Особенности адаптации детского организма к условиям ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:49, реферат

Краткое описание

Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение ……………………4
2. Общая характеристика процесса адаптации……………………. ………….5
3. Степени и фазы адаптации……………………………………………………6
4. Особенности поведения детей в период адаптации…………………………8
Заключение……………………………………………………………………….9
Список литературы ……………………………………………10

Файлы: 1 файл

адаптация 2.docx

— 26.13 Кб (Скачать)

                                       АУ СПО ХМАО-югры

         «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             РЕФЕРАТ

    «Особенности адаптации детского организма к условиям ДОУ »

 

             

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнила студентка

                                                                     3 курса 512-1-Сур-3 группы

                                                                     Преподаватель.     

 

 

 

                          

                                        Сургут, 2012

 

 

                                                  Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Подготовка к поступлению  в дошкольное учреждение ……………………4

2. Общая характеристика процесса адаптации……………………. ………….5

3. Степени и фазы адаптации……………………………………………………6

4. Особенности поведения детей в период адаптации…………………………8

Заключение……………………………………………………………………….9

Список литературы ……………………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

      Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.

      Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

     Действительно, когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                1. Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение

     Большинство детей со 2-го года жизни определяют в ясли и детские сады. Это событие влечёт за собой существенное изменение внешней среды и образа жизни ребёнка и является большой нагрузкой для детского организма, ломая сложившееся в семье привычное поведение и вызывая эмоциональный стресс. Всё это проявляется в виде функциональных отклонений в деятельности ряда систем и органов организма ребёнка, снижения его сопротивляемости к заболеваниям в период адаптации к новым условиям пребывания. Чтобы облегчить привыкание, рекомендуется начинать подготовку к этому ответственному в жизни детей событию заранее. Режим ребёнка за несколько месяцев до поступления в ясли или детсад постепенно приближают к режиму дошкольного учреждения. Малыша отучают от таких привычек, как укачивание, кормление из бутылочки, пользование соской-пустышкой, и приучают к более широкому общению со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

     Облегчит малышу пребывание в детском коллективе овладение им в домашних условиях некоторыми культурно-гигиеническими навыками. Дети, умеющие самостоятельно пользоваться ложкой, садиться на горшок, участвовать в умывании, одевании и раздевании, чувствуют себя в дошкольном учреждении спокойнее и увереннее. Вот почему к дошкольному учреждению легче привыкают дети из тех семей, где поощряется их самостоятельность и не ограничивается инициатива.

       Во время подготовки ребёнка к жизни в детском коллективе следует психологически постепенно настраивать его на посещение яслей, не запугивая этим событием. Накануне прихода малыша в ясли родители должны, познакомившись с персоналом группы, которую он будет посещать, рассказать подробно о ребёнке, его привычках, особенностях реакции на различные жизненные ситуации и особенностях поведения в семье.

   Желательно, чтобы первые недели пребывания ребёнка в яслях совпали с отпуском одного из родителей. Тогда малыша приводят в новый коллектив не на полный день, а на несколько часов, постепенно увеличивая время пребывания по мере нормализации поведения ребёнка.

     Следует иметь в виду, что в первые дни дети нередко ведут себя спокойно, не плачут. Им интересно всё новое, с чем они встретились. Позже, когда интерес уменьшится, малыши начинают проявлять негативное отношение к организованному коллективу, плакать, скучать по дому и родителям.

    На период адаптации необходимо постараться создать малышу дома спокойную обстановку, ограничивать новые впечатления (не приобретать новых игрушек, не знакомить с новыми лицами, никуда не ходить), не наказывать, предупреждать отрицательные эмоции, переключая внимание на приятные вещи. Чтобы облегчить пребывание в новых условиях, можно давать ребёнку в ясли любимые игрушки. Укрепление здоровья малыша, успешное его развитие и воспитание могут обеспечить только совместные усилия семьи и дошкольного учреждения. Поэтому контакт родителей с персоналом яслей-сада должен быть очень тесным.

      Приводить ребёнка утром в группу и забирать его домой необходимо в часы, установленные режимом работы дошкольного учреждения. Ребёнок должен быть одет по сезону и иметь запас чистого сменного белья, который пополняется по мере его использования, комнатную и уличную обувь, носовой платок. Необходимо внимательно относиться и чётко выполнять все педагогические и медицинские рекомендации, которые назначены ребёнку.

    

                       2. Общая характеристика процесса адаптации

    Ребенка, впервые пришедшего в группу, страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит его в нервном напряжении, связи с родными неожиданно прерваны, его окружают чужие люди, незнакомая обстановка, в которой трудно ориентироваться. Срабатывает инстинкт самосохранения, и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами: он горько плачет, бунтует, отказываясь от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама, и даже пытается убежать. Ребенка пугают попытки воспитателя хоть как-то успокоить его. Примерно так же проходит второй и третий день. Хрупкий организм не выдерживает нервных перегрузок, ребенок может заболеть.

      У большинства детей период адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния, а именно (особенности адаптационного периода):

- изменяется эмоциональное  состояние: появляется напряженность,  беспокойство или заторможенность  (ребенок много плачет, иногда  стремиться к эмоциональному  контакту со взрослым, но, в большинстве случаев, раздраженно сторониться их и сверстников;

- часто нарушается аппетит  и сон (дети не могут заснуть,  сон кратковременный, прерывистый,  многие дети отказываются от  еды);

- проявляются более глубокие  функциональные расстройства: повышается  температура тела, изменяется характер  стула (первые признаки расстройства  желудка), может появиться сыпь  на коже. Ребенка из ДОУ не  выводить!

- наблюдается потеря уже  сложившихся положительных привычек  и навыков (дома просится на  горшок - в саду этого не делает, дома есть самостоятельно –  в детском саду отказывается);

- снижается интерес к  предметному миру, игрушкам, ко всему  окружающему;

- падает уровень речевой  активности, сокращается словарный  запас, новые слова усваиваются  с трудом;

- ребенок подвергается  риску инфекционных заболеваний из-за  контакта с другими детьми. В период адаптации ослабевают энергетические силы, нарушается сопротивляемость организма, ребенок быстро заболевает. Дети обычно заболевают тем, к чему были склонны ранее (если ранее болел гриппом, ОРВИ, т.е. заболевания приобретают более сложные формы).

- затормаживается двигательная  активность детей: ребенок перестает  ходить (на 2-ом году жизни), боится  ходить по группе, идти в туалетную  комнату, т.е. психические и  физиологические процессы опускаются  на более низкую ступень.

 

                                   3. Степени и фазы адаптации

      Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

     В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая  сопровождается разнообразными  колебаниями в соматическом состоянии  и психическом статусе, что  приводит к снижению веса, частым  респираторным заболеваниям, нарушению  сна, снижению аппетита, регрессу  в речевом развитии (длится в  среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется  убыстрением темпа развития, в  результате дети к концу учебного  года преодолевают указанную  выше задержку темпов развития.

      Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

1 степень – легкая  адаптация (напряженная), когда у  ребенка нарушается аппетит (ест  выборочные блюда), легкое нарушение  сна, проявляются временные отрицательные  эмоции (плачет и успокаивается,  неохотно играет с детьми, с  игрушками не играет, хотя на  них и смотрит).

Срок удовлетворительный – от 10 дней до 2-х недель.

2 степень – адаптация  средней тяжести, когда происходят  вегетативные изменения в организме:  повышение температуры тела, сыпь  на коже. Ослабление стула. Эмоциональное  состояние нормализуется медленно, на протяжении 1-ого месяца. После  поступления в ДОУ ребенок,  как правило, болеет(обычно ОРЗ или ОРВИ, 7-10 дней без осложнений).

Срок адаптации средней  тяжести – 1 месяц.

3 степень – адаптация  нежелательная, самая тяжелая,  она переходит в паталогическую.

Очень длительная по срокам – от 1 до 6 месяцев.

       Задача педагогов – удержать вновь поступившего ребенка на 1-ой (легкой) степени адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

 

 

 

              4. Особенности поведения детей в период адаптации

    Характер поведения в период адаптации зависят от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, умеет беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми ему людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Также легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение соседки, отвозили на недельку погостить у бабушки или брали с собой в шумную компанию друзей, где малыша кто-нибудь кормил, укладывал вздремнуть на часок. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Здесь ребенок набирается житейского опыта, самостоятельно обходя родные пенаты. Он отлично ориентируется в обстановке и безошибочно знает, какую дверь лучше обойти стороной, а в какую можно стучать кулачком. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на поведение взрослого и по его реакциям понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Им нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек.

     Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком, отгородившись от всего света; их круг общения резко ограничен. Во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь детскую болезнь.

      В некоторых семьях папа до ночи на работе, а мама целыми днями один на один со своим малышом. В таких условиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза.

     Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то мере обслуживает себя, может заняться игрой. В поведении это свидетельствует о завершении адаптационного периода.

 

 

 

 

                                               Заключение

    В заключении хочется еще раз отметить, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации.

Информация о работе Особенности адаптации детского организма к условиям ДОУ