Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:12, реферат
Появляются работы Дж. Синклера, В. Джонса, В.И. Карасика, А.А.Коломинского, А.А.Леонтьева, Т.А.Ладыженской, А.К.Михальской, и др. Анализ педагогического дискурса выделяется в частную область общего дискурс-анализа.
Категория «дискурс» - одна из основных в современных социальных науках и имеет множество научных интерпретаций.
Введение
Карасик В.И. о типах дискурса
Педагогический тип дискурса
Заключение
Министерство образования
и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная педагогическая
академия»
Реферат
Педагогический дискурс и его компоненты
Выполнила магистрантка
Проверил
Кандидат филолол. наук, доцент
Косых Елена Анатольевна :
______________________________
Введение
Карасик В.И. о типах дискурса
Педагогический тип дискурса
Заключение
Педагогический
дискурс в отечественной и зарубежной
лингвистике активно стал изучаться к
концу ХХ в. в связи с общей антропоцентрической
направленностью лингвистических исследований.
Появляются работы Дж. Синклера, В. Джонса,
В.И. Карасика, А.А.Коломинского, А.А.Леонтьева,
Т.А.Ладыженской, А.К.Михальской, и др. Анализ
педагогического дискурса выделяется
в частную область общего дискурс-анализа.
Категория «дискурс» - одна из основных в
современных социальных науках и имеет
множество научных интерпретаций.
В «Лингвистическом энциклопедическом
словаре» дано следующее определение
дискурса, которое можно сегодня считать
общепринятым значением дискурса: «Дискурс
- связный текст в совокупности с экстралингвистическими:
прагматическими, социокультурными, психологическими
и другими факторами; речь, рассматриваемая
как целенаправленное социальное действие,
как компонент, участвующий во взаимодействии
людей и механизмах их сознания (когнитивных
процессах)».
В нашей работе, при рассмотрении
педагогического дискурса, мы будем полагаться
на работу В.И. Карасика «О типах дискурса».
Дискурс охватывает все
сферы человеческой деятельности. «Всякий
акт употребления языка - будь то произведение
высокой ценности или мимолетная реплика
в диалоге - представляет собой частицу
непрерывно движущегося потока человеческого
опыта. В этом своем качестве он вбирает
в себя и отражает в себе уникальное стечение
обстоятельств, при которых и для которых
он был создан» (Карасик В.И. Этнокультурные...,
2000, 39). Как отмечает В.И.Карасик (Карасик
В.И. Этнокультурные..., 2000, 39), к этим обстоятельствам
относятся коммуникативные намерения
автора; взаимоотношения автора и адресатов;
всевозможные «обстоятельства», значимые
и случайные; общие идеологические черты
и стилистический климат эпохи в целом
и той конкретной среды и конкретных личностей,
которым сообщение прямо или косвенно
адресовано, в частности; жанровые и стилевые
черты как самого общения, так и той коммуникативной
ситуации, в которую оно включается; множество
ассоциаций с предыдущим опытом, так или
иначе попавших в орбиту данного языкового
действия. Различные толкования дискурса
влекут за собой соответствующие его типологии.
Рассмотрим некоторые из них, получившие
широкое освещение в научной литературе.
В социолингвистике дискурс
- это общение людей, рассматриваемое с
точки зрения их принадлежности к той
или иной социальной группе или применительно
к той или иной типичной речеповеденческой
ситуации. Таким образом, социолингвистический
подход к исследованию дискурса предполагает
анализ участников общения как представителей
той или иной социальной группы и анализ
обстоятельств общения в широком социокультурном
контексте. С позиций социолингвистики
В.И.Карасик предлагает выделять два основных
типа дискурса: персональный (личностно-ориентированный)
и институциональный (Карасик В.И. О типах...,
2000, 5). В первом случае говорящий выступает
как личность во всем богатстве своего
внутреннего мира, во втором случае - как
представитель определенного социального
института. Персональный дискурс представлен
двумя основными разновидностями - бытовой
и бытийный дискурс.
Институциональный дискурс
представляет собой общение в заданных
рамках статусно-ролевых отношений. В.И.Карасик
находит возможным применительно к современному
социуму выделить следующие виды институционального
дискурса: политический, дипломатический,
административный, юридический, военный,
педагогический, религиозный, мистический,
медицинский, деловой, рекламный, спортивный,
научный, сценический и массово-информационный.
