Педагог в аспекте реалий современного мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:56, статья

Краткое описание

Педагог – это личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в учебном заведении. Можно сказать и так: педагог – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются практически все люди, но только педагог знает, что, где и как нужно делать, действуя в соответствии с педагогическими законами, неся в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего долга.

Файлы: 1 файл

ЯКУБОВСКАЯ.docx

— 20.53 Кб (Скачать)

Личность педагога в аспекте  социальных и педагогических реалий [текст]: / сборник научных трудов по материалам международной научной конференции под редакцией профессора Т.Н. Прохоровой. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2012 г., с. 137-139.

 

Якубовская Н.А.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад  «Кораблик»

р.п. Красные Баррикады, г. Астрахань

 

ПЕДАГОГ В АСПЕКТЕ РЕАЛИЙ СОВРЕМЕННОГО МИРА

«Если учитель имеет любовь к  делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к  ученику, как отец, мать, - он будет  лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви  к делу, ни к ученикам. Если учитель  соединяет в себе любовь к делу и ученикам – он совершенный учитель». Л.Н. Толстой.

Педагог – это личность, организующая и  реализующая учебно-воспитательный процесс в учебном заведении. Можно сказать и так: педагог  – человек, имеющий специальную  подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Непрофессионально  педагогической деятельностью занимаются практически все люди, но только педагог знает, что, где и как  нужно делать, действуя в соответствии с педагогическими законами, неся в установленном порядке ответственность  за качественное исполнение своего долга.

Проблема  заключается в определении сущности педагогической деятельности и требований, которые предъявляет современное  общество к личности учителя?

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители  и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид  социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений  младшим накопленных человечеством  культуры и опыта, создание условий  для их личностного развития и  подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

А.С. Макаренко отмечал, что педагог должен вести себя так, чтобы его каждое движение учило  и воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и  чего он не хочет. Если педагог не знает  этого, кого он может чему научить?

Я считаю, что одним из важнейших  требований, которые предъявляет  педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности, которые являются источником его активности. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

К примеру, Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным); друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников; советчика, если использует осторожное уговаривание; просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь, порой, до самоунижения, лести; вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая  из этих позиций может давать положительный  и отрицательный эффект в зависимости  от личности воспитателя. И, как мне кажется, особые профессиональные и общественные функции педагога, необходимость быть на виду самых беспристрастных судей – своих учеников, родителей, общественности – предъявляют повышенные требования к его личности, его моральному облику. Требования к педагогу – это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

Люди всегда предъявляют к педагогу повышенный интерес, поэтому хотят  видеть его свободным от всех недостатков. В уставе львовской братской школы 1586 г. было записано: «Дидаскал или учитель сея школы мает бытии благочестив, разумен, смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не чародей, не басносказитель, не пособитель ересям, но благочестиво поспешитель, образ благий во всем себе представляющий не в ситцевых добродетелях, да будут и ученицы, яко учитель их»

Я думаю, что главное назначение педагога – это, обладая высоким  чувством нравственности, любовью к  людям, знаниями, трудолюбием, становиться  образцом для подражания со стороны  учеников.

Но личностные качества в педагогической профессии неотделимы от профессиональных. Среди них владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки и др.

С точки  зрения социальной психологии, педагогическая деятельность творческая по своей сути. Уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности (педагогической, социально-психологической и др.), а также от степени развития профессионально-педагогического мышления. Педагогическое творчество эффективно там и тогда, когда оно опирается на высокую профессионально-педагогическую компетентность. К сожалению, во многих случаях эта компетентность не выдерживает никакой критики, приводя к так называемым дидактогеническим прецедентам (причинению вреда нервно-психическому здоровью учащихся). Профессиональное мастерство тесно взаимодействует с творчеством. Истинное педагогическое творчество соответствует объективному, а не субъективному критерию новизны результатов творческой деятельности. Построение и проведение каждого занятия требует творческого подхода, поскольку каждый учащийся объективно неповторим.

Личность  педагога строится на профессиональной Я-концепциии и самооценке. Я - концепция представляет собой набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как педагог оценивает свои собственные качества. В целом «Я-концепция» шире понятия «самооценка». Профессиональная самооценка может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной я-концепции.

Таким образом, рассмотрев сущность педагогической деятельности и требования, предъявляемые современным обществом к личности учителя, мы выяснили, что в условиях модернизации образования особую значимость приобретает профессионализм педагога, который зависит от его компетентности (педагогической, социально – психологической и др.), что позволяет адаптироваться к новым условиям труда, быть мобильным специалистом, продуктивно решать задачи, связанные с социализацией, адаптацией молодежи к современным реалиям жизни в обществе.

 

Литература 

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2007.
  2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
  3. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.А. Коломинский. – СПб.: Питер Ком, 2009.
  4. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Информация о работе Педагог в аспекте реалий современного мира