Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 12:25, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Ознакомьтесь с данным теоретическим материалом.
Задание 2. Составьте опорную схему по теме «Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте».

Файлы: 1 файл

Особенности-развития-восприятия-в-дошкольном-возрасте.docx

— 21.14 Кб (Скачать)

Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.

 

Задание 1. Ознакомьтесь с данным теоретическим материалом.

Задание 2. Составьте опорную схему по теме «Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте».

 

 

Восприятие является ведущим психическим процессом дошкольного возраста. Оно обеспечивает получение и первичную переработку информации, создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. Включение ребенка в соответствующую для данного периода деятельность способствует ускоренному развитию восприятия.

 

Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: Для младенческого возраста – ощущения, Для раннего возраста – речь, Для дошкольного – восприятие, Для младшего школьника – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую Для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия Для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

 Дошкольный возраст  наиболее продуктивен для развития  психики ребенка. На этом этапе  ребенок делает качественный  скачок в своем психическом  развитии. К началу этого периода  у него сформировались такие  познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная  речь, предметное восприятие. В процессе  действия с предметами он накопил  опыт, словарный запас и он  понимает обращенную к нему  речь. Благодаря этим достижениям  дошкольник начинает активно  осваивать окружающий мир, и в  процессе этого освоения формируется  восприятие. Восприятие – это  ведущий познавательный процесс  дошкольного возраста, который выполняет  объединяющую функцию: объединяет  свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире.

 Восприятие активно  развивается на протяжении всего  дошкольного периода под влиянием  разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения  книг, просмотра фильмов, спортивных  занятий, музыки, прогулок. Сущность  процесса восприятия заключается  в том, что оно обеспечивает  получение и первичную переработку  информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных  свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

 Восприятие ребенка  тесно связано с игрой. В игре  он моделирует все фрагменты  окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно  познает воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника  имеют ролевые игры, в которых  он познает законы общения, социальные  отношения, характеры и  социальные  роли людей.

 Значение восприятия  в жизни дошкольника очень  велико, так как оно создает  фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. В младшем  школьном возрасте эти процессы  будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а  восприятие будет выполнять обслуживающую  функцию. Хорошо развитое восприятие  может проявляться в виде наблюдательности  ребенка, его способности подмечать  особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит  взрослый. В процессе обучения  восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

 Если в процессе  восприятия ребенок не получит  благоприятных условий для развития  восприятия, то и связанные с  ним процессы будут отставать  в развитии, что затруднит освоение  учебной деятельности в младшем  школьном возрасте. При серьезных  отставаниях может наблюдаться  задержка психического развития.

 Развитие процесса  восприятия в дошкольном возрасте  имеет свои особенности. Восприятие  младшего дошкольника (3-4 года) носит  предметный характер, то есть  все свойства предмета, например  цвет, форма, величина и др., - не  отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. При восприятии он видит не  все свойства предмета, а только  наиболее яркие, а иногда и  одно свойство, и по нему отличает  предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания, измерения и др. в процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, прямоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины; о времени.

 Включение ребенка  в доступные ему виды деятельности  способствует ускоренному развитию  восприятия, но если эта активность  не организованна целесообразно  и не направлена специально  на развитие восприятия, то процесс  будет формироваться стихийно  и к концу дошкольного периода  может быть не организован  в систему, иметь пробелы в  представлениях ребенка о ряде  свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести:

1) усвоение сенсорных  эталонов.

Что такое сенсорные эталоны?

 Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер и т.д.

2) способы восприятия. Выделяют 2 способа восприятия:

* внешние пробы, к которым  относятся такие приемы, как: прикладывание  образца к предмету, обведение  контура образца и предмета  пальцем. Данный способ характерен  для детей младшего дошкольного  возраста. 

Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие приемы (наглядно-действенное мышление)

* зрительное сравнение, когда дети на глаз воспринимают  предмет, могут без помощи внешних  проб сравнивать, соотносить его  с другими предметами. Характерно  для детей старшего дошкольного  возраста.

3) обследование предметов, в ходе которого ребенок сначала  в процессе ведущей деятельности  обследует предмет, выделяя его  цвет, форму, размер, части, а затем  в старшем дошкольном возрасте  Словечно описывает различные  свойства конкретного предмета.

 Таковы основные линии  развития восприятия детей дошкольного  возраста. Лишь посредствам систематического  и целенаправленного обучения возможно достичь высокого уровня сенсорного развития дошкольников.

