Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:22, отчет по практике
Цель практики – изучение теоретического материала проведения лекционных и семинарских занятий.
Задачи практики:
1. изучение теоретического материала проведения лекционных и семинарских занятий.
2. анализ форм и методов проведения лекционных и семинарских занятий на примере дисциплины «общая социология».
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретическая интерпретация форм и методов проведения лекционных и семинарских занятий………………………………………4
2. Практический анализ форм и методов проведения лекционных и семинарских занятий на примере дисциплины «общая социология»….6
Заключение………………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………………….9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
ОТЧЁТ
по педагогической практике
Место прохождение практики: Тюменский государственный университет
Автор отчёта:
студент группы 25с02
А.А. Сухова
(подпись)
Руководитель практики:
к.социол.н.
Г.З.Ефимова
(подпись)
Тюмень 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
|
1. Теоретическая интерпретация 2. Практический анализ
форм и методов проведения
лекционных и семинарских Заключение…………………………………………………… Список литературы…………………………………………………… |
|
Практика – одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Именно благодаря практике, студенту может практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.
Данная работа представляет собой отчёт о прохождении педагогической практики в структурном подразделении Тюменского Государственного Университета на кафедре общей и экономической социологии.
Сроки прохождения педагогической практики с 9 по 14 июля 2012 года.
Цель практики – изучение теоретического материала проведения лекционных и семинарских занятий.
Задачи практики:
1. изучение
теоретического материала
2. анализ форм и методов проведения лекционных и семинарских занятий на примере дисциплины «общая социология».
При написании данного отчёта были использованы работы по теоретическим основам обучения Архангельского С.И., Зверевой Н.М., Рогинского В.М., а также труды Зборовского Г.Е. и Гофмана А.Б. по истории социологии.
Структура отчёта. Отчёт состоит из введения, двух параграфов и заключения. В первом параграфе представлена теоретическая интерпретация основных видов лекций, а также видов семинаров. Во втором параграфе рассмотрено практическое применение форм и методов проведения лекций и семинаров на примере дисциплины «общая социология».
1.
Теоретическая интерпретация
Лекция (от лат. lectio– чтение) – устное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. В основном, эта форма учебных занятий применяется в старших классах средней школы, ссузах и вузах.
Задача студентов не только слушать, но и конспектировать прослушанный материал, который затем закрепляется на семинарах.
Лекция выполняет
следующие функции:
- информационную (излагает необходимые
сведения),
- стимулирующую (пробуждает интерес к
теме),
- воспитывающую,
- развивающую (дает оценку явлениям, развивает
мышление),
- ориентирующую (в проблеме, в литературе),
- разъясняющую (направленная прежде всего
на формирование основных понятий науки),
- убеждающую (с акцентом на системе доказательств).
Семинар – это форма учебных занятий, в которой теория обязательно опирается на практику. Она возникла в древнегреческих и римских школах, когда сообщения учащихся сочетались с комментариями и заключениями преподавателей.
Цель такой формы обучения – закрепить пройденного материала, научить присутствующих определенной методике. Немаловажным преимуществом семинаров является и формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно легко проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории.
В настоящее время, кроме учебных семинаров в вузах, очень популярными становятся бизнес-семинары для представителей компаний, фирм и государственных учреждений, спортивные, научно-практические и творческие семинары на разные темы для всех желающих.
В настоящий момент сложились следующие виды семинаров:
- Просеминар - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой работы над ними.
- Собственно семинар:
а) развернутая беседа по заранее известному плану;
б) небольшие доклады студентов
Таким образом, существует несколько разновидностей семинаров, которые являются наиболее распространенной формой организации учебного процесса. Все типы имеют сходную структуру, но ставят перед собой различные цели. Поэтому и выбор того или иного типа семинара зависит от целей, которые ставит перед собой преподаватель, а также от специфики предмета и уровня подготовки аудитории. Эти же факторы преподавателю необходимо учитывать и при выборе определенного типа лекции.
2.
