Отчет по практике в Центре образования № 293 г. Москва

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 01:33, отчет по практике

Краткое описание

Задачи и цели практики: Наблюдение за педагогической работой психолога (учебной лекции и учебного занятия тренингового типа), с последующим совместным с руководителем практики психолого-педагогическим анализом учебной деятельности. Подготовка учебного занятия лекционного типа, его проведение и психолого-педагогический рефлексивный анализ. Подготовка (разработка или заимствование) сценария практического учебного занятия тренингового типа, его проведение и психолого-педагогический рефлексивный анализ. Особенностью его являлась малая учебная группа, что позволяет контролировать учебные действия каждого участника

Оглавление

Введение
Глава 1. Лекции для 5 «Б» класса на тему « Доверие и взаимоуважение в классе».
Актуальность, цели и задачи лекции
План лекции
План-конспект (текст) лекции
1.4 Рефлексивный отчет по проведенному лекционному занятию.

Файлы: 1 файл

Отчет по практике..doc

— 43.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. Шолохова 

 

 

 

 

Факультет психологии

 

 

 

 

 

Отчет по психолого-педагогической практике

 

 

База практики: 
Центр образования №293 г. Москвы 
Руководитель практики на базе 
С.Ю. Гаямова

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса, 2 группы,

дневного отделения

И.П. Пантелеева

 

Проверил:

 

 

Москва

2014

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Лекции для 5 «Б» класса на тему « Доверие и взаимоуважение в классе».

    1. Актуальность, цели и задачи лекции
    2. План лекции
    3. План-конспект (текст) лекции

1.4   Рефлексивный отчет по  проведенному лекционному занятию.

Введение.

 

 

Целью на психолого-педагогической практике является приобретение первичного опыта психолого-педагогического анализа, проектирования и реализации педагогической деятельности. При этом должны быть актуализированы знания курсов предшествующей теоретической подготовки, основные из которых – возрастная и педагогическая психология.

Задачи и цели практики:

 

  1. Наблюдение за педагогической работой психолога (учебной лекции и учебного занятия тренингового типа), с последующим совместным с руководителем практики психолого-педагогическим анализом учебной деятельности.
  2. Подготовка учебного занятия лекционного типа, его проведение и психолого-педагогический рефлексивный анализ.
  3. Подготовка (разработка или заимствование) сценария практического учебного занятия тренингового типа, его проведение и психолого-педагогический рефлексивный анализ. Особенностью его являлась малая учебная группа, что позволяет контролировать учебные действия каждого участника

 

Я проходила практику  в Центре образования № 293 г. Москва. Моим руководителем была Гаямова С.Ю. 

На практике я проводила 2 лекции и 2 тренинга для учащихся. Темы лекций и тренинга мы выбирали самостоятельно, согласовываясь с руководителем. Темы выбирались соответственно заинтересованности учащихся. Тренинги для 7 класса были направлены на развитие групповой сплоченности, развитие невербального общения в группе, командообразование. Лекции для 5 класса были на темы тревожности, доверие и взаимоуважение в классе. В отчете будет описан тренинг и лекция, которые готовила я .

 

Глава 1. Лекции для 5 «Б» класса на тему « Доверие и взаимоуважение в классе».

 

 

    1. Актуальность, цель, задачи лекции.

 

Актуальность:

Жизнь в современном обществе характеризуется рядом социальных, экономических, политических потрясений, что создает атмосферу пессимизма и нестабильности. В частности, наиболее чувствительным к неблагоприятным тенденциям является подростковый возраст, где явно проявляется поведение не соответствующее нормам общества. Поэтому есть необходимость выявления психологических механизмов и условий гармонизации отношений человека с миром и самим собой. Одним из таких механизмов является доверие, как основное условие субъектного переживания психологического комфорта человека в социуме. Следовательно, существует проблема поиска возрастных и индивидуальных особенностей воспитания, направленная на формирование доверительного взаимодействия человека с миром.

