Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:26, доклад
Обучать грамматике ИЯ - это значит -- формировать специфичные грамматические механизмы, причём так, чтобы у обучаемых одновременно складывались определённые грамматические знания и умения. Для этого необходимо следующее: 1) Рассматривать изучение грамматики не как самоцель, а как средство для овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения. 2) Отобрать активный и пассивный грамматический минимум. 3) Обеспечить прочное и автоматизированное владение грамматическим минимумом для активного использования в речи.
Обучать грамматике ИЯ - это значит -- формировать специфичные грамматические механизмы, причём так, чтобы у обучаемых одновременно складывались определённые грамматические знания и умения. Для этого необходимо следующее: 1) Рассматривать изучение грамматики не как самоцель, а как средство для овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения. 2) Отобрать активный и пассивный грамматический минимум. 3) Обеспечить прочное и автоматизированное владение грамматическим минимумом для активного использования в речи.
В лингвистике выделяют два значения этого термина: грамматика как один из основных разделов науки о языке и грамматика как грамматический строй языка.
Грамматический строй языка может быть усвоен чисто практически без усвоения правил о его грамматических явлениях, однако знание этих правил облегчает и ускоряет практическое овладение иностранным языком.
Принцип сознательности лежит в основе всех методов, используемых при овладении грамматикой; в рамках каждого метода устанавливается свое соотношение теории с практикой. Применение чистой теории без ее подтверждения конкретными фактами функционирования грамматического явления. Равно как и чистая практика без ее осмысления не приняты при овладении грамматикой в школьном курсе ИЯ.
В содержание обучения данному аспекту речи условно можно выделить следующие компоненты:
- грамматический минимум –
- объективные трудности его
усвоения определенной
- психологические
- грамматические понятия и
Основная цель обучения грамматической стороне УР это создание устных грамматических навыков или автоматизмов.
Наиболее распространенным в настоящее время в практике школьного обучения грамматики является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений двух традиционно сложившихся подходов.
Имплицитный подход осуществляется двумя методами: структурным и коммуникативным.
В основу структурного метода положены упражнения на отработку структурных моделей. Очень часто данные методы ассоциируются с именем Х. Пальмера, автора первых подстановочных таблиц, изданных в 1916 г.. данный метод предполагает примерно следующую последовательность действий:
1) аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности. Например:
2) хоровое и индивидуальное
3) вопросно-ответные упражнения с учителем и в парах с использованием отрабатываемых структур
4) учебный диалог с несколькими структурами.
В коммуникативном методе существует множество частных методов, начиная с метода гувернантки и заканчивая различными интенсивными методами.
1) Предваряющее слушание
2) имиатция в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое, бездумное повторение. Здесь можно попросить произнести фраз хором и индивидуально с определенным чувством, обращаясь к разным людям, в различных ситуациях. Часто это сопровождается мимикой, жестами, движениями, рифмуется, проговаривается под музыку и т.д.
3) группировка схожих по смыслу (форме) фраз, одновременная отработка однотипных враз, создание структурного образа речевой ситуации
4) разнообразие обстоятельств
одни и те же структуры будут встречаться в разнообразных ситуациях
5) действия по аналогии в схожих ситуациях общения (на таможне – в гостинице, )
Эксплицитный подход осуществляется двумя методами: индуктивным и дедуктивным
Дедуктивный метод – от общего – к частному. От правила – к действию
1) изучается правило,
2) учащиеся находят данное
3) выполняются подстановочные
4) затем происходит переход
к упражнениям на
5) переводные упражнения с
Индуктивный метод От единичного – к общему
Учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления
1) дается текст или набор
2)формулировка учащимися
3) выполнение упражнений на
4) выполнение упражнений на
Система упражнений для формирования и развития репродуктивных грамматических навыков. Гез, Ляховитский, Миролюбов выделяют З типа упражнений: языковые, условно-речевые, подлинно речевые. К языковым упражнениям относятся все упражнения, в которых нет признаков коммуникативности или упражнения с некоторой речевой направленностью: аналитические упражнения, e.g. перепишите предложение, поставив глагол в нужном времени; тренировочные (предречевые, формальные) упражнения, e.g. перепишите предложение в вопросительной форме, постройте предложение по образцу, замените прямую речь косвенной. Упражнения, имитирующие речевую коммуникацию в учебных условиях, являются условно-речевыми или учебно-речевыми, e.g. ответьте на вопросы по рисункам.Под подлинно речевыми упражнениями понимаются упражнения в естественной коммуникации в различных видах РД. . e.g. опишите ситуацию, изображённую на рисунке; прослушайте текст, прокомментируйте поступки действующих лиц.II.