При этом ученый признает, что приведенный
список может быть дополнен или видоизменен,
«поскольку общественные институты существенно
отличаются друг от друга и не могут рассматриваться
как однородные явления, кроме того, они
исторически изменчивы, могут сливаться
друг с другом и возникать в качестве разновидностей
в рамках того или другого типа» (карасик
В.И. О типах..., 2000, 10). Термин «институциональный
дискурс» автор поясняет следующим образом:
«Институциональный дискурс есть специализированная
клишированная разновидность общения
между людьми, которые могут не знать друг
друга, но должны общаться в соответствии
с нормами данного социума.
В.И.Карасик предлагает выделять
институциональный дискурс на основании
двух системообразующих признаков: цели
и участники общения. К примеру, цель педагогического
дискурса - социализация нового члена
общества, медицинского дискурса - оказание
квалифицированной помощи больному и
т.д. Основными участниками институционального
дискурса являются представители института
и люди, обращающиеся к ним (клиенты) (Карасик
В.И. О типах..., 2000, 10): учитель и ученик,
врач и пациент, политик и избиратель,
священник и прихожанин.
«Следует заметить, - пишет
ученый, - что противопоставление персонального
и институционального дискурса - это исследовательский
прием.
Для описания конкретного типа
институционального дискурса В.И.Карасик
предлагает рассматривать следующие компоненты:
- участники;
- хронотоп;
- цели;
- ценности (в том числе и ключевой концепт);
- стратегии;
- материал (тематика);
- разновидности и жанры;
- прецедентные (культурогенные) тексты;
- дискурсивные формулы (Карасик В.И. О
типах..., 2000, 11).
Педагогический дискурс и его
компоненты
В нашей
работе дано описание институционального
дискурса по определенной схеме: при анализе
дискурса предлагается охарактеризовать
его типовых участников, хронотоп, цели,
ценности, стратегии, материал, жанры,
прецедентные тексты и дискурсивные формулы.
Участники педагогического
дискурса – учитель и ученик. Учитель наделен
правом передавать ученику знания и нормы
поведения общества и оценивать успехи
ученика. Учитель персонифицирует мудрость
поколений и поэтому обладает высоким
авторитетом в обществе. В современном
русском языке возникла потребность лексически
разграничить характеристики учителя
как социального типа, поэтому образовалась
семантико-стилистическая парадигма слов:
учитель, преподаватель, воспитатель,
наставник, педагог, доцент, профессор,
ментор, тренер, инструктор, гуру, гувернер
(гувернантка), репетитор и др.. Семантически
противопоставляются слова, обозначающие
человека, который передает предметные
знания в какой-либо области (преподаватель),
либо того, кто оказывает влияние на формирование
характера растущего человека (воспитатель,
наставник).
Обращение к учителю со стороны
учащегося на любой ступени обучения в
русской лингвокультуре требует называния
имени и отчества. К учащимся учителя обращаются
официально по имени и фамилии, неофициально –
по имени.
Хронотоп
педагогического дискурса четко обозначен:
это время, закрепленное за учебным процессом
(школьный урок, университетская пара)
и место, где соответствующий процесс
происходит: педагогический дискурс не
сводится только к университетскому и
школьному, поскольку воспитательных
институтов сейчас значительно больше,
чем ныне: детский сад, школа, лицей, колледж,
различные школы искусств, институт, академия
и т.д. Пространство школьного класса семиотически
распределено в виде территории учителя
(учительский стол, пространство перед
классной доской, доска) и территории учащихся
(парты). Учитель имеет право находиться
в любом месте класса, передвигаться по
классу, учащиеся должны сидеть на своих
местах и выходить к доске только по вызову
учителя.
Целью
педагогического дискурса В.И. Карасик
называет «социализация нового члена
общества» (объяснение устройства
мира, норм и правил поведения, организация
деятельности нового члена общества в
плане его приобщения к ценностям и видам
поведения, ожидаемым от ученика, проверка
понимания и усвоения информации, оценка
результатов).
