Организация предметно развивающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:44, творческая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего последующего его развития.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения давно вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную.

Файлы: 1 файл

Организация предметно - развивающей среды в формировании здорового.pptx

— 3.00 Мб (Скачать)

Организация предметно -  развивающей среды  в формировании здорового образа жизни дошкольников

Актуальность

 

 Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием  основных функциональных систем, которые  способствуют созданию устойчивого  уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего  последующего его развития.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения давно вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную.

 

Цель  проекта: 
 
 Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей формированию здорового образа жизни дошкольника

 

 

Задачи :

 

    • разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ
    • организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
    • создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
    • создать комфортные условия пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
    • содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
    • приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

 

Роль  среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций:  

 

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей  среды необходимо:

* избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

*создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);

*исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

 

 

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

 

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Принципы  проектирования среды (по В. А. Петровскому)

 

    • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии –ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
    • Принцип активности, самостоятельности, творчества– возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
    • Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
    • Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

 

Принципы  проектирования среды (по В. А. Петровскому) (продолжение)

 

    • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
    • Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
    • Принцип открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
    • Принцип половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

 

При создании предметно-развивающей среды для  формирования здорового образа жизни  можно придерживаться следующих  направлений: 

 

               Привитие стойких культурно-гигиенических навыков:   в комнатах для умывания размещены алгоритмы умывания, красивые кармашки для хранения расчесок.

              Развитие представлений о строении своего тела: в специально оборудованных уголках находится: иллюстративный материал, дидактические игры, художественная литература, энциклопедии,  плакаты. Обучение навыкам безопасного поведения:  иллюстративный материал, дидактические игры.

           Формирование представлений о том, что вредно, что полезно для организма: иллюстративный материал по данной теме, дидактические игры, альбомы с рисунками и фотографиями любимых и полезных продуктов питания.

           Формирование привычки в ежедневных физических упражнениях: передвижные уголки с мелким физкультурным оборудованием и атрибутами (в зависимости от возрастной группы), как для проведения физической культуры, игр, но и закаливаний.

 

В первую очередь  детям нужна наглядность, которая  предлагается им через организацию валеологического уголка, где в различной форме представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др.  Через плакаты и рисунки дети имеют возможность знакомиться с телом человека. В уголке здоровья имеются книги, энциклопедии, альбомы иллюстраций, схемы. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.

 Наряду с традиционными  рисунками и плакатами, в ходе  занятий могут применятся информационно-коммуникационные технологии (показ презентаций на такие темы как: «Тело человека», «Чем мы дышим», Чем мы слышим» и др.)

 

В центре сюжетно - ролевой игры должны быть представлены все виды и атрибуты для  игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

В “Уголке здоровья”  могут находятся: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки, бумага, схемы для выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.

Особое внимание должно уделяться дидактическим  играм («Валеология»,«Структура человеческого тела»,«Спорт – это здоровье»,  «Чистим зубы правильно», «Малыши - крепыши», « Аскорбинка и ее друзья», «Команда чемпионов» и т.д.)                                                                                                                                                  Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.

Овладение детьми валеологическими знаниями и умениями происходит через различные виды деятельности: беседы, дидактические игры, труд, наблюдение, чтение книг, дыхательные и двигательные упражнения, психогимнастические этюды, сюжетно-ролевые игры.

Для обобщения знаний могут проводиться КВН, викторины, конкурсы рисунков, валеологические праздники и развлечения с включением детей других групп и родителей.

 

 

 

 

Работа с родителями является важным звеном  в формировании у дошкольников привычек к здоровому  образу жизни

Родителям можно предложить картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, литературу, брошюры, консультации. Соответственно, для родителей оформляется  в “Уголке здоровья” рекомендации, советы, валеологическая газета для родителей «Будь здоров, малыш». Тематика газет разнообразна(Семь родительских заблуждений о морозной погоде, Если у ребенка ОРВИ, Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка, Витаминотерапия в оздоровлении детей.)                                                                             

Постоянно должны обновляться  папки-передвижки, ширмы на темы оздоровления детей.

 

Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.


Информация о работе Организация предметно развивающей среды