Отчет по практике в структурном подразделении Тюменского Государственного Университета на кафедре общей и экономической социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:22, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики – изучение теоретического материала проведения лекционных и семинарских занятий.
Задачи практики:
1. изучение теоретического материала проведения лекционных и семинарских занятий.
2. анализ форм и методов проведения лекционных и семинарских занятий на примере дисциплины «общая социология».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

1. Теоретическая интерпретация форм и методов проведения лекционных и семинарских занятий………………………………………4
2. Практический анализ форм и методов проведения лекционных и семинарских занятий на примере дисциплины «общая социология»….6
Заключение………………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………………….9

Файлы: 1 файл

отчет 2 курс.docx

— 31.98 Кб (Скачать)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

ОТЧЁТ

по педагогической практике

Место прохождение практики: Тюменский государственный университет

 

 

 

 

 

Автор отчёта:

студент группы 25с02

                   А.А. Сухова

     (подпись)

 

Руководитель практики:

к.социол.н.

                    Г.З.Ефимова

(подпись)

 

 

 

 

Тюмень 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

 

1. Теоретическая интерпретация форм  и методов проведения лекционных  и семинарских занятий………………………………………4

2. Практический анализ  форм и методов проведения  лекционных и семинарских занятий  на примере дисциплины «общая  социология»….6

Заключение………………………………………………………………….8

Список литературы………………………………………………………….9

 
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Практика – одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Именно благодаря практике, студенту может практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.

Данная работа представляет собой отчёт о прохождении педагогической практики в структурном подразделении Тюменского Государственного Университета на кафедре общей и экономической социологии.

Сроки прохождения педагогической практики с 9 по 14 июля 2012 года.

Цель практики – изучение теоретического материала проведения лекционных и семинарских занятий.

Задачи практики:

1. изучение  теоретического материала проведения  лекционных и семинарских занятий.

2. анализ форм и методов проведения лекционных и семинарских занятий на примере дисциплины «общая социология».

При написании данного отчёта были использованы работы по теоретическим основам обучения Архангельского С.И., Зверевой Н.М., Рогинского В.М., а также труды Зборовского Г.Е. и Гофмана А.Б. по истории социологии.

Структура отчёта. Отчёт состоит из введения, двух параграфов и заключения. В первом параграфе представлена теоретическая интерпретация основных видов лекций, а также видов семинаров. Во втором параграфе рассмотрено практическое применение форм и методов проведения лекций и семинаров на примере дисциплины «общая социология».

 

1. Теоретическая интерпретация форм  и методов проведения лекционных  и семинарских занятий

 

Лекция (от лат. lectio– чтение) – устное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. В основном, эта форма учебных занятий применяется в старших классах средней школы, ссузах и вузах.

Задача студентов не только слушать, но и конспектировать прослушанный материал, который затем закрепляется на семинарах.

Лекция выполняет следующие функции: 
- информационную (излагает необходимые сведения), 
- стимулирующую (пробуждает интерес к теме), 
- воспитывающую,  
- развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление), 
- ориентирующую (в проблеме, в литературе), 
- разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки), 
- убеждающую (с акцентом на системе доказательств). 

Семинар – это форма учебных занятий, в которой теория обязательно опирается на практику. Она возникла в древнегреческих и римских школах, когда сообщения учащихся сочетались с комментариями и заключениями преподавателей.

Цель такой формы обучения – закрепить пройденного материала, научить присутствующих определенной методике. Немаловажным преимуществом семинаров является и формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно легко проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории.

В настоящее время, кроме учебных семинаров в вузах, очень популярными становятся бизнес-семинары для представителей компаний, фирм и государственных учреждений, спортивные, научно-практические и творческие семинары на разные темы для всех желающих.

В настоящий момент сложились следующие виды семинаров:

- Просеминар - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой работы над ними.

