Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:34, курсовая работа
Цель нашего исследования: Изучить общение в процессе обучения
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Общение и обучение…………………………………………………….4
1.1. Обучение, его признаки……………………………………………………4
1.2. Понятие ''общение''. Три стороны общения………………………………8
1.3. Роль общения в процессе обучения……………………………………...15
Глава 2. Обучение - особый случай общения……………………………….....19
2.1.Общение учителя с учащимися или основы педагогического общения…19
2.2.Общение в обучении………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Общение должно вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально - психологической оптимизации образовательно-воспитательного процесса».13
Много мудрых советов относительно общения дал В.А Сухомлинский. Подчеркивая, что воспитание словом - самое слабое и наиболее уязвимое место современной школы. В.А. Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «Каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным.14
Еще раз хочется подчеркнуть, что очень важно поддерживать стремление ребенка в общении с нами педагогами, соблюдать принципы равенства в сотрудничестве с детьми, стремиться проявлять интерес к ребенку в процессе общения.
ГЛАВА 2 ОБУЧЕНИЕ – ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ ОБЩЕНИЯ
2.1. ОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ С
УЧАЩИМИСЯ ИЛИ ОСНОВЫ
Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения. В основе педагогического общения лежат такие умения, как умение оценить ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т.д. Все это является составной частью профессионального мастерства и обеспечивает успех педагогической деятельности.15
Профессиональное общение - это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат16.
Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах:
В профессиональном общении педагога различают три стиля:
Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается демократический стиль, при котором повышается творческая активность, инициативность членов коллектива и их ответственность за принятые решения.
Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них важнейшими являются:
2.2.ОБЩЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ
В настоящий момент говорят об интерактивном обучении - обучении, погруженном в процесс общения. Как мы уже упоминали ранее, чтобы процесс обучения был эффективным в нем должны присутствовать все три стороны общения:
На деле же образовательная ситуация сильно деформирована: школьник ориентирован только на получение, сохранение и выдачу информации. Технология традиционного обучения практически не формирует навыков совместной деятельности (взаимодействия). Учебная деятельность построена на связи '' Учитель - Ученик '': это касается и индивидуальной и фронтальной работы. К тому же и содержание изучаемого материала, особенно физики, математики и др. точных наук, не способствует развитию эмоциональной сферы, не содержит основы для сопереживания.17
Можем ли мы изменить эту ситуацию? Да! Интерактивное обучение в настоящее время может осуществляться по двум направлениям:
б) максимальное использование учебных ситуаций, создании ''поля общения'' для учащихся.
Первый вариант обычно ложится на плечи одного учителя и как показывает практика не приносит ощутимых результатов в общем культурном фоне школы. Второй путь предполагает ежедневную работу всего педагогического коллектива, включая и членов школьной администрации. Но эта работа приносит гораздо больше результатов, т.к. у учащихся вырабатывается активная позиция по отношению к обучению.
Какие же методы и приемы организации учебного диалога используются в интерактивном обучении.
Приемы интерактивного обучения можно подразделить на вербальные и невербальные.
К невербальным относят:
Среди вербальных приемов интерактивного обучения выделяют:
Все это необходимо учитывать. Обычно учитель в классе вынужден стоять, таким образом, возвышаясь над учащимися, которые воспринимают эту ситуацию по-разному: одни - спокойно, другие - как угрожающую. Часто можно увидеть как ученик, к которому учитель наклонился помочь, замыкается, отмалчивается, в итоге взаимодействие не состоялось. А могло бы быть иначе, если бы учитель начал общение с учащимся, зрительно находясь с ним на одном уровне (присел к нему за парту)18.
Далее, классная аудитория достаточно большая, поэтому учитель повышает голос, чтобы его услышали все ученики. Но если у ребенка ведущим является аудиальный канал восприятия, то содержание материала он понимает значительно хуже. Психологи отмечают, что низкая тональность, спокойные интонации оказываются более действенными, в то время как напряженный, резкий голос вызывает отчуждение. На неприятную жизненную ситуацию можно повлиять: в той или иной мере уйти от конфликта, ответить насмешкой и т.д. Но для школьника ситуация обучения является обязательной: он вынужден вступать в совместную деятельность (с педагогом, другими учащимися) вне зависимости от того, нравится ему это или нет. К тому же, если учитель не удовлетворен результатами учебного взаимодействия, он может высказать свое мнение (отметка, оценка, устное порицание и т.д.). Учащийся же в силу детерминированности ситуации оказывается только в ''страдательной'' роли. Вот поэтому успех учебного взаимодействия зависит именно от педагога, от его умения создать условия для интерактивного процесса получения и освоения знаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействия сопровождают человека всю жизнь. Но одни взаимодействия происходят словно бы сами собой, без осмысления и участия человека, а другие как бы лежат на поверхности, и поэтому осознаются личностью. Но даже при осознании тех сложных взаимосвязей, что происходят вокруг, одни взаимодействия для человека являются управляемыми, т.е. такими, в которых он может стать полноправным и активным участником, а другие - неуправляемыми, в которых изначально ему как объекту отведена пассивная роль зрителя. Но и активную позицию в человеческих взаимодействиях нельзя безоговорочно назвать только благом. Как реализуется эта активность - за счет внутренних резервов человека или за счет подавления окружающих людей? Есть ситуации, когда пассивная роль приносит больше пользы, чем активность, переходящая в агрессию.
На сегодняшний день общепризнанно, что педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм образовательного процесса. Известный психолог А.Г. Асмолов назвал этот этап «не пройдённым путем: от культуры полезности - к культуре достоинства»19. Следовательно, человек культурный - это личность не только образованная, но и достойная уважения со стороны окружающих и самоуважение. Поэтому проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой - одна из важнейших задач современности.
Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем скорее происходит осознание личностью своих возможностей, роли, посильной помощи в ситуациях взаимодействия. Поэтому человека практически с рождения можно и нужно ориентировать на осознание и установление гуманных взаимодействий с окружающим миром и людьми. С этой точки зрения значение интерактивного обучения трудно переоценить.
Таким образом, в процессе обучения возводится здание, фундаментом которого является знания, умение, навыки, другие из выделенных компонентов основываются на них, а венчает все развитие и воспитание личности.
Образование – часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передает знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определенные культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 200 с.
2 Баранов С.П., Болотина Л.Р. и др. Педагогика, М.: Просв., 2009. – 234 с.
3 Бодалев А.А. Личность и общение, М.: Педагогика, 2010.- 367 с.