Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе социализации детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:44, реферат

Краткое описание

Социализация молодежи не может быть оптимизирована вне решения проблем российского общества, которые остаются одними из наиболее серьезных. Дети и подростки объективно оказались в трудных социально-экономических условиях, что осложнило процесс социализации. Растет число социально-незащищенных детей и подростков, количество подростков с девиантным поведением, отмечается рост преступлений среди подростков.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 13.04 Кб (Скачать)

29. Особенности    взаимодействия    школы    и    семьи    в    процессе социализации детей и подростков.

      Социализация  молодежи не может быть оптимизирована вне решения проблем российского  общества, которые остаются одними из наиболее серьезных. Дети и подростки объективно оказались в трудных социально-экономических условиях, что осложнило процесс социализации. Растет число социально-незащищенных детей и подростков, количество подростков с девиантным поведением, отмечается рост преступлений среди подростков.  Традиционно основными субъектами социализации подростков выступали три социальных института: семья, учреждения образования и общество. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Без контакта этих двух социальных институтов воспитание подрастающего поколения становится ущербным. Этому искусству и родители, и педагоги должны учиться, эта необходимость диктуется потребностями самих детей. Если школа дает теоретические знания, то в семье доминирует жизненная практика, специфика которой определяется уровнем образованности, духовной культурой родителей. Семья дает навыки по усвоению детьми принципов человеческого общежития, моральных и правовых норм, формирование социальных качеств, определяющих специфику последующей жизни, т.е. осуществляется преемственность поколений.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи подростку социально-исторического  опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных, полоролевых и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации подростка. Семья является проводником между личностью и обществом, создает и сохраняет принятые в обществе взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Роль школы как  канала социализации не сводится только к передачи знаний, умений и навыков подросткам, она оказывает воздействие самим характером воспитания, жизнедеятельности ребенка в школе, где он усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения, обеспечивающие ему переход во взрослую жизнь. Однако чрезмерная заорганизованность, командно-приказной стиль, регулирование всей школьной жизни сковывает инициативу школьника, лишает его ощущения причастности к делу, усредняют индивидуальность. Классическая система образования строится на запоминании различных фактов, идей, концепций, вместо того, чтобы развивать способность к анализу, к критической оценке и выработке собственных выводов. У будущих специалистов, воспитанных в назидательной (нравоучительной) манере, такие механизмы, как принятие самостоятельных решений, формулировка стоящих задач, а также аналитические навыки не предусмотрены.

Информация о работе Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе социализации детей и подростков