Организация внеурочной деятельности в условиях интеграции дополнительного и основного общего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:09, реферат

Краткое описание

Около двадцати лет прошло с тех пор, как в российском образовании появился новый социальный институт - дополнительное образование детей, выросший из системы внешкольного воспитания и внеурочной работы с учащимися. Активно реализуя идею вариативности образования, ориентации на личностное развитие и самоопределение ребенка, дополнительное образование за эти годы убедительно продемонстрировало свою самоценность и значимость в реформируемом обществе.

Файлы: 1 файл

интеграция допобразования.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

     Во-вторых, школьное дополнительное образование  оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее.

      Все эти аспекты сегодня нельзя игнорировать, если мы действительно хотим сделать  школу не только официальным заведением, транслирующим знания, но и сферой разностороннего личностного развития ребенка, местом его комфортного бытия.

    Ценность  дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся (А.К. Бруднов).

      Дополнительное  образование должно быть обеспечено профессионально подготовленными  кадрами. Педагогам важно знать  и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства, как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны. Педагоги основного и дополнительного образования обязаны знать особенности работы друг друга, понимать специфику, сложности и преимущества друг друга, чтобы пользоваться ими.

    В заключение хочется отметить, что для развития интеграции основного (общего) и дополнительного образования целесообразно:

  1. Проработать вопрос о формах интеграции программ основного (общего) и дополнительного образования:
  • разработать дополнительные образовательные программы, которые могут стать прямым продолжением базовых образовательных программ;
  • создать интегрированные программы, общие для системы базового и дополнительного образования;
  • разработать модули по основным учебным предметам, в которых углубление базовых знаний осуществляется на основе включения блоков из дополнительных образовательных программ.
  1. Разработать технологию использования в процессе преподавания отдельных приемов, форм, методов обучения, используемых в системе дополнительного образования и повышающих мотивацию обучающихся. Это могут быть: уроки-спектакли, уроки-конкурсы, познавательные предметные путешествия и игры, дидактические сказки, коллективные творческие дела; поисковые экспедиции и др.
  1. Разработать технологию использования учащимися знаний и умений, полученных на уроках, в их внеклассной и внешкольной работе: в учебно-исследовательской деятельности, культурно-досуговых программах, массовых мероприятиях для младших детей и сверстников, социально-значимых акциях.
  2. Разработать систему повышения профессионального мастерства учителя, направленную на использование преемственности, учебной и методической общности с педагогами дополнительного образования детей на различных этапах его деятельности.

    Предлагаемые  действия являются лишь началом на пути создания целостной системы дополнительного образования в школе. Дальнейшее будет зависеть от желания, настойчивости и творческого настроя всех тех, кто действительно хочет сделать современную школу пространством перспективного развития личности.

Информация о работе Организация внеурочной деятельности в условиях интеграции дополнительного и основного общего образования