Педагогическая система Константина Дмитриевича Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:55, творческая работа

Краткое описание

В истории отечественного просвещения 60-е гг. явились временем наивысшего взлёта педагогической мысли. Одним из первых документов, к-рый положил начало реформе, было «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения» от 10 мая 1860г.

Файлы: 1 файл

Пед.сис-ма Ушинского.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

 Педагогическая система Константина Дмитриевича  Ушинского (1824-1870).

 

 

 

 

                                                                                                                                                      Выполнила:

                                                                                                                                                                                       студентка 3 курса группы «А»

факультета  русской филологии 

                                                                                                                                                                              и национальной культуры

                                                                                                                                                                   Трушина Екатерина

 

 

 

 

Характеристика исторического этапа

Цели и задачи педагогической системы

Основные принципы педагогической системы

Содержание образовательно-воспитательного процесса

Форма организации педагогического процесса

Образовательно-воспитательные средства

В истории отечественного просвещения 60-е гг. явились временем наивысшего взлёта педагогической мысли. Одним из первых документов, к-рый положил начало реформе, было «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения» от 10 мая 1860г. Установилось два типа женских училищ, носивших внесословный хар-р и дававших среднее образование без возм-ти его дальнейшего продолжения в др. учеб. заведениях. « Положение о начальных народных училищах» от 19 июля 1864г. Главная цель- утверждение в народе религиозных и нравственных понятий. Новый «Устав гимназий и прогимназий» от 19 ноября 1864г. Устанавливается 2 типа гимназий: классические и реальные. Новым типом учеб. завед. были земские школы (« Положение о земских учрежд-ях» от 1 января 1864г. Реформа высшей школы осуществл-сь по «Университетскому уставу» 1868г. , по к-рому универс-ты получали некоторую самос-ть. 1871г.- новый «Устав гимназий и прогимназий», по которому оставались одни классические гимназии с 8летним сроком обучения. Последний год давал возм-ть получить пед. образ-е. 1872г.- «Устав реальных училищ», где давалось общее и специальное образ-ие. Самым  распространенным типом начального обаз-я оставались церковно-приходские школы. Специфическим типом средних учеб. завед-ний были кадетские корпуса, дворянские учебные завед-я для подготовки офицеров. Характерной особенностью данного периода было развитие общественно педагогического движения, в центре внимания к-рого были проблемы: профессионализации нач. шк , трудовой шк., женского образования, материал., юридического, общ-ого положения учителей.

Цель: воспитание человека — гражданина-демократа, тесными  узами  связанного

с трудящимися  массами, с народной, демократической культурой;

Задачи:

1) пробуждение социально-педагогического  сознания в русском обществе, его включение в сферу образования  и формирование общественных  требований в этой сфере.

2) пробуждение общественного  и профессионального самосознания  педагогов, понимания ими своей профессиональной деятельности как гражданского долга и вовлечение их в решение общих социально-педагогических проблем эпохи

- принцип народности, как соответствие духовно-нравственной  традиции православия;

- принцип гуманного воспитания -«Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра»;

- принцип наглядности;

- принцип антропоцентризма;

- принцип природосообразности

(обучение в соответствии с

природой и  развитием детей);

-  принцип  последовательности в обучении («от конкретного — к отвлеченному», «от

знакомого —  к незнакомому», «от простого — к сложному», «от частного — к

общему, и наоборот»);

- принцип попутного

повторения, когда  каждая последующая часть учебного материала в разных

комбинациях содержит основные, узловые моменты пройденного.

 

гуманистический подход в образовании. «Никакие уставы и  программы, никакой искусственный  организм заведения, как бы хитро  он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания», ибо «только личность может действовать на развитие и определение личности».

- Классно-урочная  система организации учебных занятий.

- Необходимыми  условиями всякого рационального

обучения он считал:

1) класс как  основную единицу, основное звено  школы;

2) твердый, неменяющийся  состав учащихся в классе;

3) строго регламентированные ые во времени занятия, проводимые по твердому учебному расписанию;

4) фронтальные  занятия учителя со всем классом, с учетом специфических особенностей каждого учащегося;

5) сочетание  фронтальных форм занятий учащихся с индивид-ми на основе применения учителем методов активного обучения;

6) ведущую роль  учителя в ходе урока.

- Учение с  самого же начала было отмежевано от игры и направлено на выполнение учащимися конкретной

серьезной задачи;

- Домашнюю учебная   работа учащихся- одной из основных  форм самостоятельной работы. «Без  домашних уроков ученье может  подвигаться вперед лишь очень  медленно» 

 

родной язык    («величайший народный наставник») и трудовая деятельность («правильно организованный труд способен развивать в человеке уважение, привычку и любовь к труду, возможность отыскать для себя труд в жизни. Важное условие -свободный характер труда»)


 

 

 

 

 

  • Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

 

  • Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.

 

  • Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

 

  • Не говорить о себе без нужды ни одного слова. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
  • Самая важная часть воспитания - образование характера.
  • Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства.
  • Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
  • Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакою привычкою, — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других.

 

 

                                                                                                                                                                                                                       К.Д Ушинский


Информация о работе Педагогическая система Константина Дмитриевича Ушинского