Особенности научно-исследовательской деятельности в ВУЗах России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:40, контрольная работа

Краткое описание

Научное исследование - это целенаправленный процесс познания, который осуществляется с целью выявления закономерностей изменения объектов в зависимости от определенных условий места и времени их функционирования для дальнейшего использования их в практической деятельности. Это организованный процесс умственного труда, непосредственно направленный на производство новых знаний.
Написание научно-исследовательских работ невозможно без целеустремленной и самостоятельной работы обучающихся. При этом, безусловно, нельзя обойтись без живого общения, без консультирования со стороны, как научного руководителя, так и узких специалистов.

Оглавление

Введение
1. Основные понятия научно-исследовательской деятельности
1.1 Субъекты научно-исследовательской деятельности
1.2 Особенности научной деятельности ВУЗа
2. Задачи и управления научно-исследовательской деятельности
2.1 Основные направления и задачи научной деятельности ВУЗа
2.2 Планирование научно-исследовательской деятельности в ВУЗе
2.3 Отчетность по научно-исследовательской деятельности ВУЗа
3. Международное научное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

контрольная образовательное право.docx

— 37.77 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В. Г. КОРОЛЕНКО» В г. ИЖЕВСКЕ

 

 

 

 

Кафедра педагогики

 

 

Контрольная работа по дисциплине образовательное право

 «Особенности научно-исследовательской деятельности в ВУЗах России»

 

                              

                                      Проверил: Степусь А. Ф.

                                                                 Выполнила: студентка 2 курса ПиМДО

                                                                      Мандрыгина М. С.

 

 

 

Ижевск 2013 г.

Содержание 

 

Введение 

  1. Основные понятия научно-исследовательской деятельности
    1. Субъекты научно-исследовательской деятельности
    2. Особенности научной деятельности ВУЗа
  2. Задачи и управления научно-исследовательской деятельности
    1. Основные направления и задачи научной деятельности ВУЗа
    2. Планирование научно-исследовательской деятельности в ВУЗе
    3. Отчетность по научно-исследовательской деятельности ВУЗа
  3. Международное научное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность

Заключение 

Литература 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Научное исследование - это целенаправленный процесс познания, который осуществляется с целью выявления закономерностей изменения объектов в зависимости от определенных условий места и времени их функционирования для дальнейшего использования их в практической деятельности. Это организованный процесс умственного труда, непосредственно направленный на производство новых знаний.

Каждое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда – осуществляется весьма индивидуально. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеет первостепенное значение. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов  исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели в работе.

Описание процесса исследования – основная часть научной работы, в которой освещаются методика и  техника исследования с использованием логических законов и правил.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые  содержат новое и существенное, что  составляет научные и практические результаты проведенной исследовательской  работы.

Написание научно-исследовательских  работ невозможно без целеустремленной и самостоятельной работы обучающихся. При этом, безусловно, нельзя обойтись без живого общения, без консультирования со стороны, как научного руководителя, так и узких специалистов.

Научно – исследовательская деятельность является одной из самых сложных и высокоорганизованных, а также требует большой отдачи (желание, время, упорство и т.п.) от обучающихся и довольно весомого вклада от научного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие научно-исследовательской деятельности

 

Каждый специалист должен иметь представление о методике и организации научно-исследовательской  деятельности, о науке и ее основных понятиях.

Научная деятельность – это сфера человеческой деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении, служащих основой научного понимания мира.

В современном обществе выделяют несколько видов научной деятельности:

1) научно-исследовательская  деятельность;

2) научно-организационная  деятельность;

3) научно-информационная  деятельность;

4) научно-педагогическая  деятельность;

5) научно-вспомогательная  деятельность и др.

Каждый из указанных видов  деятельности имеет свои специфические  функции, задачи, результаты работы.

В пределах научно-исследовательской  деятельности осуществляются научные  исследования. Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают как система понятий, законов и теорий.

Различают две формы научных  исследований: фундаментальные и  прикладные. Фундаментальные научные исследования - научная теоретическая и (или) экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развития и взаимосвязи природы, общества, человека. Прикладные научные исследования - научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование знаний для практических целей.

Научные исследования осуществляются с целью получения научного результата. Научный результат - новое знание, добытое в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксированное в форме научного отчета, работы, доклада, научного сообщения о научно-исследовательской работе, монографического исследования, научного открытия и т.п. Научно-прикладной результат - новое конструктивное или технологическое решение, экспериментальный образец, испытание, которое используется или может быть использовано в общественной практике. Научно-прикладной результат может иметь форму отчета, эскизного проекта, конструкторской или технологической документации на научно-техническую продукцию, натурного образца и т.п..

