Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:39, реферат

Краткое описание

Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение - как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному, а следовательно, в системе образования, по мнению О.С. Газманова, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.

Файлы: 1 файл

dlya_prezentatsii.docx

— 17.53 Кб (Скачать)

Педагогическая  поддержка ребенка и процесса его развития

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке  были разработаны членом-корреспондентом  Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом.

Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных  качеств личности и образцов поведения, а обучение - как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному, а следовательно, в системе образования, по мнению О.С. Газманова, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Воспитателям необходимо соблюдать в педагогической деятельности следующие правила:

1. Ребенок не может быть  средством в достижении педагогических  целей.

2. Самореализация педагога - в творческой самореализации  ребенка.

3. Всегда принимай ребенка  таким, какой он есть, в его  постоянном изменении.

4. Все трудности неприятия  преодолевай нравственными средствами.

5. Не унижай достоинства  своей личности и личности  ребенка.

6. Дети - носители грядущей  культуры. Соизмеряй свою культуру  с культурой растущего поколения.  Воспитание - диалог культур.

7. Не сравнивай никого  ни с кем, сравнивать можно  результаты действий.

8. Доверяя - проверяй!

9. Признавай право на  ошибку и не суди за нее.

10. Умей признать свою  ошибку.

11. Защищая ребенка, учи  его защищаться.

Нормы поддержки, которые  должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя):

а) любовь к ребенку, безусловное  принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья  и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в) уважение достоинства и  доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении  проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении пробле­мы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д) признание права ребенка  на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его  права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е) поощрение и одобрение  самостоятельности, независимости  и уверенности в его сильных  сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка  в диалоге и решении собственной  проблемы;

ж) умение быть товарищем  для ребенка, готовность и способность  быть на стороне ребенка (выступая в  качестве символического защитника  и адвоката), готовность ничего не требовать  взамен;

з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность  изменить позицию и оценку/самооценку.

Основу содержания воспитания может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а  точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих  индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный  вклад)». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:

- культура жизненного  самоопределения;

- культура семейных отношений;

- экономическая культура  и культура труда;

- политическая, демократическая  и правовая культура;

- интеллектуальная, нравственная  и коммуникативная культура;

- экологическая культура;

- художественная культура;

- физическая культура.

Центральное звено базовой  культуры - культура жизненного самоопределения  личности учащегося в четырех  важ­нейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).

Механизм воспитания основывается на педагогической поддержке ребенка  и складывается из взаимосвязанных  действий школьника и педагога, выполняемых  ими на следующих пяти этапах:

- I этап (диагностический) - фиксация  факта, сигнала проблемное, диагностика  предполагаемой проблемы, уста­новление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

- II этап (поисковый) - организация  совместно с ребенком поиска  причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны  (прием «глазами ребенка»);

- III этап (договорный) - проектирование  действий педагога и ребенка  (разделение функций и ответственности  по решению проблемы), налаживание  договорных отношений и заключение  договора в любой форме;

- IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимули­рование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

- V этап (рефлексивный) - совместное  с ребенком обсуждение успехов  и неудач предыдущих этапов  деятельности, констатация факта  разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

К основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как:

- готовность ребенка к  самоопределению, самореализации, самоорганизации  и самореабилитации;

- развитость индивидуальных  способностей ученика;

- нравственная направленность  личности;

- физическое и психическое  здоровье школьника; 

- сформированность базовой культуры учащегося;

- защищенность и комфортность  ребенка в классной и школьной сообщности.


Информация о работе Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития