Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:18, реферат
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
1. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
2. Основные понятия и определения
3. О мотивации самостоятельной работы студентов
4. Организация и формы самостоятельной работы.
5. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.
Большинство студентов положительно относятся к такой системе отслеживания результатов их подготовки, отмечая, что рейтинговая система обучения способствует равномерному распределению их сил в течение семестра, улучшает усвоение учебной информации, обеспечивает систематическую работу без «авралов» во время сессии. Большое количество разнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки, и разные шкалы их оценивания позволяют студенту следить за своими успехами, и при желании у него всегда имеется возможность улучшить свой рейтинг (за счет выполнения дополнительных видов самостоятельной работы), не дожидаясь экзамена. Анализируя итоги опыта введения рейтинговой системы в некоторых вузах нашей страны, можно отметить, что организация процесса обучения в рамках рейтинговой системы обучения с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяет получить более высокие результаты в обучении студентов по сравнению с традиционной вузовской системой обучения.
Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.
Весьма полезным, на наш взгляд, может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.
Тестирование
помогает преподавателю выявить
структуру знаний студентов и
на этой основе переоценить методические
подходы к обучению по дисциплине,
индивидуализировать процесс обучения.
Весьма эффективно использование тестов
непосредственно в процессе обучения,
при самостоятельной работе студентов.
В этом случае студент сам проверяет свои
знания. Не ответив сразу на тестовое задание,
студент получает подсказку, разъясняющую
логику задания и выполняет его второй
раз.
Следует отметить и все шире проникающие
в учебный процесс автоматизированные
обучающие и обучающе-контролирующие
системы, которые позволяют студенту самостоятельно
изучать ту или иную дисциплину и одновременно
контролировать уровень усвоения материала.
В заключение отметим, что конкретные
пути и формы организации самостоятельной
работы студентов с учетом курса обучения,
уровня подготовки обучающихся и других
факторов определяются в процессе творческой
деятельности преподавателя, поэтому
данные рекомендации не претендуют на
универсальность. Их цель - помочь преподавателю
сформировать свою творческую систему
организации самостоятельной работы.
Библиография
Информация о работе Организация самостоятельной работы студентов