Особенности развития социальных эмоций первоклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 10:55, статья

Краткое описание

Социально-эмоциональное развитие можно отнести к глобальным проблемам современности, если иметь в виду решающую роль социальных условий в становлении личности. Социальные переживания являются одним из ведущих механизмов социализации, играют важную роль в развитии эмоциональной и познавательной сфер личности. В такой ситуации особенно важным представляется изучение значимости социальных эмоций в процессе определения ребенком своего социально-психологического положения в группе сверстников.

Файлы: 1 файл

Савина_тезис.doc.docx

— 34.49 Кб (Скачать)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Савина Валерия Витальевна

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Социально-эмоциональное развитие можно отнести к глобальным проблемам современности, если иметь в виду решающую роль социальных условий в становлении личности. Социальные переживания являются одним из ведущих механизмов социализации, играют важную роль в развитии эмоциональной и познавательной сфер личности. В такой ситуации особенно важным представляется изучение значимости социальных эмоций в процессе определения ребенком своего социально-психологического положения в группе сверстников. Поэтому, на наш взгляд, развитие социальных эмоций первоклассников дает возможность, как повысить психологическую устойчивость детей, оптимизировать становление социально адекватного поведения, так и повлиять на процесс адаптации к школьному обучению.

 Настоящее исследование связано с изучением уровня адаптации первоклассников к условиям обучения в школе. В обосновании актуальности выбранной темы главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств способствует более совершенному отношению человека к окружающему миру и обществу , способствует становлению гармонически развитой личности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников. Особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие  их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Ведь наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего.

Учебная деятельность, так же, как и любая другая, протекает успешнее на фоне положительных эмоций и чувств. Намного лучше, если они ей предшествуют и сохраняются какой-то период времени после окончания. Именно такой положительный эмоциональный опыт будет способствовать формированию внутренних мотивов этой деятельности.

Поступление в школу порождает новые эмоциональные переживания, потому как свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым, установленным чужими людьми правилам. Школьная жизнь вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Все это отражается и на здоровье первоклассников, и на их поведении.

За последнее время было накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений об эмоциях, приобретен некоторый опыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уже начинает проступать целостная система.

Изучением вопросов социального развития детей занимались  такие выдающиеся ученые, как  Выготский Л.С., Божович Л.И., Лисина М.И., Эльконин Д.Б. Запорожец А.В. и другие. Они отмечали, что социальное развитие ребёнка является необходимым для развития личностных, индивидуальных особенностей детей, становления их нравственных общечеловеческих ценностей.

Среди ряда зарубежных психологов известен своими исследованиями в области эмоций, польский психолог Я.Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоций. В ее основе лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три основных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции.

Анализируя современную ситуацию социально-эмоционального развития человека, вице-президент РАО Д.И. Фельдштейн отмечает  дискредитацию многих нравственных ориентиров, вызывающих массовый психологический стресс, который проводит к глубинным изменениям восприятия, сознания, мышления, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, жизненных ритмов, пространства деятельности, душевных переживаний людей. [1].

Среди значимых изменений детей ученый выделяет снижение их энергичности и желания активно действовать, увеличение эмоционального  дискомфорта. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им не интересно общаться друг с другом. Он подчеркивает, что все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Все это, как отмечает Д.И. Фельдштейн, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности.

Возникновение и функции социальных эмоций ребенка рассматривает теория социального психоанализа эмоций, автором которой является  доктор психологических наук, профессор Н.И. Козлов. Согласно теории возникновение основного массива эмоций взрослых людей складываются из социальных событий их детства, в первую очередь из обстоятельств их взаимодействий с родителями. Точнее – из практики влияния детей на родителей, практики управления детей взрослыми людьми. [2]

О решающей роли деятельности в развитии эмоции у ребенка говорят исследования А.В. Запорожца. Как показывают полученные ученым данные, для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний взрослых. Последние должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. При изучении генезиса эмоций необходимо искать источники их происхождения не в вегетатике, не в отправлениях организма, которые являются несамостоятельными компонентами целостного поведения, а в осмысленной деятельности субъекта, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и эмоционально реагировать на происходящие события и явления. [3]

Чтобы выяснить эмоциональную составляющую социальной адаптации младших школьников, мною была проведена методика «Домики» с первоклассниками в МАОУ СОШ «Эврика-развитие» им. М.Нагибина г.Ростов-на-Дону.

Данная методика направлена на изучение эмоциональной сферы первоклассника в части высших эмоций социального генеза. Детей просят  раскрасить цветными карандашами чувства, которые живут в домиках. Для диагностики выбраны основные социальные эмоции: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.  При изучении были выделены наиболее затруднительные для анализа социальные эмоции: восхищение (26%); горе(17%); скука(16%). Список эмоций по степени затруднений при их анализе представлен в диаграмме (рис.1)

Рис.1

 

 

Таким образом, на основе качественного анализа социальных эмоций и выявления степени их дифференциации,  всех  респондентов можно разделить на несколько групп. (Рис. 2)  В первую группу вошли дети с высокой степенью дифференциации социальных эмоций (не имеющие нарушений при определении эмоций), эта группа составила 28% первоклассников. Вторая группа оказалась самой многочисленной (51% человек), в нее вошли дети со средней степенью дифференциации социальных эмоций (имеющие нарушения при анализе одного-двух блоков личностных отношений). И третью группу составили учащиеся со слабой степенью дифференциации социальных эмоций (имеющие нарушения в трех и более блоках эмоций), от общего числа участников исследования это 21 % детей.

 

.рис.2

В заключение отмечу, что данная статья и данная тема, выбранная мной для рассмотрения необходима и актуальна, т.к разделение  детей на группы с различной степенью дифференциации социальных эмоций позволит психологу своевременно организовать профилактическую или коррекционную работу,  дать рекомендации родителям и учителям по преодолению выявленного психологического неблагополучия.

 

Список литературы:

1.Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного  Детства и обусловленная ими  актуализация психолого-педагогических  проблем развития образования// Вестник  практической психологии образования. 2011. №1. – C. 45-54

2. Козлов, Н.И. Развитие эмоций и чувств  в детском возрасте. [электронный  ресурс]-Режим доступа. - URL: http://www.psychologos.ru

3. Развитие  социальных эмоций у детей  дошкольного возраста: Психологические  исследования/ под ред. А.В. Запорожца, Я.3. Неверович. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания. Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1986.-176 с.

 

 

1

Фамилия, имя, отчество

Савина Валерия Витальевна

2

Город, адрес (индекс) для пересылки материалов конференции

г.Ростов-на-Дону,ул.Зорге,21е

3

Место учебы (вуз, кафедра и т.п.), работы (должность)

Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, психолого-педагогическое образование,1 курс

4

Направление работы конференции

 

5

Тема публикации

Особенности развития социальных эмоций первоклассников

6

Телефон

89613127137

7

E-mail

valeri.savina.14@bk.ru


 

 

 


Информация о работе Особенности развития социальных эмоций первоклассников