 

Сравнительная характеристика сенсорного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста

Таблица, в которой в соответствии с критериями раскрыты особенности развития восприятия в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Критерии

Младший и средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Ведущая деятельность

Игра, конструирование, изодеятельность

Игра, конструирование, изодеятельность, элементы учебной деятельности

Сенсорные эталоны 

В процессе рисования, конструирования, выполнения аппликаций, выкладывания мозайки. Многократное использование материалов ведет к запоминанию и формированию сенсорных эталонов. Без систематического обучения у детей формируются лишь 3-4 сенсорных эталона цвета, формы, а при целенаправленном сенсорном воспитании – например, до 28 у японских детей.

Трудности с усвоением величины обозначение величины предметов через отношение к величине другого предмета 

 Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов – за счет систематизации представлений. Цвет: последовательность расположения цветов в спектре, деление на теплые и холодные оттенки Форма: деление на круглые и прямолинейные, представления об отличии форм друг от друга, их связи, преобразование 1 формы в другую (если прямоугольник разделить пополам, получится 2 квадрата). Величина: умение сопоставлять между собой большое количество предметов

Способы восприятия

 При помощи внешних проб, переходящим к внутренним пробам, сравнению на глаз свойств предметов с усвоенными эталонами.

Приемы прикладывания образца к предмету, обведения контура образца и предмета пальцем.

При определении цвета на первых этапах дети – цветной карандаш. Сравнивая предметы по величине, дети прикладывают их друг к другу, подравнивая по одной линии.

К 5 годам дошкольники овладевают внутренними способами восприятия.

 Дети не нуждаются во внешних приёмах – перемещениях, обведении контуров рукой и т.д. Используют зрительное сравнение, которое становится более точным.

 Дети полностью переходят  от использования внешних образцов  к использованию усвоенных представлений

Обследование предметов

Дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительных частей

 Дети не могут выбрать  из готовой постройки нужную  деталь, не умеют последовательно  рассматривать картины.

 Главная роль принадлежит  взрослому, направляющего процесс  обследования предметов

 Большое значение играет  уровень развития речи детей, умением связно передавать в  словах результаты восприятия. Систематическое  обучение

Слуховое восприятие

 Речевой слух развивается в процессе речевого общения, музыкальный – при слушании музыки и выполнении движений под музыку.

 В начале дошкольного  детства дети воспринимают слова  и музыкальную мелодию слитно, не выделяя в них отдельные  звуки и их соотношения. В выделении  речевых звуков решающее значение  имеет произношение, в выделении  отношений музыкальных звуков  – движения рук и тела 

Совершенствование слухового восприятия речи и музыки происходит в ходе специальной работы по развитию речи, обучению грамоте и музыке. Опора на развивающиеся мыслительные действия ребенка, умение анализировать звуковой состав слова, ритм и мелодию музыкальных произведений


 

Ориентировка в пространстве.

 Уже в раннем детстве  ребенок достаточно хорошо овладевает  умением учитывать пространственное  расположение предметов. Однако  он не отделяет направлений  пространства и пространственных  отношений между предметами от  самих предметов. Представления  о предметах и их свойствах  образуются раньше, чем представления  о пространстве. И служат их  основой.

 Первоначальные представления  о направлениях пространства, которые  усваивает трехлетний ребенок, связаны  с его собственным телом. Оно  является для него точкой отсчета, по отношению к которой ребенок  только и может определять  направление. Например, определить  положение других частей тела  в качестве правых или левых  ребенку удается только по  отношению к положению правой  руки.

 Дальнейшее развитие  ориентировки в пространстве  заключается в том, что дети  начинают выделять отношения  между предметами (один предмет  за другим, перед другим, слева, справа  от него, между другими).

 Только к концу дошкольного  возраста у детей появляется  ориентировка в пространстве, независимая  от собственной позиции, умение  менять точки отсчета.

 

Ориентировка во времени.

Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чем ориентировка в пространстве. Ребенок живет, его организм определенным образом реагирует на течение времени: в известное время суток ему хочется есть, спать и т.д., но сам ребенок долго не воспринимает время.

 У ребенка знакомство  со временем начинается только  с усвоением обозначений и  мер времени, выработанных людьми. А эти обозначения и меры  усвоить не так-то легко, поскольку  они имеют относительный характер (то, что накануне называлось «завтра», называется «сегодня», а на следующий  день – «вчера»).

 Усваивая представления  о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия: утром умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы.

 Особые трудности связаны  с усвоением представлений о  том, что такое «вчера», «сегодня», «завтра», это объясняется относительностью  данных понятий.

Представления о больших исторических периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей на протяжении дошкольного возраста обычно остаются недостаточно определенными.


Информация о работе Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте