Особенности развития детского музыкального творчества в доу

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:15, контрольная работа

Краткое описание

Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые чаще всего выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом на стуле, воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в разбойника, в солдата, в моряка, - все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Конечно, в своих играх они воспроизводят многое из того, что они видели.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Особенности развития детского музыкального творчества в ДОУ..…...3
Вывод………………………………………………………………………….…13
Список литературы…

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.75 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...2

1.    Особенности развития детского музыкального творчества в ДОУ..…...3

Вывод………………………………………………………………………….…13

Список литературы…………………………………………………………..…..14

Введение

     Если  так понимать творчество, то легко  заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые чаще всего выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом на стуле, воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в разбойника, в солдата, в моряка, - все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Конечно, в своих играх они воспроизводят многое из того, что они видели. Всем известно, какая огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и, тем не менее, эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Также точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

     С полной справедливостью многие авторы указывают на то, что корни такого творческого комбинирования могут  быть замечены еще в играх животных. Игра животного также очень часто  представляет собой продукт двигательного  воображения. Однако эти начатки  творческого воображения у животных не могли получить в условиях их жизни сколько-нибудь прочного и  крепкого развития, и только человек  развил эту форму деятельности до ее настоящей красоты 

     Однако  возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она  обусловлена и каким подчиняется  законам в своем течении? Психологический  анализ этой деятельности указывает  на ее огромную сложность. Она возникает  не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она  имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна  своя форма творчества. Далее она  не стоит особняком в поведении  человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей  деятельности, и в частности от накопления опыта.

1. Особенности развития детского музыкального творчества в ДОУ

     Задача  развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных  задач всей системы образования  в нашей стране.

     Развитие  творчества в обществе, отвергающем  «духовную монополию» становится одной  из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость  формирования нового человека, сочетающего  в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.  

Приобщение  к музыке вводит ребенка в мир  волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость — два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

     Главнейший  показатель музыкальности — эмоциональная  отзывчивость на музыку. Простейшие сенсорные способности в этой области являются базой для становления более сложных основных: ладовысотного слуха и чувства ритма. Этот комплекс способностей проявляется при восприятии музыки в слуховых представлениях, в исполнении и творчестве.

     Вопрос  о взаимосвязях между объектом-музыкой  и субъектом-ребенком сложен и противоречив. Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Изменение звучания вызывает новое переживание у слушающего; оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но они, всегда находясь в гармоничных и разнообразных сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе.

     Если  бы можно было точно перевести  на язык слов содержание музыкального произведения, объяснить словами смысл каждого звука, возможно, отпала бы потребность в музыке как таковой. Специфика музыки в том и заключается, что ее язык — это язык музыкальных образов, которые не передают точных понятий, причин и следствий возникновения какого-либо явления. Музыка передает и вызывает такие чувства, переживания, какие подчас не находят своего полного, детального словесного выражения.

Может быть понятно и объяснимо основное содержание музыкального произведения, его основная идея, развертывающаяся во времени. Но так как данное содержание раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом, ладом, темпом и т. д.), то для его понимания необходимо иметь представление о выразительном значении всех этих средств. Таким образом, понимание музыкального произведения предполагает осознание основной его идеи, характера, настроения, передаваемых специфическими средствами музыкальной выразительности.

Развитие  эстетического восприятия музыки требует  определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного  возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушать произведение до конца, следить за его развитием, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

В детском  исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к тому виду музыкального искусства, которое  можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение — основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в яслях, детском саду, школе и различных самодеятельных и профессиональных коллективах для взрослых. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению (строю) и слитности звучания, одинакового по времени, силе, характеру (ансамблю); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков - путь к выразительному исполнений, к формированию слуха и голоса. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению. Музыкальное развитие активизируется, если устанавливается нужное взаимодействие слуха и певческого голоса. Слух контролирует качество пения, а вокализация требует упражнений в слуховом внимании. Пение занимает одно из ведущих мест в деятельности ребенка, обеспечивающей его разностороннее музыкальное развитие.

     Основная  идея методики игры на музыкальных  инструментах — близость к детской  жизни. Игра на инструментах должна возникнуть в быту ребенка и сопровождать его свободные игры. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра приобретает творческий, импровизационный характер. В этих условиях развитие музыкальности происходит интенсивно и плодотворно. Дети привыкают к инструментам, они пытаются самостоятельно подбирать мелодию, находят приемы игры.

Музыкальный инструмент должен рассматриваться  не как развлечение с помощью безделушек, которыми манипулируют дети, а как средство развития у них способности самовыражения, наиболее существенных сторон личности.

     Детское музыкальное творчество формируется  не только в пении. Музыкально-ритмические  движения — благодатная почва  для становления и развития творчества детей. Песня, музыкальная игра, танец требуют своего исполнения. Всем видам музыкального исполнительства присуща общая черта — исполнение всегда должно выражать музыкально-эстетическое содержание, переданное в произведениях, будь то песня или танец, хоровод или инсценировка. Обе деятельности — и музыка, и движение — развертываются во времени.

     Процесс детского музыкально-ритмического творчества может быть схематично представлен  в следующем виде: музыка — переживание — создание музыкально-игрового образа.

     Характерная особенность музыкально-игрового образа — его синтетичность. Дети применяют комплекс художественных средств из области музыки, литературы, драматургии, хореографии. Их внимание привлекает литературный сюжет, характерные черты персонажей. Но первые же практические пробы воплощения замысла показывают, что дети прекрасно чувствуют выразительную, организующую силу музыки. Нарушение тесных взаимосвязей музыки и движения вызывает у них неудовлетворенность.

Творческое  начало лежит в основе всей жизни  современного человека. Искусство, в частности музыка, таит в себе большие возможности для творческого развития подрастающего поколения.

     Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого являются слушание музыки и ее сочинение. Творческую способность называют способностью самовыражения; это врожденная способность, которая может быть развита в дальнейшем. Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению. Музыкальная деятельность может быть творческой, если в ней активно участвовать: драматизировать песни, интерпретировать их, сочинять ритмы и песни. Деятельность является творческой, если она производит что-нибудь, чего раньше не существовало для ребенка и для группы детей или если это устанавливает в знакомом материале новые взаимоотношения.

     Детское творчество понимается как самостоятельная  художественная деятельность. П. П. Блонский считает, что эстетическое воспитание предполагает или формирование творчества, или развитие восприятия и художественного вкуса. Он пишет, что эстетическое воспитание есть прежде всего развитие эстетического творчества; «...каждый ребенок в потенции творец всяких в том числе и эстетических, ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, — скульптор и живописец; наконец, он сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации...».

     Детское музыкальное творчество  - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех  видах музыкальной деятельности:  пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.          

  Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.    

  Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах («Сыграй «дождик» на металлофоне или треугольнике», «Придумай и сыграй марш на ксилофоне или деревянных палочках» и.т.д.).   

  Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует  Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым. Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.  Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями.

Исследованием проблемы способностей  занимался Б.М.Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака:

    1.     Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

    2.     Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

    3.     Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека (17, С.16).     

 Как  отмечает Б.М. Теплов,  способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует  то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей  конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.      

Информация о работе Особенности развития детского музыкального творчества в доу