 

 

           При изучении разных проблем, связанных с обучением детей в школе, отношений с одноклассниками,  используется термин "школьная дезадаптация". Этим термином, как правило, обозначаются отклонения в учебной деятельности школьника, проявляющихся в виде затруднений в учении, нарушении дисциплины, конфликтов с одноклассниками. Симптомы школьной дезадаптации могут и не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине учащихся, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьников, либо в форме психогенных нарушений, а именно: неадекватные реакции на проблемы и стрессы, связанные с нарушением поведения, возникновением конфликтов с окружающими, внезапного резкого спада интереса к учёбе, негативизма, повышенной тревожности, с проявлениями признаков распаданавыков учебной деятельности.

Так же школьная дезадаптация младших школьников неразрывно связана с характером отношения к ребёнку значимых взрослых: родителей и учителей. Формой выражения этого отношения является стиль общения. Именно стиль общения взрослых с младшими школьниками может затруднять овладение ребёнком учебной деятельностью, а порой может привести к тому, что реальные, а подчас и надуманные трудности, связанные с учёбой, начнут восприниматься ребёнком как неразрешимые, порождённые его неисправимыми недостатками. Если эти негативные переживания ребёнка не компенсируются, если не находится значимых людей, которые были бы способны повысить самооценку школьника, у него могут возникать психогенные реакции на школьные проблемы, которые в случае повторяемости или фиксации складываются в картину синдрома, названного психогенной школьной дезадаптацией.

 

 

Проявления психогенной школьной дезадаптации встречаются у значительного количества учащихся. Так, В.Е. Каган считает, что 15-20% школьников нуждаются в психотерапевтической помощи. В.В. Гроховский]указывает на зависимость частоты встречаемости этого синдрома от возраста: если у младших школьников он наблюдается в 5-8% случаев, то у подростков - в 18-20%. Об аналогичной зависимости пишет и Г.Н. Пивоварова . Согласно её данным: 7% - дети 7-9 лет; 15,6% -15-17 лет.

 

 

Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время, связи с различными проблемами данного возраста, у детей могут появляться различные проблемы в классе. Дети чаще становятся агрессивные друг к другу,   на проблему доверия детей к своим одноклассникам и взаимоуважение среди класса уделяется незначительное внимание. Учителя перестают проводить различные мероприятия, связанные со сплоченностью класса. Дети чаще общаются с определенными ребятами из класса, а некоторых вообще не уважают. Исходя из этого возникают различные конфликты. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи:

 

 

  1. Создание благоприятной атмосферы в группе

 

 

 

  1. Ознакомление учащихся с материалом на тему « Доверие и уважение в классе»

 

 

 

 

  1. Проведения тренинговых упражнений по данной теме.

 

 

 

  1. Получение обратной связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. План лекции

 

 

 

  1. Разогрев, знакомство с детьми, повторение правил поведения на уроке психологии.
  2. Небольшая лекция на тему

А) Уважение

Б) Доверие

    

  1. Упражнение« Доверие»

Упражнение «Слепой поводырь»

Упражнение «Рисуем на ладошках»

 

 

    1. План-конспект (текст) лекции

 

1. Разогрев, знакомство с детьми, повторение правил поведения на уроке психологии.-----5 мин

 

На этом этапе я спрашивала детей их состояние на начало учебного дня, просила представиться, как они хотели, чтоб их называли во время общения на уроке. Так же просила озвучить основные правила поведения на уроке психологии.

Правила:

  1. Не перебивать друг друга
  2. Уважать мнение друг друга
  3. Не отвлекаться на посторонние дела
  4. Полностью вовлечься в работу

 

 

  1. Небольшая лекция на тему: Доверие и уважение---10мин

 

 

Сегодня мы коснемся такой замечательной темы, как доверие и взаимоуважение. Поговорим сначала о взаимоуважении.  Часто вам приходится быть в таких общественных местах как метро, троллейбус, автобус, электричка и наблюдать не очень хорошую картину - пожилой человек стоит на ногах, а молодые люди сидят и, причем уступать место не собираются. В такой ситуации выявляется  не только неуважение, но и проявляется отсутствие культуры у молодых людей. К сожалению, в наши дни это не редкость. Такое поведение не красит человека, а наоборот, показывает его с самой наихудшей стороны. Такой человек показывает плохой пример младшему поколению. А вы как поступаете в таких случаях? Вы всегда уступаете место пожилым людям? (Ответ учеников) Мы очень рады, что вы все такие воспитанные дети. Данный пример, мы привели, чтоб вам наглядно показать, как выглядит неуважение со стороны.

