Обучение грамматике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:26, доклад

Краткое описание

Обучать грамматике ИЯ - это значит -- формировать специфичные грамматические механизмы, причём так, чтобы у обучаемых одновременно складывались определённые грамматические знания и умения. Для этого необходимо следующее: 1) Рассматривать изучение грамматики не как самоцель, а как средство для овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения. 2) Отобрать активный и пассивный грамматический минимум. 3) Обеспечить прочное и автоматизированное владение грамматическим минимумом для активного использования в речи.

Файлы: 1 файл

Обучать грамматике ИЯ.docx

— 20.23 Кб (Скачать)

Обучать грамматике ИЯ - это значит -- формировать специфичные грамматические механизмы, причём так, чтобы у обучаемых одновременно складывались определённые грамматические знания и умения. Для этого необходимо следующее: 1) Рассматривать изучение грамматики не как самоцель, а как средство для овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения. 2) Отобрать  активный и пассивный грамматический минимум. 3) Обеспечить прочное и автоматизированное владение грамматическим минимумом для активного использования в речи.

В лингвистике выделяют  два  значения этого термина: грамматика как один из основных  разделов науки  о языке и грамматика как грамматический строй языка.

Грамматический строй языка  может быть усвоен чисто практически  без усвоения правил о его грамматических явлениях, однако знание этих правил облегчает  и ускоряет практическое овладение  иностранным языком.

Принцип сознательности лежит в  основе всех методов, используемых при  овладении грамматикой; в рамках каждого метода устанавливается  свое соотношение теории с практикой. Применение чистой теории без ее подтверждения конкретными фактами функционирования грамматического явления. Равно как и чистая практика без ее осмысления не приняты при овладении грамматикой в школьном курсе ИЯ.

В содержание обучения данному аспекту речи условно можно выделить следующие компоненты:

- грамматический минимум – активный, рецептивный

- объективные трудности его  усвоения определенной языковой  категорией учащихся

- психологические характеристики  навыков и специфика их взаимодействия  с лексическими и фонетическими  навыками в речевой деятельности

- грамматические понятия и явления,  отсутствующие в родном языке.

Основная  цель обучения грамматической стороне УР это создание устных грамматических навыков или автоматизмов.

  1. В обучении грамматики традиционно определились два подхода: имплицитный (чисто практический (лексический)) и эксплицитный (теоретико-практический (грамматический))

Наиболее распространенным в настоящее  время в практике школьного обучения грамматики является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного  использования положений двух традиционно  сложившихся подходов.

Имплицитный подход осуществляется двумя методами: структурным и коммуникативным.

В основу структурного метода положены упражнения на отработку структурных моделей. Очень часто данные методы ассоциируются с именем Х. Пальмера, автора первых подстановочных таблиц, изданных в 1916 г.. данный метод предполагает примерно следующую последовательность действий:

1) аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности. Например:

2) хоровое и индивидуальное проговаривание  образцов за учителем или диктором

3) вопросно-ответные упражнения  с учителем и в парах с  использованием отрабатываемых  структур

4) учебный диалог с несколькими  структурами.

В коммуникативном методе существует множество частных методов, начиная с метода гувернантки и заканчивая различными интенсивными методами.

1) Предваряющее слушание подлежащего  к усвоению материала в конкретной  речевой ситуации. Так, в курсах  интенсива учитель проигрывает текст или полилог, где все лексические и грамматические единицы объединены сюжетной линией (первое знакомство, расселение и т.д.)

2) имиатция в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое, бездумное повторение. Здесь можно попросить произнести фраз хором и индивидуально с определенным чувством, обращаясь к разным людям, в различных ситуациях. Часто это сопровождается мимикой, жестами, движениями, рифмуется, проговаривается под музыку и т.д.

3) группировка схожих по смыслу (форме) фраз, одновременная отработка  однотипных враз, создание структурного образа речевой ситуации

4) разнообразие обстоятельств автоматизации

одни и те же структуры будут  встречаться в разнообразных  ситуациях

5) действия по аналогии в схожих  ситуациях общения (на таможне  – в гостинице, )

Эксплицитный подход осуществляется двумя методами: индуктивным и дедуктивным

Дедуктивный метод – от общего – к частному. От правила – к действию

1) изучается правило, сформулированное  обычно с использованием специфических  грамматических терминов.

2) учащиеся находят данное грамматическое  явление или структуру в предложениях  или в тексте, называют его  форму, объясняют, в каком значении  оно употребляется в данном  контексте

3) выполняются подстановочные упражнения  по аналогии с образцом

4) затем происходит переход   к упражнениям на трансформацию  в соответствии с правилом (раскройте  скобки, поставьте глагол в нужную  форму, перефразируйте предложение,  используя указанное слово, найдите  ошибки и исправьте их)

5) переводные упражнения с родного  языка на иностранный 

Индуктивный метод От единичного – к общему

Учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить  новое грамматическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления

1) дается текст или набор предложений,  где часто встречается новое  грамматическое явление, в том  числе и на контрасте с известными  грамматическими явлениями, формами,  структурами. Учитель формулирует  речевую задачу: «Ознакомьтесь с  данным текстом и попытайтесь  определить, как образуются сравнительная  и превосходная степени сравнения  прилагательных. сформулируйте правило». В данном случае уместно использовать различные подсказки в тексте, например, подчеркивание или выделение разными цветами особенностей формы, подбор таких предложений, где контекст использования данной структуры настолько однозначен, понятен и прозрачен, что ученики смогут с легкостью вывести правило.

2)формулировка учащимися правило  образования, использования грамматической  структуры, корректируемая учителем

3) выполнение упражнений на подстановку

4) выполнение упражнений на трансформацию 5) переводные упражнения

Система упражнений для формирования и развития репродуктивных грамматических навыков. Гез, Ляховитский, Миролюбов выделяют З типа упражнений: языковые, условно-речевые,  подлинно речевые.  К языковым упражнениям относятся  все упражнения,  в которых  нет признаков коммуникативности или упражнения с некоторой речевой направленностью: аналитические упражнения, e.g. перепишите предложение, поставив глагол в нужном времени; тренировочные (предречевые, формальные) упражнения, e.g. перепишите предложение в вопросительной форме, постройте предложение по образцу, замените прямую речь косвенной. Упражнения, имитирующие речевую коммуникацию в учебных условиях, являются условно-речевыми или учебно-речевыми, e.g. ответьте на вопросы по рисункам.Под подлинно речевыми упражнениями понимаются упражнения в естественной коммуникации в различных видах РД. . e.g. опишите ситуацию, изображённую на рисунке; прослушайте текст, прокомментируйте поступки действующих лиц.II.


Информация о работе Обучение грамматике