Педагогическая деятельность Жан-Жака Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:12, реферат

Краткое описание

Французские просветители резко критиковали религию как оплот феодализма, феодальный строй и феодальную идеологию. Они отстаивали, исходя из позиций Локка, договорную теорию происхождения государства (Руссо, Дидро и др.) и доказывали, что в своем «естественном состоянии» человек всегда имел «естественное право» на свободу, равенство и братство. Они ждали наступления новой эры, царства разума.
Выдающееся место среди французских просветителей занимали Жан-Жак Руссо и философы материалисты.

Оглавление

1)Введение…………………………………………………….....3
2) Жизнь Жан-Жака Руссо…………………………………..4
3)Социально-политические и философские
взгляды Руссо…………………………………………….....6
4)Естественное и свободное воспитание…………….....................................................8
5)Возрастная периодизация…………………………………………………..9
6)Воспитание женщины……………………………………………………….14
7)Заключение………………………………………...………15
8)Список используемой литературы…………………………………………….......16

Файлы: 1 файл

реферат.руссо.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Дидактика Руссо  основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Все должно быть предоставлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность — сама природа, сами жизненные факты, с которыми Эмиль непосредственно знакомится. Пытаясь нарисовать умственное воспитание нового, свободного человека, Руссо не сумел связать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе с тем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребенка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью.

Физический  труд — это неизбежная обязанность  общественного человека. «Богатый или  бедный, могущественный или слабый, всякий праздный гражданин — это плут». Поэтому свободный человек должен владеть разными видами сельскохозяйственного и ремесленного труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. Эмиль обучается ряду полезных профессий.

В первую очередь  ребенок изучает столярное ремесло, которое Руссо очень ценит  в воспитательном отношении, а затем  знакомится с рядом других ремесел. Эмиль живет жизнью ремесленника, он проникается уважением к человеку труда, самому труду и трудовому общению. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд — общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство.

Эмиль теперь подготовлен  к жизни, и на шестнадцатом году Руссо  возвращает его в общество. Наступает  четвертый период — период нравственного воспитания, а оно может быть дано только в обществе. Развращенный город не страшен теперь Эмилю, который достаточно закален от городских соблазнов.

Руссо, представитель  того класса, который вскоре вступит  в революционную борьбу, искренне убежден в том, что лучшие люди «третьего сословия» — это носители общечеловеческих идеалов. Надо поэтому научить Эмиля любить всех людей. И Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли.

Пусть юноша  наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет  видеть и добрые примеры; не моральные  рассуждения, а реальные дела воспитывают  в нем добрые чувства. Воспитание добрых суждений осуществляется, по Руссо, путем изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел.

В этом возрасте Руссо считал необходимым дать своему воспитаннику и половое просвещение. Прежде всего он предлагал устранить  все вредное, возбуждающее: чтение книг неподобающего содержания, изнеженную и сидячую жизнь; юноша должен жить деятельной жизнью: двигаться, заниматься физическим трудом, длительное время бывать на свежем воздухе. Руссо считал, что было бы желательным избежать со стороны детей возможных вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью». Такой подход, по его мнению, не удивит воспитанника, так как и раньше воспитатель не отвечал на вопросы, не соответствующие пониманию ребенка. Когда же воспитатель найдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, просто, без всякого замешательства, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника.

Руссо считал, что  лет до 17—18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что Эмиль сам придет постепенно к познанию божественного начала. Он был против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия, говорил он, — это религия сердца. Как деист, Руссо считал, что, размышляя о мудром устройстве вселенной, ребенок приходит к мысли о ее творце. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание  женщины.

Руссо с большим  вниманием рассматривает вопрос о том, какую жену выбрать для  Эмиля.

Воспитание  невесты Эмиля Софи должно быть противоположно тому, которое получил ее жених. Назначение женщины, в понимании Руссо, совершенно иное, чем назначение мужчины. Она должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, подчинение чужой воле — вот удел женщины. Руссо считал, что «естественное состояние» женщины — зависимость, и «девушки чувствуют себя созданными для повиновения», что никаких серьезных умственных занятий для девушки не нужно. Резкое противоречие в содержании воспитания мужчины и женщины у Руссо понятно — он видит свой идеал семьи в семье ремесленника, мелкого буржуа. Эти рассуждения Руссо соответствуют его мелкобуржуазной природе и являются реакционными. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Значение  педагогической теории Руссо.

Руссо занимал  важное место среди философов-просветителей в идеологической подготовке французской революции 1789 года. Несмотря на ряд противоречий и ошибок, его педагогические взгляды сыграли свою исторически прогрессивную роль. Его воззрения были полной противоположностью феодальной педагогике и полны горячей любви к ребенку. Руссо требовал активных методов обучения, учета возрастных особенностей ребенка, трудового воспитания, тесной связи обучения с жизнью.

После того как  французская буржуазная революция 1789—1794 годов была завершена, к педагогическим идеям Руссо буржуазные педагоги стали относиться настороженно. Демократ Руссо представляется опасным, его мысли о воспитании активного, самостоятельно думающего, свободного человека шли вразрез с реакционной идеологией укрепившегося буржуазного общества.

Н. К. Крупская подчеркивала, что от наследия Руссо «отрекается  современная, одряхлевшая буржуазия. Предки ее, не отделявшие еще интересов  своего класса от дела народа, превозносили Руссо; теперешняя буржуазия относится  к Руссо холодно, свысока, и хотя по традиции называет его «великим», но неизменно добавляет «утопистом». Причем под утопией понимает не только то, что действительно утопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уважение перед «человеком», перед «трудом»[2].

 

 

 

 

 

Список  литературы

1)История педагогики/ Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева.М., 1982

2)Педагогические сочинения/Крупская Н.К,М.:Изд-во АПН,1957,т.1, с. 265

3) http://www.biografia.ru

4) http://ru.wikipedia.org

 


Информация о работе Педагогическая деятельность Жан-Жака Руссо