 А теперь мы вам расскажем, что такое уважение.

Уважение- это чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-либо, чего-либо. Признание важности, значимости, ценности; высокая оценка чего-либо. Уважение означает приятие права человека называться Человеком. Неуважение - игнорирование, отрицание этого права.

Все любят, чтобы их уважали. И не просто любят - и женщинам и мужчинам и детям просто жизненно необходимо, чтобы их уважали. Но иногда нам хочется, чтобы нас уважали больше. И что мы делаем в таких случаях? Просим, чтобы нас уважали больше? Вряд ли. Мы хотим, чтобы люди сами проявили инициативу и стали уважать больше нас. Остаётся ждать, пока другим будет ниспослано свыше озарение. Как заставить людей проявить большее уважение?

Лучший способ заставить людей уважать вас - начать самому уважать людей больше. Попробуйте - и результат не заставит себя ждать. Если ты видишь, что кто-то относиться к тебе или к другому человеку с недостаточным уважением, значит, тебе стоит проявить большее уважение. Это то, что принесёт больше всего пользы для всех. Это то, на что ты можешь непосредственно повлиять.

Когда люди начинают взаимоуважать друг друга, то чаща всего возникает доверие между ними.

 Доверие -  открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Без взаимоуважения невозможно и доверия. Скажите, у вас есть люди, которым вы можете доверить сокровенную тайну, или доверить любимую игрушку, или доверить право выбора мороженного? ( Ответ учеников. В процессе ответа задаются сопутствующие вопросы).

 

 

 

 

  1. Упражнение« Доверие», Упражнение «Слепой поводырь», Упражнение «Рисуем на ладошках»----20мин

Данные тренинговые упражнения используются как упражнения для снятия напряжения (после лекции), для переключения внимания, для физической активности.

 

1. Тренинг « Доверие»

Стимульный материал: Ручки

Дети делятся попарно, каждой паре дается по 2 ручки.

Задание: встаньте друг напротив друга, ладошки направьте в сторону своего напарника (психолог ставит по ручке в каждую ладошку). Один из пары является ведущим, а др ведомый. Сначала делается все с открытыми глазами, затем с закрытыми.

 

    2. Рисуем на ладошках"      

Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.

 

3. Тренинг «Слепой поводырь».

Ребята разбиваются на пары. Один ведущий, а другой - ведомый. Ведомому закрывают глаза, а ведущий ведет его по помещению. Затем пары меняются.

 

После всех упражнений мы просили их рассказать впечатление от всех упражнений - получить обратную связь. У всех детей были разные мнения об упражнениях. Кому-то понравилось ходить с закрытыми глазами, кому-то понравилось «рисовать» на ладошках, а кому-то все упражнения. Так же задавались вопросы по поводу направленности данных упражнений, как они помогут детям в будущем.

 

Остальные 10 минут мы оставили на обсуждения всего урока. Задавались вопросы, касающиеся того, что дети поняли. Сами дети задавали нам вопросы. Было видно, что детям была интересна данная тема.

 

 

 

 

 

 

    1. Рефлексивный отчет по проведенному лекционному занятию.

Когда нет запроса - не знаешь что и готовить. Не знаешь, что будет интересно детям, нужно ли это им, как они воспринят материал? Такие мысли терзали нас (меня и Ольгу) когда мы искали лекционную тему. Поэтому проводить лекцию мы, немного боялись. Боялись, что ребятам будет не интересно. Но ребята внимательно слушали подготовленный материал, а упражнения для них были интересной игрой. Мое состояние, как лектора было спокойным (это не первый мой опыт проведения урока), уверенным, несмотря на небольшой страх (все-таки боялась неактуальности темы). Но когда я поняла, что детям интересно, они стараются вслушаться в каждое слово, рассказывают свои жизненные истории, уверенности стало еще больше.

 


Информация о работе Отчет по практике в Центре образования № 293 г. Москва