- Собственно семинар:

а) развернутая беседа по заранее известному плану;

б) небольшие доклады студентов

Таким образом, существует несколько разновидностей семинаров, которые являются наиболее распространенной формой организации учебного процесса. Все типы имеют сходную структуру, но ставят перед собой различные цели. Поэтому и выбор того или иного типа семинара зависит от целей, которые ставит перед собой преподаватель, а также от специфики предмета и уровня подготовки аудитории. Эти же факторы преподавателю необходимо учитывать и при выборе определенного типа лекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практический анализ форм и  методов проведения лекционных  и семинарских занятий на примере  дисциплины «общая социология»

 

Рассмотрим изучение дисциплины «Общая социология» у специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Требования ГОС к содержанию курса:  
История становления и развития социологии. Общество как социокультурная система. Социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений. Культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру. Личность как активный субъект. Взаимосвязь личности и общества. Ролевые теории личности. Социальный статус личности. Социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами. Групповая динамика, социальное поведение, социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей. Социальная структура, социальная стратификация. Социальные институты и социальная организация. Гражданское общество и государство. Социальный контроль. Массовое сознание и массовые действия. Социальные движения. Источники социального напряжения. Социальные конфликты и логика их разрешения. Социальные изменения. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества. Возможные альтернативы его развития в будущем. Методология и методы социологического исследования.

Рабочая учебная программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры социологии и социального управления ТюмГУ «12» января 2009 г. № 6 УМУ от  Автор: к.и.н., доцент Чернышев А.А.  
Ответственный редактор д.с.н., профессор М.М. Акулич.

Цель курса: Дать студентам знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, научить самостоятельно искать подходы к оценке того или иного социального явления или процесса посредством выделения проблемной ситуации, выявления путей возможного изменения этой ситуации и построения прогнозов относительно дальнейшего развития рассматриваемого социального процесса или явления, и, наконец, разработки стратегии действия на основе сделанных выводов. 

Задачи курса: 

1. Раскрытие  содержания основополагающих понятий  социологии; основных парадигм, концепций  и отраслей социологического  знания. 

2. Формирование  представлений о методологии, методике  и технике социологического исследования. 

3. Овладение  навыками применения социологических  знаний в практике будущей  профессиональной деятельности  с учетом современных достижений  социологической науки.

Темы лекционных занятий построены следующим образом. Тема 1. Социология как наука. Тема 2. История становления и развития социологии. Тема 3. Общество как объект изучения социологии. Тема 4. Социология личности . Тема 5. Социальная стратификация. Тема 6. Социальные институты как важнейшие элементы общественной системы  Тема 7. Процесс социальной мобильности  8. Социальный контроль и социальные отклонения  Тема 9. Методология и методы социологического исследования.

Также нашему вниманию представлены темы семинарских занятий, контрольных работ и список литературы,  на основе которого составлялся учебный план дисциплины.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В период данной практики были изучены работы, содержащие в себе материал о формах и методах проведения лекционных и семинарских занятий. Поставленные задачи были выполнены.

На мой взгляд, проведение семинара и лекций связано с большим педагогическим и организаторским мастерством преподавателя, умелым использованием им своих разносторонних знаний и эрудиции. Во вступительном слове и после ответов на вопросы преподаватель создает предварительные установки на внимательную работу, глубокий анализ поставленных проблем, содержательные, четкие и свободные, логические выступления, вносящие вклад в общую познавательную деятельность. Преподаватель нацеливает группу на углубленный творческий коллективный умственный труд, на внимательное слушание товарищей, на возможность конкретной дискуссии, тактичных взаимных уточнений, вопросов. Если семинар с докладом, преподаватель заранее может назначить оппонента («дискутанта»), предлагает задавать докладчику вопросы, оценивать в выступлениях качество доклада, умение докладчика доказательно излагать вопросы, поддерживать контакт с товарищами, правильно реагировать на поведение аудитории.  Поддержание у слушателей интереса и потребности высказать свою точку зрения, активно выразить свою позицию при обсуждении проблемы способствует формированию у студентов самостоятельности и убежденности. 

Существует множеством форм и методов проведения семинара, но преподаватель должен выбрать наиболее подходящую, ту, которая будет эффективна именно для данной аудитории.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.   Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

2.   Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1984. – 496 с.

3.   Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Волби, Изд-во проспект, 2005. – 432 с.

4.   Подлысатый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. завед.: В 2 кн. – м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.

5.   Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000)/ А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 479 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Отчет по практике в структурном подразделении Тюменского Государственного Университета на кафедре общей и экономической социологии