Обучение и общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: Изучить общение в процессе обучения

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Общение и обучение…………………………………………………….4
1.1. Обучение, его признаки……………………………………………………4
1.2. Понятие ''общение''. Три стороны общения………………………………8
1.3. Роль общения в процессе обучения……………………………………...15

Глава 2. Обучение - особый случай общения……………………………….....19
2.1.Общение учителя с учащимися или основы педагогического общения…19
2.2.Общение в обучении………………………………………………………...21

Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

АРТЁМ 3.docx

— 58.82 Кб (Скачать)

      Общение должно вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально - психологической оптимизации образовательно-воспитательного процесса».13

      Много мудрых советов относительно  общения дал В.А Сухомлинский. Подчеркивая, что воспитание словом - самое слабое и наиболее уязвимое место современной школы. В.А. Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «Каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным.14

      Еще раз хочется подчеркнуть, что очень важно поддерживать стремление ребенка в общении с нами педагогами, соблюдать принципы равенства в сотрудничестве с детьми, стремиться проявлять интерес к ребенку в процессе общения.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОБУЧЕНИЕ – ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ ОБЩЕНИЯ

2.1. ОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ С  УЧАЩИМИСЯ ИЛИ ОСНОВЫ ПЕДОГАГИЧЕСКОГО  ОБЩЕНИЯ

 

      Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения. В основе педагогического общения лежат такие умения, как умение оценить ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т.д. Все это является составной частью профессионального мастерства и обеспечивает успех педагогической деятельности.15

      Профессиональное общение - это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат16.

      Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах:

  • как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию своих отношений с учащимися;
  • как управление общением детей в школьном коллективе.

     В профессиональном общении педагога различают три стиля:

  • демократический - члены коллектива участвуют в обсуждении задач стоящих перед коллективом, решения принимаются совместно;
  • авторитарный - в отношениях руководителя с подчиненными преобладает строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли исполнителей, не участвующих в принятии решений;
  • либеральный - руководитель ограничивается убеждением, уговариванием, при этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Каждый в работе предоставлен сам себе.

      Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается демократический стиль, при котором повышается творческая активность, инициативность членов коллектива и их ответственность за принятые решения.

      Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них важнейшими являются:

  • индивидуальный стиль общения педагога;
  • установка преподавателя на отдельных учеников;
  • учет личностных особенностей учащихся;
  • уровень развития коллектива;
  • наличие умений профессионального общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.ОБЩЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ

 

      В настоящий момент говорят об интерактивном обучении - обучении, погруженном в процесс общения. Как мы уже упоминали ранее, чтобы процесс обучения был эффективным в нем должны присутствовать все три стороны общения:

  • информативная (передача и сохранение информации)
  • интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности)
  • перцептивная (восприятие и понимание человека человеком).

      На деле же образовательная ситуация сильно деформирована: школьник ориентирован только на получение, сохранение и выдачу информации. Технология традиционного обучения практически не формирует навыков совместной деятельности (взаимодействия). Учебная деятельность построена на связи '' Учитель - Ученик '': это касается и индивидуальной и фронтальной работы. К тому же и содержание изучаемого материала, особенно физики, математики и др. точных наук, не способствует развитию эмоциональной сферы, не содержит основы для сопереживания.17

      Можем ли мы изменить эту ситуацию? Да! Интерактивное обучение в настоящее время может осуществляться по двум направлениям:

  1. введение специальных учебных курсов ''Культура общения'', ''Риторика'', ''Мы живем среди людей'' и т.д.

б) максимальное использование учебных ситуаций, создании ''поля общения'' для учащихся.

      Первый вариант обычно ложится на плечи одного учителя и как показывает практика не приносит ощутимых результатов в общем культурном фоне школы. Второй путь предполагает ежедневную работу всего педагогического коллектива, включая и членов школьной администрации. Но эта работа приносит гораздо больше результатов, т.к. у учащихся вырабатывается активная позиция по отношению к обучению.

      Какие же методы и приемы организации учебного диалога используются в интерактивном обучении.

     Приемы интерактивного  обучения можно подразделить на вербальные и невербальные.

      К невербальным относят:

  • Визуальные: выражение лица (заинтересованное, равнодушное и т.д.), позы и движения (располагающие к общению, угрожающие и пр.), контакт глаз (взгляд на собеседника, избегание прямого взгляда и т.п.);
  • Акустические: интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы;
  • Тактильные: расстояние (далекое - близкое, т.е. способствующее или препятствующее контакту), прикосновения (одобряющие-агрессивные) и пр.