Практический анализ форм и
методов проведения лекционных
и семинарских занятий на
Рассмотрим изучение дисциплины «Общая социология» у специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Требования
ГОС к содержанию курса:
История
становления и развития социологии. Общество
как социокультурная система. Социальные
общности как источник самодвижения, социальных
изменений. Культура как система ценностей,
смыслов, образцов действий индивидов.
Влияние культуры на социальные и экономические
отношения. Обратное влияние экономики
и социально-политической жизни на культуру.
Личность как активный субъект. Взаимосвязь
личности и общества. Ролевые теории личности.
Социальный статус личности. Социальные
связи, действия, взаимодействия между
индивидами и группами. Групповая динамика,
социальное поведение, социальный обмен
и сравнение как механизм социальных связей.
Социальная структура, социальная стратификация.
Социальные институты и социальная организация.
Гражданское общество и государство. Социальный
контроль. Массовое сознание и массовые
действия. Социальные движения. Источники
социального напряжения. Социальные конфликты
и логика их разрешения. Социальные изменения.
Глобализация социальных и культурных
процессов в современном мире. Социально-культурные
особенности и проблемы развития российского
общества. Возможные альтернативы его
развития в будущем. Методология и методы
социологического исследования.
Рабочая
учебная программа обсуждена и утверждена
на заседании кафедры социологии и социального
управления ТюмГУ «12» января 2009 г. № 6 УМУ
от Автор: к.и.н.,
доцент Чернышев А.А.
Ответственный
редактор д.с.н., профессор М.М. Акулич.
Цель курса: Дать студентам знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, научить самостоятельно искать подходы к оценке того или иного социального явления или процесса посредством выделения проблемной ситуации, выявления путей возможного изменения этой ситуации и построения прогнозов относительно дальнейшего развития рассматриваемого социального процесса или явления, и, наконец, разработки стратегии действия на основе сделанных выводов.
Задачи курса:
1. Раскрытие
содержания основополагающих
2. Формирование
представлений о методологии, методике
и технике социологического
3. Овладение
навыками применения
Темы лекционных занятий построены следующим образом. Тема 1. Социология как наука. Тема 2. История становления и развития социологии. Тема 3. Общество как объект изучения социологии. Тема 4. Социология личности . Тема 5. Социальная стратификация. Тема 6. Социальные институты как важнейшие элементы общественной системы Тема 7. Процесс социальной мобильности 8. Социальный контроль и социальные отклонения Тема 9. Методология и методы социологического исследования.
Также нашему вниманию представлены темы семинарских занятий, контрольных работ и список литературы, на основе которого составлялся учебный план дисциплины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период данной практики были изучены работы, содержащие в себе материал о формах и методах проведения лекционных и семинарских занятий. Поставленные задачи были выполнены.
На мой взгляд, проведение семинара и лекций связано с большим педагогическим и организаторским мастерством преподавателя, умелым использованием им своих разносторонних знаний и эрудиции. Во вступительном слове и после ответов на вопросы преподаватель создает предварительные установки на внимательную работу, глубокий анализ поставленных проблем, содержательные, четкие и свободные, логические выступления, вносящие вклад в общую познавательную деятельность. Преподаватель нацеливает группу на углубленный творческий коллективный умственный труд, на внимательное слушание товарищей, на возможность конкретной дискуссии, тактичных взаимных уточнений, вопросов. Если семинар с докладом, преподаватель заранее может назначить оппонента («дискутанта»), предлагает задавать докладчику вопросы, оценивать в выступлениях качество доклада, умение докладчика доказательно излагать вопросы, поддерживать контакт с товарищами, правильно реагировать на поведение аудитории. Поддержание у слушателей интереса и потребности высказать свою точку зрения, активно выразить свою позицию при обсуждении проблемы способствует формированию у студентов самостоятельности и убежденности.
Существует множеством форм и методов проведения семинара, но преподаватель должен выбрать наиболее подходящую, ту, которая будет эффективна именно для данной аудитории.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
2. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1984. – 496 с.
3. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Волби, Изд-во проспект, 2005. – 432 с.
4. Подлысатый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. завед.: В 2 кн. – м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.
5. Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000)/ А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 479 с.