Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:02, реферат
Актуальность педагогического обеспечения самостоятельной работы студентов вуза подтверждается тем, что в современном обществе возрастают
требования к участникам системы социальных взаимоотношений, как никогда ранее, возрастает роль профессиональной готовности специалистов.
- принцип обратной связи, позволяющий участникам самостоятельной рабо-ты своевременно обсуждать и корректировать проблемные вопросы по данной дисциплине или курсу;
- принцип
внешнего контроля и
-принцип научности, позволяющий участникам самостоятельной работырешать поставленные задачи на современном уровне научных знаний;
-принцип наглядности, предусматривающий представлять информацию вдоступном виде;
- принцип
связи теории с практикой,
- принцип
доступности и посильности
- принцип учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального плани-рования самостоятельной работы;
- принцип
прочности усвоения знаний.
5. Организация и формы самостоятельной работы
Главное
в стратегической линии организации
самостоятельной работы студентов
в вузе заключается не в оптимизации
ее отдельных видов, а в создании условий
высокой активности, самостоятельности
и ответственности студентов в аудитории
и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.
Простейший путь - уменьшение числа аудиторных
занятий в пользу самостоятельной работы
- не решает проблемы повышения или даже
сохранения на прежнем уровне качества
образования, ибо снижение объемов аудиторной
работы совсем не обязательно сопровождается
реальным увеличением самостоятельной
работы, которая может быть реализована
в пассивном варианте.
В стандартах
высшего профессионального
В общем
случае возможны два основных направления
построения учебного процесса на основе
самостоятельной работы студентов.
Первый - это увеличение роли самостоятельной
работы в процессе аудиторных занятий.
Реализация этого пути требует от преподавателей
разработки методик и форм организации
аудиторных занятий, способных обеспечить
высокий уровень самостоятельности студентов
и улучшение качества подготовки.
Второй - повышение активности студентов
по всем направлениям самостоятельной
работы во внеаудиторное время. Повышение
активности студентов при работе во внеаудиторное
время связано с рядом трудностей. В первую
очередь это неготовность к нему как большинства
студентов, так и преподавателей, причем
и в профессиональном и в психологическом
аспектах. Кроме того, существующее информационное
обеспечение учебного процесса недостаточно
для эффективной организации самостоятельной
работы.
Основная задача организации самостоятельной
работы студентов (СРС) заключается в создании
психолого-дидактических условий развития
интеллектуальной инициативы и мышления
на занятиях любой формы. Основным принципом
организации СРС должен стать перевод
всех студентов на индивидуальную работу
с переходом от формального выполнения
определенных заданий при пассивной роли
студента к познавательной активности
с формированием собственного мнения
при решении поставленных проблемных
вопросов и задач. Цель СРС - научить студента
осмысленно и самостоятельно работать
сначала с учебным материалом, затем с
научной информацией, заложить основы
самоорганизации и самовоспитания с тем,
чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно
повышать свою квалификацию.
Решающая роль в организации СРС принадлежит
преподавателю, который должен работать
не со студентом “вообще”, а с конкретной
личностью, с ее сильными и слабыми сторонами,
индивидуальными способностями и наклонностями.
Задача преподавателя - увидеть и развить
лучшие качества студента как будущего
специалиста высокой квалификации.
При изучении каждой дисциплины организация
СРС должна представлять единство трех
взаимосвязанных форм:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа;
2. Аудиторная
самостоятельная работа, которая
осуществляется под
3. Творческая,
в том числе научно-
Виды
внеаудиторной СРС
подготовка к участию в научно-теоретических
конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
Чтобы
развить положительное
Аудиторная самостоятельная работа может
реализовываться при проведении практических
занятий, семинаров, выполнении лабораторного
практикума и во время чтения лекций.
При чтении
лекционного курса
На практических и семинарских занятиях
различные виды СРС позволяют сделать
процесс обучения более интересным и поднять
активность значительной части студентов
в группе.
На практических занятиях по естественно-научным и техническим дисциплинам нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:
1. Вводное
слово преподавателя (цели
2. Беглый опрос.
3. Решение 1-2 типовых задач у доски.
4. Самостоятельное решение задач.
5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).
Для проведения
занятий необходимо иметь большой
банк заданий и задач для
1. Давать
определенное количество задач
для самостоятельного решения,
равных по трудности, а оценку
ставить за количество
2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.