      Среди вербальных приемов интерактивного обучения выделяют:

  • Умение задавать вопросы с ''открытым концом'' (т.е. такие, которые заранее ориентированы не на единый - ''правильный'' - ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме);
  • Определение учителем собственной позиции не как определяющей во взаимодействии, но как нейтральной, что дает возможность учащимся во время занятия высказывать и ''правильные'' и ''неправильные'' точки зрения без боязни, что их одернут, остановят и т.д.;
  • Готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающих пониманию, что, как и почему происходило на занятии; где взаимодействие ''зависало'', с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т.д.;
  • Ведение заметок, способствующих отслеживанию течения занятия, его кульминации, результативности.

      Все это необходимо учитывать. Обычно учитель в классе вынужден стоять, таким образом, возвышаясь над учащимися, которые воспринимают эту ситуацию по-разному: одни - спокойно, другие - как угрожающую. Часто можно увидеть как ученик, к которому учитель наклонился помочь, замыкается, отмалчивается, в итоге взаимодействие не состоялось. А могло бы быть иначе, если бы учитель начал общение с учащимся, зрительно находясь с ним на одном уровне (присел к нему за парту)18.

      Далее, классная аудитория достаточно большая, поэтому учитель повышает голос, чтобы его услышали все ученики. Но если у ребенка ведущим является аудиальный канал восприятия, то содержание материала он понимает значительно хуже. Психологи отмечают, что низкая тональность, спокойные интонации оказываются более действенными, в то время как напряженный, резкий голос вызывает отчуждение. На неприятную жизненную ситуацию можно повлиять: в той или иной мере уйти от конфликта, ответить насмешкой и т.д. Но для школьника ситуация обучения является обязательной: он вынужден вступать в совместную деятельность (с педагогом, другими учащимися) вне зависимости от того, нравится ему это или нет. К тому же, если учитель не удовлетворен результатами учебного взаимодействия, он может высказать свое мнение (отметка, оценка, устное порицание и т.д.). Учащийся же в силу детерминированности ситуации оказывается только в ''страдательной'' роли. Вот поэтому успех учебного взаимодействия зависит именно от педагога, от его умения создать условия для интерактивного процесса получения и освоения знаний.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Взаимодействия сопровождают человека всю жизнь. Но одни взаимодействия происходят словно бы сами собой, без осмысления и участия человека, а другие как бы лежат на поверхности, и поэтому осознаются личностью. Но даже при осознании тех сложных взаимосвязей, что происходят вокруг, одни взаимодействия для человека являются управляемыми, т.е. такими, в которых он может стать полноправным и активным участником, а другие - неуправляемыми, в которых изначально ему как объекту отведена пассивная роль зрителя. Но и активную позицию в человеческих взаимодействиях нельзя безоговорочно назвать только благом. Как реализуется эта активность - за счет внутренних резервов человека или за счет подавления окружающих людей? Есть ситуации, когда пассивная роль приносит больше пользы, чем активность, переходящая в агрессию.

      На сегодняшний день общепризнанно, что педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм образовательного процесса. Известный психолог А.Г. Асмолов назвал этот этап «не пройдённым путем: от культуры полезности - к культуре достоинства»19. Следовательно, человек культурный - это личность не только образованная, но и достойная уважения со стороны окружающих и самоуважение. Поэтому проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой - одна из важнейших задач современности.

      Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем скорее происходит осознание личностью своих возможностей, роли, посильной помощи в ситуациях взаимодействия. Поэтому человека практически с рождения можно и нужно ориентировать на осознание и установление гуманных взаимодействий с окружающим миром и людьми. С этой точки зрения значение интерактивного обучения трудно переоценить.

      Таким образом, в процессе обучения возводится здание, фундаментом которого является знания, умение, навыки, другие из выделенных компонентов основываются на них, а венчает все развитие и воспитание личности.

      Образование – часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передает знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определенные культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2010
  2. Баранов С.П., Болотина Л.Р. и др. Педагогика, М.: Просв., 2009 г.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение, М.: Педагогика, 2010 г.
  4. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо, М.: Просв., 2009 г.
  5. Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М.: Просв., 2010
  6. Гутников Л.Б. Об искусстве скрипичной игры. Л., 2005, с.42
  7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, М.: Просвещение, 2009 г.
  8. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины, М: Генезис, 2011 г.
  9. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками, М: Генезис, 2010
  10. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение, М.: «КСП», 2000 г.
  11. Леонтьев А.А.   Психология общения. 1974.
  12. Ломов Б.Ф., «Психологическая наука и общественная практика» 1973.
  13. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  14. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека, М.: МГУ, 2009 г.
  15. Подласый И.П. Педагогика, М.: Просв., 2011 г.
  16. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: пер. с англ., М.: Педагогика, 2010 г.
  17. Сухомлинский В.А. О воспитании [выдержки из работ] / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1999. – 269
  18. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2010
  19. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.: Педагогика, 2010 г.

1 Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 200 с.

2 Баранов С.П., Болотина Л.Р. и др. Педагогика, М.: Просв., 2009. – 234 с.

3 Бодалев А.А. Личность и общение, М.: Педагогика, 2010.- 367 с.

Информация о работе Обучение и общение