Основные и вспомогательные методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 461.61 Кб (Скачать)

Социометрический опрос  существенно отличается от других видов  социологического опроса по характеру  исходных данных, способам их представления, процедуре опроса и методам анализа  собранной информации.

В данном виде опроса результатом  измерения здесь является не характеристика респондента, а отношение между  респондентами. Метод социометрии  исследует межличностные отношения  в малых группах. Социометрия, по определению Морено, является одной  из трех составных частей социономии – науки о социальных законах и представляет собой науку об измерении межличностных отношений. В узком смысле под социометрическими методами понимаются методы исследования структуры межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию. Назначение социометрической процедуры может быть трояким:

  • измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;
  • выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»;
  • обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

С помощью этого способа  можно установить популярность –  непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального  поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень  социально-психологической совместимости  ее членов и т.п.

Помимо указанных методов существуют и другие методики изучения психических  явлений. Например, беседа — вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом является метод изучения документов, или анализ продуктов деятельности человека. Следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов. [1]

Анкета, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет. 
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

  • это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых;
    • это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа;
      • это анкеты - шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 

5. уверенно да;

4. больше да, чем нет;

3. не уверен, не знаю;

2. больше нет, чем да;

1. уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Биографический  метод предполагает психологический анализ жизненного пути, биографии человека. Это анализ представлений человека о собственном жизненном пути, о прошлом и будущем; психология жизненных планов; психологические стратегии поведения и жизни.

Близнецовый метод - метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека. Предложен Ф.Гальтоном в 1875 г. Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) - неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. [4]

    1. Связь методов психологии с другими науками

Психология связана, исторически  и актуально, со всеми основными  областями знания. В ней представлены как естественнонаучная, так и  гуманитарная ориентации, однако гуманитарный подход становится преобладающим, ибо  в центр психологии помещается личность, а это означает невозможность  строго объективного подхода - подхода  к человеку как к "явлению природы".

Выраженная ориентация психологии не только на познание, но и на практику позволяет утверждать, что в психологии существуют свои фундаментальные и  прикладные разделы.

Связь психологии с науками  естественными вполне очевидна - особенно с биологическими. Соответственно и методы, используемые в биологии, очень тесно связаны с методами исследования психологии. Для психологии научной характерно заимствование неких общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики.

Нужно заметить: если у наук фундаментальных психология заимствует в основном некие объяснительные принципы, то в отношении наук гуманитарных она не только берет, но и предлагает им свои способы понимания явлений; более того, существуют "психологические  школы" в рамках истории, социологии и языкознания.

Область явлений, изучаемых  психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности  — от элементарного различения отдельных  признаков объекта, воздействующего  на органы чувств, до борьбы мотивов  личности.

Как известно, прежние десятилетия  психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В  настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она  все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение  психологической науки в решение  практических задач существенно  изменяет и условия развития ее теории. [3]

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА.

1 Опросные  методы в педагогике

В педагогике используются три общеизвестные  разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование. Беседа — диалог исследователя с испытуемыми  по заранее разработанной программе. К общим правилам использования  беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение  мотивов исследования 5 соответствующих  интересам испытуемых, формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы "в лоб", вопросы со скрытым  смыслом; вопросы, проверяющие искренность  ответов и другие. Практикуются открытые и скрытые фонограммы исследовательской  беседы.

Наиболее  распространенной разновидностью очного опроса является интервью. Сфера применения интервью чрезвычайно обширна, начиная  статистики и медицины и заканчивая педагогикой и управлением. Но во всех этих сферах можно выделить две  функции интервью как исследовательского метода: получение информации о событиях, явлениях, фактах, процессах и воздействие  на респондента. В социологии и социальной психологии метод интервью служит для  получения информации об особенностях социальных процессов и явлений, при этом по частоте применения во всем мире этот метод занимает лидирующее положение. В чем же его достоинства?

Во-первых, при использовании метода интервью существует возможность получения  глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондентов.

Во-вторых, ситуация интервьюирования, по форме  близкая к обычному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности  ответов.

В-третьих, существует возможность вести наблюдения за психологическими реакциями респондента, ситуацией интервью и в случае необходимости проводить корректировку  соответственно возникающим переменам.

В-четвертых, общение интервьюера с респондентом, обладающее подчеркнуто личностным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение респондента  к опросу.

И, наконец, вербальный характер общения устраняет  проблему непоследовательного незапланированного восприятия вопросов.

Но  тут же можно отметить и минусы интервьюирования: этот метод требует  больших материальных и временных  затрат по сравнению с анкетированием.

Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе  заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении  с испытуемыми. Заочное анкетирование  организуется посредством корреспондентских  связей. Анкеты с инструкциями рассылаются  по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетирование реализуется  через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет  читателями редакция оперирует полученными  данными в соответствии с целями научного или практического замысла  опроса.

Известны  три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых  ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что  на каждый вопрос даются готовые для  выбора анкетируемым ответы. Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.

Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты, ее предварительное  испытание путем так называемого "пилотажа", т.е. пробного анкетирования  на нескольких испытуемых. После этого  дорабатываются формулировки вопросов, тиражируются анкеты в достаточном  количестве и выбирается тип анкетирования. Техника обработки анкет предопределяется как числом лиц, вовлеченных в  опрос, так и степенью сложности  и громоздкости содержания анкеты. Обработка "вручную" производится путем подсчетов типов ответов  по категориям запоминающего. Машинная обработка анкет возможна при индексированных и поддающихся формализации, статистической обработке ответов. [4]

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с
  2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:  В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  3. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и Педагогика для технических вузов. Серия «Высшее образование».- 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феликс», 2004. – 512
  4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

Информация о работе Основные и вспомогательные методы психологии