Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 12:25, контрольная работа
Задание 1. Ознакомьтесь с данным теоретическим материалом.
Задание 2. Составьте опорную схему по теме «Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте».
Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.
Задание 1. Ознакомьтесь с данным теоретическим материалом.
Задание 2. Составьте опорную схему по теме «Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте».
Восприятие является ведущим психическим процессом дошкольного возраста. Оно обеспечивает получение и первичную переработку информации, создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. Включение ребенка в соответствующую для данного периода деятельность способствует ускоренному развитию восприятия.
Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: Для младенческого возраста – ощущения, Для раннего возраста – речь, Для дошкольного – восприятие, Для младшего школьника – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую Для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия Для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Дошкольный возраст
наиболее продуктивен для
Восприятие активно
развивается на протяжении
Восприятие ребенка
тесно связано с игрой. В игре
он моделирует все фрагменты
окружающей жизни и новой
Значение восприятия
в жизни дошкольника очень
велико, так как оно создает
фундамент для развития
Если в процессе
восприятия ребенок не получит
благоприятных условий для
Развитие процесса
восприятия в дошкольном
Включение ребенка
в доступные ему виды
К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести:
1) усвоение сенсорных эталонов.
Что такое сенсорные эталоны?
Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер и т.д.
2) способы восприятия. Выделяют 2 способа восприятия:
* внешние пробы, к которым
относятся такие приемы, как: прикладывание
образца к предмету, обведение
контура образца и предмета
пальцем. Данный способ характерен
для детей младшего
Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие приемы (наглядно-действенное мышление)
* зрительное сравнение,
когда дети на глаз
3) обследование предметов,
в ходе которого ребенок
Таковы основные линии
развития восприятия детей
Сравнительная характеристика сенсорного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста
Таблица, в которой в соответствии с критериями раскрыты особенности развития восприятия в младшем и старшем дошкольном возрасте.
Критерии |
Младший и средний дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст |
Ведущая деятельность |
Игра, конструирование, изодеятельность |
Игра, конструирование, изодеятельность, элементы учебной деятельности |
Сенсорные эталоны |
В процессе рисования, конструирования, выполнения аппликаций, выкладывания мозайки. Многократное использование материалов ведет к запоминанию и формированию сенсорных эталонов. Без систематического обучения у детей формируются лишь 3-4 сенсорных эталона цвета, формы, а при целенаправленном сенсорном воспитании – например, до 28 у японских детей. Трудности с усвоением величины обозначение величины предметов через отношение к величине другого предмета |
Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов – за счет систематизации представлений. Цвет: последовательность расположения цветов в спектре, деление на теплые и холодные оттенки Форма: деление на круглые и прямолинейные, представления об отличии форм друг от друга, их связи, преобразование 1 формы в другую (если прямоугольник разделить пополам, получится 2 квадрата). Величина: умение сопоставлять между собой большое количество предметов |
Способы восприятия |
При помощи внешних проб, переходящим к внутренним пробам, сравнению на глаз свойств предметов с усвоенными эталонами. Приемы прикладывания образца к предмету, обведения контура образца и предмета пальцем. При определении цвета на первых этапах дети – цветной карандаш. Сравнивая предметы по величине, дети прикладывают их друг к другу, подравнивая по одной линии. К 5 годам дошкольники овладевают внутренними способами восприятия. |
Дети не нуждаются во внешних приёмах – перемещениях, обведении контуров рукой и т.д. Используют зрительное сравнение, которое становится более точным. Дети полностью переходят
от использования внешних |
Обследование предметов |
Дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительных частей Дети не могут выбрать из готовой постройки нужную деталь, не умеют последовательно рассматривать картины. Главная роль принадлежит взрослому, направляющего процесс обследования предметов |
Большое значение играет уровень развития речи детей, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Систематическое обучение |
Слуховое восприятие |
Речевой слух развивается в процессе речевого общения, музыкальный – при слушании музыки и выполнении движений под музыку. В начале дошкольного
детства дети воспринимают |
Совершенствование слухового восприятия речи и музыки происходит в ходе специальной работы по развитию речи, обучению грамоте и музыке. Опора на развивающиеся мыслительные действия ребенка, умение анализировать звуковой состав слова, ритм и мелодию музыкальных произведений |
Ориентировка в пространстве.
Уже в раннем детстве
ребенок достаточно хорошо
Первоначальные представления
о направлениях пространства, которые
усваивает трехлетний ребенок, связаны
с его собственным телом. Оно
является для него точкой
Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими).
Только к концу дошкольного возраста у детей появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.
Ориентировка во времени.
Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чем ориентировка в пространстве. Ребенок живет, его организм определенным образом реагирует на течение времени: в известное время суток ему хочется есть, спать и т.д., но сам ребенок долго не воспринимает время.
У ребенка знакомство
со временем начинается только
с усвоением обозначений и
мер времени, выработанных людьми.
А эти обозначения и меры
усвоить не так-то легко, поскольку
они имеют относительный
Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия: утром умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы.
Особые трудности связаны
с усвоением представлений о
том, что такое «вчера», «сегодня»,
«завтра», это объясняется
Представления о больших исторических периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей на протяжении дошкольного возраста обычно остаются недостаточно определенными.
Информация о работе Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте