Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:03, статья
Перед отечественной педагогикой CCI века стоит задача развития творческого потенциала человека, способного реализовать себя в нестабильных условиях российской действительности. Обеспечить развитие продуктивных возможностей подрастающих поколений в образовательном процессе может учитель, чей потенциал определяется высоким уровнем развития профессиональной культуры педагога. Профессионально важным становится развитие ценностного сознания и самосознания, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культуры, способности к сотворчеству и диалогу, богатство личностных проявлений, образности постановки и решения проблем, одухотворенности, ощущения внутренней свободы, педагогического артистизма. Последнему уделяется пока незаслуженно мало внимания.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ КАК ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
Н.В. Бекузарова, кандидат педагогических наук, доцент
Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева
Перед отечественной педагогикой CCI века стоит задача развития творческого потенциала человека, способного реализовать себя в нестабильных условиях российской действительности. Обеспечить развитие продуктивных возможностей подрастающих поколений в образовательном процессе может учитель, чей потенциал определяется высоким уровнем развития профессиональной культуры педагога. Профессионально важным становится развитие ценностного сознания и самосознания, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культуры, способности к сотворчеству и диалогу, богатство личностных проявлений, образности постановки и решения проблем, одухотворенности, ощущения внутренней свободы, педагогического артистизма. Последнему уделяется пока незаслуженно мало внимания.
Артистизм - это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация), хотя и они очень значимы для создания атмосферы, но и способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе. Применительно к педагогике артистизм рассматривается как [1]:
- черта личности учителя, некое ее своеобразие (способность перевоплощаться, живость, острота, дар рассказчика и др.);
- совокупность учебных приемов, «техник». Искусство отбора наиболее яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в урок-игру и позволяющих уроку запомниться;
- концепция педагогического творчества.
Роль и место артистизма
в преподавании могут меняться при
совершенствовании
Рассмотрим педагогический артистизм как основу реализации педагогом себя в качестве субъекта творческой педагогической деятельности через анализ модели профессионально-педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий [2].
Аксиологический компонент связан с мировоззренческой позицией человека, с его личностными приоритетами. Он отражает признание творчества как ценности, жизненной необходимости, как ориентира в профессии, творческого описания и осмысления мира. Что стимулирует процессы жизненного и профессионального самосовершенствования, самоактуализации, самореализации
Технологический компонент
профессионально-педагогической культуры
теснейшим образом связан с таким
понятием, как педагогическая деятельность.
Поэтому в некоторых источниках
он рассматривается как
Личностно-творческий компонент педагогической культуры отражает творческое начало личности педагога. Педагогический артистизм педагога находит отражение в его профессиональной деятельности, требует проявления таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений. Педагог творит себя, творчески осмысливает события жизни и собственный опыт, творчески использует и преобразовывает известное, создает качественно новое.
Представим признаки педагогического артистизма, проявляющиеся в основных системных компонентах профессиональной культуры педагога (табл. 1) [1].
Таблица 1
Системные компоненты профессиональной культуры педагога |
Признаки педагогического |
Мировоззренческая культура |
культура педагога, непосредственность и свобода, внутренняя «настройка» на творчество, мотивационно-ценностное отношение к образованию |
Нравственная культура |
эстетический компонент |
Культура педагогического мышления |
способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки учащихся, принимать решение сразу и органично воплощать его в общении, регулирует самочувствие педагога, его настрой на творчество, вдохновляет, окрыляет, дает новые силы |
Деятельностный компонент |
игровая подача, так сказать, «техника» игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура урока, артистизм учителя дает возможность естественного сочетания логического и чувственного в деятельности |
Культура общения |
фасцинация, т.е. завораживание (особый взгляд, голос, ритм речи, ум (высоко импровизационный, обостренно ситуативный) и т.д.), умелое использование кинетических средств, телесной экспрессии, пластики поведения, соблюдение проксемических закономерностей, бережное отношение к личностному пространству каждого ребенка |
Культура речи |
красноречивость, выразительность звучания голоса, умение внушать и убеждать, владение искусством оперирования словом, умение убеждать, логическое построение речи, владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией, экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи, использование вспомогательных (эктосемантических) средств: жестов, мимики, пластики, определенной позы, дискуссионные умения, или этико-психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности, перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умением использовать наглядность |
Культура внешнего вида |
артистизм предполагает наличие у учителя так называемой «визуальности», внешней привлекательности, установление коммуникационных связей упрощается, если у учителя приветливое лицо, а движения, жесты, осанка и походка красивы и выразительны, ученик попадает к учителю под добрую власть; он не подчиняется ему, а становится самим собой под его влиянием, обаяние - это искренность, отсутствие фальши, искусственной наигранности в поведении, манерничанья и жеманства |
Вслед за И.Ф. Исаевым [2] выделим четыре уровня сформированности педагогического артистизма.
Адаптивный уровень педагогического артистизма характеризуется
наличием физиологических и психологических
задатков. Профессионально-педагогическая
деятельность строится по заранее отработанной
схеме без использования творчества. Преподаватели,
находящиеся на этом уровне, не проявляют
активности в плане профессионально-
Репродуктивный уровень предполагает склонность к устойчивому ценностному отношению к педагогической реальности: педагог более высоко оценивает роль педагогического артистизма, внутренняя «настройка» на творчество нестабильна, ограничивается воспроизводящей деятельностью. При данном уровне развития педагогического артистизма успешно решаются задачи педагогического общения. Педагог осознает необходимость повышения уровня педагогического артистизма.
Эвристический уровень проявления педагогического артистизма характеризуется хорошо развитыми наблюдательностью и воображением, творческой самобытностью, оригинальностью мысли, выразительностью и заразительностью, умением «собираться» в нужный момент, организовывать свою волю и психику, способностью к перевоплощению, обаянием и убедительностью. На данном уровне педагогический артистизм проявляется в способности воплощать мысль и переживание в образе, поведении, слове.
Креативный уровень характеризуется высокой степенью результативности педагогического артистизма, мобильностью психолого-педагогических знаний, духовностью содержания профессионально-педагогической деятельности, уверенности в себе, дипломатии в отношениях с людьми, стремления к сотрудничеству, отзывчивости, эмпатии, эмоциональной реактивности, адаптивности, открытости (свободное выражение чувств, отсутствие «маски»), гибкости (легкое разрешение возникающих проблем).
Овладение профессией учителя предполагает формирование, воспитание и развитие эмоциональности, интуиции, эмпатии, воображения, наблюдательности, способности к импровизации и других свойств и качеств, лежащих в основе педагогического артистизма, как одной их характеристик профессиональной культуры педагога.
Литература