Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:36, доклад
В ГОУ СОШ № 2006 ЮЗОУО ДО г.Москвы уже второй год применяется проектный метод обучения, используемый в различных предметных областях: это и уроки по математике, английскому языку, истории, МХК, информатике и информационным технологиям, так и в воспитательной работе (кружки, студии, клубы). Проекты выполняют ученики и начальной, и средней, и старшей школы.
За этот непродолжительный период (а школа существует всего второй год) у педагогов выработалась некая схема педагогического сопровождения ученических проектов. Конечно же, она далека от совершенства, но это наш опыт.
Образовательное
информационно-технологическое
1. Разработка педагогического проекта.
1.1. Образовательное проектирование.
В ГОУ СОШ № 2006 ЮЗОУО ДО г.Москвы уже второй год применяется проектный метод обучения, используемый в различных предметных областях: это и уроки по математике, английскому языку, истории, МХК, информатике и информационным технологиям, так и в воспитательной работе (кружки, студии, клубы). Проекты выполняют ученики и начальной, и средней, и старшей школы.
За этот непродолжительный период (а школа существует всего второй год) у педагогов выработалась некая схема педагогического сопровождения ученических проектов. Конечно же, она далека от совершенства, но это наш опыт.
В проекте, как правило, три субъекта – участника проекта: учитель-предметник, ученик (группа учеников), учитель ИТ. Но в случае необходимости, когда, например, проводятся консультации по специфическим вопросам, выходящим за рамки школьных предметов (медицина, ветеринария, вопросы социологии и т.д.) возможно подключение других специалистов.
Этап |
Деятельность субъектов проекта |
Смысл действий |
Цели педагога |
Определение проблемы |
|
1.Описание ситуаций, позволяющих
выявить одну или несколько
проблем соответствующей 2. обсуждение проблемы и задач проекта |
Развитие речевой деятельности, развитие умения анализировать факты, выявлять суть проблемы |
Выдвижение гипотезы, решения проблемы |
1. педагог участвует в обсуждении 2. ученики выдвигают свои гипотезы, обсуждают их, приходят к единому мнению |
Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой гипотезы, обсуждение методов проверки гипотез, обсуждение источников информации, |
Развитие умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, умения находить компромисс, умения лаконично излагать свою мысль |
Организация (планирование) хода проекта |
|
1.Помощь в рациональном планировании проекта 2.Разбиение хода проекта
на части, выявление |
-Развитие умения работать
с информацией, с текстом, -умения использовать информационные возможности компьютеров и информационных сетей - приобретение опыта участия в коллективно-распределенной деятельности |
Реализация проекта |
1. педагог управляет реализацией 2. ученики выполняют свою задачу |
1. сопровождает деятельность
каждого ученика, оказывает 1. работают в группах над поиском фактов, аргументов |
Развитие умения групповой работы, четкого и своевременного выполнения своей задачи |
Оформление результатов проекта |
1. педагог участвует в обсуждении 2. ученики оформляют проект 3. учитель ИТ участвует в выборе способов оформления |
|
Развитие творческого отношения к оформлению работы, Создание ситуации необходимости применения компьютерных технологий |
Рефлексия |
1. педагог участвует в дискуссии 2. ученики оценивают результаты проекта и сравнивают с предполагавши мися результатами, в случае несоответствия выясняют причины |
|
Развитие рефлексивных умений - анализировать результат своей работы, оценивать, выявлять причины удачи или неудачи |
3. Заключение
Таким образом, проектная деятельность учителя и ученика является важным фактором развития системы образования и общества в целом. Являясь видом педагогического творчества, проектирование способствует становлению субъектности и личностно-ориентированной позиции учителя в педагогическом процессе (3) и ученика - в образовательном процессе.
Образовательные проекты могут быть многообразны по направлениям деятельности, характеру изменений, масштабам, срокам реализации, степени сложности и т.д. Но все они являются выражением инициативы учителя, индикатором его стремления к переменам. Конкретный результат образовательного проекта всегда многосторонен: с одной стороны, это достижение целей проектирования (лежащих как в педагогической, так и в предметной области), с другой – профессиональный рост самого учителя, реализующего в своей педагогической практике проектные технологии.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование комплексных свойств личности учащихся, компетенций, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их при необходимости, развитие проектировочных, конструктировочных, рефлексивных, гностических способностей.
Я считаю, что у учащихся в процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие общеучебные умения, что свидетельствует о позитивной роли проектирования в развитии личности детей, их успешности:
1.Рефлексивные:
- умение осмыслить задачу, для решения
которой недостаточно имеющихся знаний,
- умение ответить на
вопрос: чему нужно научиться
для решения поставленной
2. Исследовательские:
- умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей,
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле,
-умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста),
-умение находить несколько вариантов решения проблемы,
-умение выдвигать гипотезы,
-умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умение работы в сотрудничестве
-умение коллективного планирования,
- умение взаимодействия с разными партнерами,
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач,
- навыки делового партнерского общения,
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские:
-умение проектировать процесс или изделие,
- умение планировать
- умение принимать решение
и прогнозировать их
-навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.,
- умение вести дискуссию,
- умение отстаивать свою точку зрения,
-умение находить компромисс,
-навыки устного опроса, интервьюирования и т.д.
7. Презентационные:
- навыки монологической речи,
-умение уверенно держать себя во время выступления,
- артистические умения,
- умение использовать
различные средства
-умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проектная деятельность в масштабе образовательного учреждения способствует созданию рефлексивно-инновационной среды, развивающей субъектность учащихся, формирует субъектную позицию учителя по отношению к собственной профессиональной деятельности, позволяет управлять педагогическим процессом «из любой точки» и осуществлять экспертизу образовательной деятельности.