К основным результатам  научных исследований относятся:

    • научные рефераты;
    • научные доклады на конференциях, совещаниях, семинарах, симпозиумах;
    • курсовые (дипломные, магистерские) работы;
    • отчеты о научно-исследовательской (опытно-конструкторской; опытно-технологической) работе;
    • научные переводы;
    • диссертации (кандидатские или докторские);
    • авторефераты диссертаций;
    • депонированные рукописи;
    • монографии;
    • научные статьи;
    • аналитические обзоры;
    • авторские свидетельства, патенты;
    • алгоритмы и программы;
    • отчеты о научных конференциях;
    • учебники, учебные пособия и др.

 

1.1 Субъекты научно-исследовательской деятельности

 

В соответствии с законом «О науке и государственной  научно-технической политике» к  субъектам научно-исследовательской  деятельности относятся: ученые, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности. Исполнителем НИР может являться работник вуза, имеющий трудовой договор (контракт). Исполнитель НИР вправе в установленном порядке представлять к утверждению коллектив соисполнителей и использовать выделяемые средства для проведения НИР (с учетом нормативно установленных в вузе, накладных расходов и централизованных отчислений). Исполнитель НИР несет ответственность за целевое и адресное, эффективное и экономное использование бюджетных средств, проведение НИР в соответствии с техническим заданием на нее, своевременное представление отчетной и иной документации.

 

1.2 Особенности научной деятельности ВУЗа

Важными особенностями научной деятельности ВУЗа являются:

    • значимость роли лидера;
    • отсутствие четкой связи между вкладом исследователя и конечным результатом исследования;
    • большая зависимость исследований от объема и характера финансирования;
    • наличие в научно-исследовательской деятельности вуза образовательной составляющей;
    • основными ценностями научно-исследовательских структур вуза являются людские и информационные ресурсы.

 

  1. Задачи и управления научно-исследовательской деятельности

2.1 Основные направления и задачи научной деятельности ВУЗа 
 
Основные направления и задачи научной деятельности ВУЗа включают:

    • привлечение научно-педагогических работников к выполнению научных исследований, способствующих развитию наук, техники и технологий;
    • использование полученных результатов в образовательном процессе;
    • содействие подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации и повышению научной квалификации профессорско-преподавательских кадров;
    • практическое ознакомление студентов с постановкой и разрешением научных и технических проблем и привлечение наиболее способных из них к выполнению научных исследований.

Основными задачами научной  деятельности ВУЗов являются:

  • развитие науки и творческой деятельности научно-педагогических работников и студентов;
  • приоритетное развитие фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ и ведущих научно-педагогических коллективов на важнейших направлениях науки и техники;
  • обеспечение подготовки в вузах квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса;
  • исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования, усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, на сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования;
  • эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач проведения социально-экономических преобразований.

 

2.2 Планирование научно-исследовательской деятельности в ВУЗе

Основными задачами планирования научно-исследовательской деятельности в ВУЗе являются:

    • направление усилий ученых, материальных и финансовых ресурсов на разработку крупных перспективных проблем развития науки и техники, на решение важнейших проблем, предусмотренных государственными, международными, федеральными и отраслевыми научными и научно-техническими программами;
    • дальнейшее повышение эффективности научных исследований, проводимых в ВУЗах, за счет ускоренного внедрения результатов завершенных работ в народное хозяйство и учебный процесс;
    • обеспечение новизны, актуальности, высокого научного уровня исследований, увеличения числа патентов и продажи лицензий на изобретения.

Планирование научных  исследований в высших учебных заведениях целесообразно осуществлять в соответствии с основными научно-образовательными направлениями ВУЗа с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечня критических технологий Российской Федерации.

Планы научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  вузов могут предусматривать  исследования фундаментального и прикладного  характера, включать весь комплекс работ  от теоретических исследований до конструкторских, технологических разработок и внедрения полученных результатов в образовательную практику, осуществляя тем самым интеграцию научно-исследовательской и образовательной деятельности. Планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ вузов должны быть сбалансированы по материальным, финансовым и трудовым ресурсам. В планах необходимо отражать ожидаемые научные и практические результаты исследований, сроки выполнения работ, источники и объем финансирования.

По срокам выполнения планирование может быть краткосрочным (ежегодным), среднесрочным (2-3 года) и долгосрочным, перспективным (3-5 лет). Планы научно-исследовательских  работ утверждаются руководителем вуза.

План научных исследований может быть представлен в форме  сводного плана, включающего в себя как работы, финансируемые государством, сторонними организациями и фондами, так и работ, финансируемых из внебюджетных фондов.

 

    1. Отчетность по научно-исследовательской деятельности ВУЗа 

Отчетность по научно-исследовательской деятельности ВУЗа включает в себя отчеты по выполнению НИР в рамках тематических планов исследований и отчет о деятельности ВУЗа в целом – ежегодные отчеты по НИД. 

Информация о работе Особенности научно-исследовательской деятельности в ВУЗах России