По результатам
самостоятельного решения задач
следует выставлять по каждому занятию
оценку. Оценка предварительной подготовки
студента к практическому занятию
может быть сделана путем экспресс-
По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.
Из различных
форм СРС для практических занятий
на старших курсах наилучшим образом
подходят “деловые игры”. Тематика игры
может быть связана с конкретными
производственными проблемами или
носить прикладной характер, включать
задачи ситуационного моделирования по
актуальным проблемам и т.д. Цель деловой
игры - в имитационных условиях дать студенту
возможность разрабатывать и принимать
решения.
При проведении семинаров и практических
занятий студенты могут выполнять СРС
как индивидуально, так и малыми группами
(творческими бригадами), каждая из которых
разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный
проект (решение проблемной задачи) затем
рецензируется другой бригадой по круговой
системе. Публичное обсуждение и защита
своего варианта повышают роль СРС и усиливают
стремление к ее качественному выполнению.
Данная система организации практических
занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские
элементы, упрощать или усложнять задания.
Активность
работы студентов на обычных практических
занятиях может быть усилена введением
новой формы СРС, сущность которой состоит
в том, что на каждую задачу студент получает
свое индивидуальное задание (вариант),
при этом условие задачи для всех студентов
одинаковое, а исходные данные различны.
Перед началом выполнения задачи преподаватель
дает лишь общие методические указания
(общий порядок решения, точность и единицы
измерения определенных величин, имеющиеся
справочные материалы и т.п. ). Выполнение
СРС на занятиях с проверкой результатов
преподавателем приучает студентов грамотно
и правильно выполнять технические расчеты,
пользоваться вычислительными средствами
и справочными данными. Изучаемый материал
усваивается более глубоко, у студентов
меняется отношение к лекциям, так как
без понимания теории предмета, без хорошего
конспекта трудно рассчитывать на успех
в решении задачи. Это улучшает посещаемость
как практических, так и лекционных занятий.
Другая форма СРС на практических занятиях
может заключаться в самостоятельном
изучении принципиальных схем, макетов,
программ и т.п., которые преподаватель
раздает студентам вместе с контрольными
вопросами, на которые студент должен
ответить в течение занятия.
Выполнение лабораторного практикума,
как и другие виды учебной деятельности,
содержит много возможностей применения
активных методов обучения и организации
СРС на основе индивидуального подхода.
При проведении лабораторного практикума
необходимо создать условия для максимально
самостоятельного выполнения лабораторных
работ. Поэтому при выполнении работы
необходимо:
1. Провести
экспресс-опрос (устно или в
тестовой форме) по
2. Проверить
планы выполнения лабораторных
работ, подготовленный
3. Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные (оценка).
4.Проверить и выставить оценку за отчет.
Любая лабораторная работа должна включать
глубокую самостоятельную проработку
теоретического материала, изучение методик
проведения и планирование эксперимента,
освоение измерительных средств, обработку
и интерпретацию экспериментальных данных.
При этом часть работ может не носить обязательный
характер, а выполняться в рамках самостоятельной
работы по курсу. В ряд работ целесообразно
включить разделы с дополнительными элементами
научных исследований, которые потребуют
углубленной самостоятельной проработки
теоретического материала.
Заключение
Итак, в
своей работе я рассмотрела основные
понятия, принципы и формы организации
самостоятельной работы студентов
вуза. В заключении хочу отметить, что
конкретные пути и формы организации самостоятельной
работы студентов с учетом курса обучения,
уровня подготовки обучающихся и других
факторов определяются в процессе творческой
деятельности преподавателя, поэтому
данные рекомендации не претендуют на
универсальность. Их цель - помочь преподавателю
сформировать свою творческую систему
организации самостоятельной работы.
Список
использованной литературы:
1.Жукова Е.Д. Технология организации и реализации самостоятельной работы студентов : рабочая тетр. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2004. – 32 с.
2. Лежнева Н.В. Самостоятельная работа студентов на начальной стадии их обучения в вузе / Н.В. Лежнева, С.А. Караваева // Личностно ориентированное профессиональное образование. – Екатеринбург, 2001. Ч. 2.
3. Кертман Л.Е. Методические вопросы руководства самостоятельной работой студентов / Л.Е.Кертман, Н.Н. Павлов // Вопр. педагогики высш. шк. – Пермь, 1973
4.
Информация о работе Организация самостоятельной работы студентов вуза