Полный список ценностей
педагогического дискурса весьма трудно
составить по нескольким причинам: во-первых,
педагогический дискурс является основой
для формирования мировоззрения, и поэтому
почти все моральные ценности заложены
в этом типе дискурса; во-вторых, педагогический
дискурс в некоторых аспектах пересекается
с религиозным, научным и политическим
типами дискурса, и поэтому трудно выделить
собственно педагогические стороны ценностей;
в-третьих, ценности дискурса несут идеологический
заряд, и поэтому в разных идеологических
системах возможны расхождения в соответствующих
ценностях; наконец, ценностная картина
мира состоит не из дискретных образований,
а из континуума, который членится людьми
с известной долей условности. Тем не менее
можно очертить такой список, открытый
для модификаций и корректировок:
Ценности педагогического дискурса
соответствуют ценностям социализации
как общественного явления и организованного
обществом института. Говоря о ценностях
дискурса, автор имеет в виду несколько
путей выявления этих ценностей. Во-первых,
это моделирование культурных концептов,
необходимым компонентом которых является
ценностная составляющая, благодаря чему
можно установить ценностную картину
мира применительно к определенному этносу
или социуму (Карасик, 1994, 1996). Во-вторых,
это моделирование нормативных постулатов
и следствий в рамках поведенческих стереотипов
(например, приоритет родственных отношений
“муж и жена” либо “родители и дети).
В-третьих, это анализ топосов, или общих
мест в риторике, например, народная педагогика,
отраженная в пословицах: характеристики
трудолюбия и лени, честности и нечестности,
смелости, трусости и безрассудства, терпеливости
и нетерпеливости, силе и слабости.
Стратегии
педагогического дискурса состоят из
коммуникативных интенций, конкретизирующих
основную цель социализации человека —
превратить человека в члена общества,
разделяющего систему ценностей, знаний
и мнений, норм и правил поведения этого
общества. Можно выделить следующие коммуникативные
стратегии: объясняющую, оценивающую,
контролирующую, содействующую, организующую.
Следует заметить, что стратегии
дискурса выделяются с известной степенью
условности, являются исследовательской
абстракцией. В реальном общении существует
совокупность интенций, переходящих друг
в друга, быстро меняющихся в зависимости
от меняющихся обстоятельств общения.
Жанры педагогического
дискурса могут быть исчислены либо в
рамках дедуктивной модели, построенной
на основании тех или иных признаков (например:
цели, типы участников, типы сценариев
и т.д.), либо на основании реально существующих
естественно сложившихся форм общения,
для которых возможно выделить прототипные
(канонические) единицы: урок, лекция, семинар,
экзамен, родительское собрание, дискуссия,
беседа родителей и ребенка, учителя и
ученика и др. Наиболее важные жанры дискурса
распадаются на виды (обычный урок, урок-экскурсия,
урок-зачет и т.д.). Жанры педагогического
дискурса тесно связаны с его стратегиями.
К числу прецедентных текстов
педагогического дискурса относятся прежде
всего школьные учебники и хрестоматии,
правила поведения учащихся, а также многие
известные тексты детских книг, сюжеты
популярных художественных и мультипликационных
фильмов, тексты песен, пословицы, поговорки,
известные афоризмы на тему учебы, знаний,
отношений между учителем и учеником.
Тематика педагогического дискурса очень
близка с научным, но менее глубока. Она
охватывает очень широкий круг проблем,
выделяются естественнонаучные, гуманитарные,
собственно-педагогические, музыкальные,
изобразительные и т.п. области знания.
Под дискурсивными формулами
понимаются своеобразные обороты речи,
свойственные общению в соответствующем
социальном институте.
Заслуживают внимания
определенные выражения, свойственные
именно педагогическому дискурсу и определяющие
данный тип общения. Например: «Садись,
два!»; «К доске пойдет…». К числу моментально
угадываемых диалогов относится следующий:
«Где твой дневник?» — «Дома забыл». – «А
голову ты дома не забыл?».
Кроме того, в педагогическом
дискурсе можно выделить систему концептов,
образующих концептосферу «образование»
и включающих такие оценочно насыщенные
концепты, как «школа», «урок», «экзамен»,
«отличник» и «двоечник», «дневник», «отметка»
и др.
Типичными чертами речи учителей
являются убежденность, уверенность, категоричность;
умение выделить коммуникативно-значимую
информацию; способность излагать информацию
в достаточном и развернутом объеме. Эти
характеристики речи учителя имеют универсальный
характер.
Педагогический
дискурс объективно выделяется в системе
институционального дискурса, системообразующими
признаками которого являются участники,
хронотоп, цель, ценности, стратегии, жанры
и прецедентные тексты.
Стратегии педагогического дискурса —
последовательности интенций речевых
действий в типовой ситуации социализации —
могут быть охарактеризованы как объяснение,
оценка, контроль, содействие и организация
деятельности основных участников этого
дискурса — учителя и ученика.