует.
- 6. Ложный конфликт, существующий только из-за восприятия супругов, без объективных причин.
- Подлинные причины конфликта трудно обнаружить из-за различных психологических моментов. Во-первых, в любом конфликте рациональное начало, как правило, скрыто за эмоциями. Во-вторых, подлинные причины конфликта могут быть надежно скрыты и психологически защищены в глубине подсознания и проявляться на поверхности только в виде приемлемых для Я-концепции мотивировок. В-третьих, причины конфликтов могут быть неуловимыми из-за так называемого закона круговой каузальности (причинности) семейных отношений, который проявляется и в супружеских конфликтах.
Существует три аспекта
межличностных отношений:
- когнитивный (как мы их видим и понимаем);
- аффективный (как мы к ним относимся);
- поведенческий (как мы в них поступаем).
Педагогическая
конфликтология – теоретико-прикладное
направление, основным предназначением
которого является изучение природы и
причин педагогических конфликтов, разработка
методов их практического регулирования
и разрешения.
К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между
воспитателем и воспитанником (учителем
и учеником, родителем и ребенком, учеником
и учеником, родителем и учителем).
Объективные причины педагогических
конфликтов:
- Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка.
- Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).
- Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.).
- Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей").
- Зависимость ученика от учителя.
- Необходимость оценивания учащихся учителем.
- Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.
- Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.
- Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.
- Социальная нестабильность и др.
К субъективным причинам относятся:
- Психологическая несовместимость учителя и ученика.
- Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.).
- Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.
- Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.
- Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.
- Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей).
- Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.
- Чрезмерная загруженность учителя или ученика.
- Вынужденная бездеятельность ученика.
- Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.
- Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.
Виды педагогических конфликтов.
- Системные конфликты (конфликты, в основе которых лежат противоречия, возникающие в процессе функционирования образования как системы; могут носить экономический, организационный, политический, этнический, духовный характер);
- Процессуальные конфликты (педагогические конфликты, в основе которых противоречия, возникающие в образовательном процессе);
- Результативные конфликты (возникают на основе противоречий реального и идеального результатов конфликта).
Сам по себе педагогический конфликт
– нормальное социальное явление, вполне
естественное для такого динамичного
социума, каким является современная
школа. Современная конфликтологическая
парадигма ориентирует массовое сознание
людей на понимание неизбежности конфликтов
в различных сферах человеческой деятельности,
в том числе и педагогической. Однако слабая
конфликтологическая подготовка педагогов
и руководителей образовательных учреждений,
неумение на практике управлять школьными
конфликтами, находить оптимальные способы
их упреждения и преодоления, как правило,
негативно сказываются на организации
учебно-воспитательного процесса в школе.
Рекомендации по упреждению и разрешению
конфликтных ситуаций с учетом особенностей
школьного социума, по формированию благоприятного
морально-психологического климата, методика
индивидуального консультирования, учет
личностного компонента в конфликте крайне
необходимы сегодня педагогам.
Педагогический конфликт
можно рассматривать как возникающую
в результате профессионального и межличностного
взаимодействия участников учебно-воспитательного
процесса форму проявления обострившихся
субъектно-субъектных противоречий, вызывающих
чаще всего у них отрицательный эмоциональный
фон общения, и предполагающую конструктивный
перевод столкновения сторон конфликта
в заинтересованное устранение его причин.
Таким образом, в данном толковании педагогического
конфликта как разновидности конфликтов
вообще прежде всего обращается внимание
на сферу его протекания (учебно-воспитательный
процесс), особенность субъектов (учителя
и дети), эмоциональный фон протекания.
Особо следует обратить внимание на то,
что педагогический конфликт является
формой проявления обострившихся субъектно-субъектных
противоречий, что весьма существенно
для определения способов его предупреждения
и преодоления.
Педагогический конфликт
– сложное явление, происходящее,
как правило, в силу объективных и субъективных
причин. К объективным причинам можно
отнести также социально-экономическое
положение учительства в целом по стране
и конкретно – особенности условий педагогической
деятельности в данной области, районе,
учебном заведении. Субъективные причины
связаны в основном со спецификой межличностных
отношений в школьном социуме, обусловлены
особенностями психологической структуры
личности каждого участника учебно-воспитательного
процесса, т. е. индивидуально-психологическими,
общественно-психологическими и научно-мировоззренческими
качествами личности. Таким образом, можно
сказать, что педагогический конфликт,
как правило, возникает на базе объективных
условий при соответствующем включении
субъективного фактора. Однако, в практике
немало фактов, свидетельствующих о приоритетной
роли именно субъективного фактора в провокации
конфликтов в школьном социуме.
Практическая сторона.
1.Ученик из класса перестал выполнять
домашнее задание, нарушал дисциплину.
Мальчик способный, а плохие оценки стали
появляться по многим предметам, никакие
уговоры на него не действовали. Учителя
для него как будто не существовало. Это
длилось почти весь учебный год. В одно
из посещений школы мама ученика обратилась
к учителю за помощью. Оказалось, что отец
мальчика пьет и скандалит с мальичком
и его матерью-они часто не ночую из-за
этого дома. Узнав об этом, учитель изменил
свое отношение с учеником, тот почувствовал,
что не безразличен людям и постепенно
выправил поведение и учебу.
2. На уроке русского языка
учительница несколько раз делала замечания
ученику, который не занимался. На замечания
учительницы он не реагировал, продолжая
мешать другим: достал резинку и начал
стрелять бумажками в учеников, сидящих
впереди.
Учительница потребовала,
чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо
ответил и не вышел. Учительница прекратила
урок. Класс зашумел, а виновник продолжал
сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил.
Учительница села за стол и стала писать
в журнале, ученики занялись своими делами.
Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок,
учительница встала и сказала, что весь
класс оставляет после уроков. Все зашумели.
3. «Три года назад я пошел
в однодневный поход с учащимися 4-го класса.
Все проверил, как положено, но, пройдя
500 м, решил еще раз проверить. У Оли М. оказался
тяжелый рюкзак (она взяла 4 кг картофеля),
он «резал» плечи. Посоветовавшись, ребята
решили отдать картофель мальчику, у которого
был самый легкий рюкзак. Но этот мальчик
— Вова Т. — сразу и резко отказался. Ребята
дружно возмутились его отказом, тогда
Вова побежал, куда глаза глядят, два мальчика
побежали за ним, но не догнали, а он вернулся
домой. Мы взяли его рюкзак, и пошли дальше.
Отдыхали, веселились. Вечером к Вове зашли
две девочки, отдали рюкзак и вручили букет
полевых цветов.
Мальчик был испуган таким
отношением, он ожидал другого, долго переживал
случившееся (по наблюдению девочек).
1 сентября по дороге в
школу меня догнал Вова с букетом цветов,
извинился и сказал, что был неправ. Мы
разговорились, и я узнал, почему он отказался
нести картофель. Оказывается, когда он
собирался в поход, то все думал, как облегчить
свой груз, даже не взял необходимые вещи
— и на тебе, вдруг картофель! Ему это показалось
обидным, отсюда и реакция.
Перед ребятами я его похвалил,
раскрыл причину отказа и увидел радость
за товарища в глазах ребят».