Организация коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:11, реферат

Краткое описание

В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом. Диагноз «глухота» ставится при потере слуха до 75–80 Децибелл. Устанавливается три степени тугоухости в зависимости от среднего арифметического потери слуха в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000).

Файлы: 1 файл

Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.docx

— 31.71 Кб (Скачать)

– при полной интеграции ребенок с нарушенным слухом воспитывается в массовом дошкольном учреждении, не получая повседневной помощи специалиста непосредственно в детском саду;

– смешанные дошкольные группы, где вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (это уже не 1–2 неслышащих ребенка, а группа из 4–5 детей). В смешанной группе работают не только два воспитателя, но и учитель-дефектолог.

Организация коррекционного обучения и воспитания в специальных школах для детей  с нарушениями слуха

Неслышащие (глухие) дети могут  обучаться в специальных (коррекционных) школах I вида, которая осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных  программ трех ступеней общего образования:

1 ступень – начальное  общее образование (нормативный  срок освоения 5–6 лет, в зависимости  от учебных предметов, или 6–7  лет, с учетом подготовительного  класса);

2 ступень – основное  общее образование (нормативный  срок освоения 5–6 лет)

3 ступень – среднее  (полное) общее образование (нормативный  срок освоения 2 года).

В первый класс, как правило, принимаются дети с 7 лет. Для детей, не прошедших дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс.

Наполняемость классов 6 человек.

В составе школ 1 вида организуются классы для глухих детей с комплексными нарушениями (умственной отсталостью, ЗПР), работа в которых организуется по специальным учебным планам и  программам. Наполняемость таких  классов 5 человек.

В современной  сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих:

• на основе билингвистического подхода;

• на основе словесной речи.

Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.

Билингвистический подход основан на том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются: словесная речь и жестовая речь, что стало основополагающим принципом билингвистического подхода.

Жестовая  речь – способ межличностного общения, лишенных слуха людей, посредствомсистемы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы – жеста, а также его функциональным назначением. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:

• устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися;

• созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;

• эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса;

• увеличению объема учебной информации, ускорению ее передачи;

• коррекция процесса восприятия учащимися;

• усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.

Билингвистическая система  обучения глухих функционирует в  странах Скандинавии, в Великобритании, Швейцарии, Канаде, США и др.

В России билингвистическая  школа создана профессором Г.Л. Зайцевой.

Коммуникационная  система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 1950-х гг. XX в. отечественными учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова. Ее основные принципы:

• потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованиемразличных видов педагогически организованной деятельности;

• в целях активизации речевого общения эффективна дактилъная речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки) в сочетании с устной и письменной речью.

Л.П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого использование предложения как материала для системного овладения языком.

В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит  речевые достижения глухого ребенка  с нормой в целях языковой компенсации  и программирования.

Деятельностный принцип  отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная  речь и освоение языка становятся потребностью.

При работе с глухими  учащимися по системе их обучения на основе словесной речипроисходит практическое овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей.

Предметно-практическая деятельность учащихся рассматривается как база для формирования у них понятий; развития речи как средства коммуникации; воспитания у детей активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность.

Развитие технических  возможностей слухопротезирования значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.

С конца 1950-х гг. в западноевропейских странах и в США стала постепенно развиваться система ранней диагностики  и ранней педагогической помощи, которая  включала и раннее слухопротезирование  детей.

В Хорватии разработана верботональная методика обучения неслышащих для развития их слухового восприятия и речи (оригинальная педагогическая технология с применением сурдотехнических достижений).

Проблемы раннего слухоречевого  развития активно разрабатывали  в НИИ дефектологии Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичева Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Pay, А.Д. Салахова, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская  и др.

Коррекционные учреждения II вида создаются для обучения и  воспитания слабослышащих детей (имеющих  частичную потерю слуха и различную  степень недоразвития речи) и позднооглохших детей.

Цензовый уровень общеобразовательной  подготовки выпускников специальной  школы II вида отвечает нормативным  требованиям государственного общеобразовательного стандарта.

Для обеспечения дифференцированного  подхода в обучении слабослышащих  и позднооглохших детей создаются  два отделения:

1 отделение – для воспитанников  с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха,  наполняемость классов – 10 человек;

2-е отделение – для  воспитанников с глубоким недоразвитием  речи, наполняемость классов –  8 человек.

Образовательный процесс  осуществляется также в соответствии с уровнями общеобразовательных  программ трех ступеней общего образования: начального, основного и среднего (полного) общего образования.

В первый класс 1-го и 2-го отделений  зачисляются дети с 7 лет, во 2 отделении  может быть организован подготовительный класс.

Педагогический процесс, основа которого – коррекционно-развивающий  принцип обучения, имеет особую содержательную и методическую направленность.

Своеобразие содержания специального образования детей  с частичным нарушением слуха обусловлено педагогически адаптированной к особым образовательным потребностям данной категории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Образование слабослышащих  детей строится на полисенсорной основе, которая обеспечивается системой специальных занятий, в процессе которых происходит:

• формирование навыков чтения с губ;

• овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетической базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений);

• использование и развитие остаточного слуха.

Отечественная система  сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия,разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, СЛ. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. Согласно этим теориям, ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка – значит обучать его перцептивным действиям, с помощью которых ребенок исследует предмет и воспринимает в нем новые качества и свойства.

Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования у ребенка с  нарушенным слухом операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных операций.

Обучение языку построено таким образом, чтобы преодолеть имеющиеся отклонения, вызванные дефектам слуха. Первостепенными являются задачи:

• накопление словаря;

• уточнение звукового состава речи;

• усвоение грамматической системы языка;

• овладение разными видами и формами речевой деятельности.

Письмо и чтение – основные средства овладения языком в процессе специального обучения слабослышащих.

Важная роль в этом процессе отводится средствам наглядности, применение которых должно решать прежде всего задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.

Развитию представлений  и понятий (от конкретных до абстрактных  и переносных) способствуют такие  наглядно-образные средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима  и др.

Даже незначительная степень  понижения слуха может служить  препятствием к усвоению чтения и  письма в обычных условиях обучения. Слабослышащему ребенку, обучающемуся в массовой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения:

• в процессе усвоения чтения и письма;

• при написании диктанта и выполнении самостоятельных письменных работ;

• в понимании объяснений учителя;

• при чтении учебного и художественного текста (из-за его недостаточного понимания).

У слабослышащих детей  наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:

• смешение сходных по звучанию и месту образования звуков;

• отсутствие смягчений;

• пропуски согласных при сложных стечениях;

• пропуски безударных частей слова.

Профессиональное  образованиеи социальная адаптация  лиц с нарушенным слухом

Юноши и девушки с нарушенным слухом приобретают различные специальности:

• на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих;

• в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах;

• непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных.

Преобладающими профессиями  для лиц с нарушениями слуха  остаются инженерно-технические.

Острой, во многом нерешенной, является сегодня проблема трудоустройства  глухих и слабослышащих, особенно в  регионах.

В развитых странах данная категория лиц имеет социальные гарантии качественного профессионального  образования и трудоустройства.

В решении проблем социальной адаптации лиц с нарушенным слухом должны оказывать помощь социальные и социально-педагогические службы.


Информация о работе Организация коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением слуха