Образовательное информационно-технологическое сопровождение ученического проектирования (Из опыта работы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:36, доклад

Краткое описание

В ГОУ СОШ № 2006 ЮЗОУО ДО г.Москвы уже второй год применяется проектный метод обучения, используемый в различных предметных областях: это и уроки по математике, английскому языку, истории, МХК, информатике и информационным технологиям, так и в воспитательной работе (кружки, студии, клубы). Проекты выполняют ученики и начальной, и средней, и старшей школы.
За этот непродолжительный период (а школа существует всего второй год) у педагогов выработалась некая схема педагогического сопровождения ученических проектов. Конечно же, она далека от совершенства, но это наш опыт.

Файлы: 1 файл

проект2.docx

— 19.65 Кб (Скачать)

 

  Образовательное информационно-технологическое сопровождение  ученического проектирования (Из опыта работы) 

1. Разработка педагогического  проекта.

1.1. Образовательное  проектирование.  

 В ГОУ СОШ № 2006 ЮЗОУО ДО г.Москвы уже второй год применяется проектный метод обучения, используемый в различных предметных областях: это и уроки по математике, английскому языку, истории, МХК, информатике и информационным технологиям, так и в воспитательной работе (кружки, студии, клубы). Проекты выполняют ученики и начальной, и средней, и старшей школы.

За этот непродолжительный  период (а школа существует всего  второй год) у педагогов выработалась некая схема педагогического  сопровождения ученических проектов. Конечно же, она далека от совершенства, но это наш опыт.

В проекте, как правило, три  субъекта – участника проекта: учитель-предметник, ученик (группа учеников), учитель ИТ. Но в случае необходимости, когда, например, проводятся консультации по специфическим  вопросам, выходящим за рамки  школьных предметов (медицина, ветеринария, вопросы социологии и т.д.) возможно подключение других специалистов.

Этап

Деятельность  субъектов проекта

Смысл действий

Цели педагога

Определение проблемы

  1. педагог создает проблемную ситуацию
  2. ученики выявляют проблему и вытекающие из нее задачи проекта

1.Описание ситуаций, позволяющих  выявить одну или несколько  проблем соответствующей тематики

2. обсуждение проблемы  и задач проекта

Развитие речевой деятельности, развитие умения анализировать факты, выявлять суть проблемы

Выдвижение гипотезы, решения  проблемы

1.     педагог участвует в обсуждении

2.     ученики выдвигают свои гипотезы, обсуждают их, приходят к единому мнению  

Выдвижение гипотез решения  выявленной проблемы, обсуждение и  обоснование каждой гипотезы, обсуждение методов проверки гипотез, обсуждение источников информации,

Развитие умения вести  дискуссию, слушать и слышать  собеседника, аргументировать свою точку зрения, умения находить компромисс, умения лаконично излагать свою мысль

Организация (планирование) хода проекта

  1. педагог корректирует предлагаемый учениками план проекта
  2. ученики планируют работу, распределяют между собой обязанности и части работ
  3. учитель ИТ

1.Помощь в рациональном  планировании  проекта

2.Разбиение хода проекта  на части, выявление последовательности  их выполнения, обсуждение предполагаемых  результатов и их оформления

-Развитие умения работать  с информацией, с текстом, фактами,  разнообразным справочным материалом,

-умения использовать информационные возможности компьютеров и информационных сетей

- приобретение опыта участия в коллективно-распределенной деятельности

Реализация проекта

1.     педагог управляет реализацией

2.     ученики выполняют свою задачу

1. сопровождает деятельность  каждого ученика, оказывает содействие  при необходимости

1.       работают в группах над поиском фактов, аргументов

Развитие умения групповой  работы, четкого и своевременного выполнения своей задачи

Оформление результатов  проекта

1.     педагог участвует в обсуждении

2.     ученики оформляют проект

3.     учитель ИТ участвует в выборе способов оформления

  1. советует по вопросу  оформления, дизайна
  2. описание проекта, оформление исследования в виде диаграмм, графиков, иллюстраций

Развитие творческого  отношения к оформлению работы,

Создание ситуации необходимости применения компьютерных технологий

Рефлексия

1.     педагог участвует в дискуссии

2.     ученики оценивают результаты проекта и сравнивают с предполагавши мися результатами, в случае несоответствия выясняют причины 

  1. помогает дать  оценку результату проекта
  2. выяснение необходимости доработки проекта

Развитие рефлексивных умений - анализировать результат своей работы, оценивать, выявлять причины удачи или неудачи


 

 

3. Заключение

Таким образом, проектная  деятельность учителя и ученика  является важным фактором развития системы  образования и общества в целом. Являясь видом педагогического  творчества, проектирование способствует становлению субъектности и личностно-ориентированной позиции учителя в педагогическом процессе (3) и ученика - в образовательном процессе.

Образовательные проекты  могут быть многообразны по направлениям деятельности, характеру изменений, масштабам, срокам реализации, степени  сложности и т.д. Но все они  являются выражением инициативы учителя, индикатором его стремления к  переменам. Конкретный результат образовательного  проекта всегда многосторонен: с одной стороны, это достижение целей проектирования (лежащих как в педагогической, так и в предметной области), с другой – профессиональный рост самого учителя, реализующего в своей педагогической практике проектные технологии.

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование комплексных  свойств личности учащихся, компетенций, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их при необходимости, развитие проектировочных, конструктировочных, рефлексивных, гностических способностей.

Я считаю, что у учащихся в процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие  общеучебные умения, что свидетельствует о позитивной роли проектирования в развитии личности детей, их успешности:

1.Рефлексивные:  
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний,

- умение ответить на  вопрос: чему нужно научиться  для решения поставленной задачи?

2. Исследовательские:

- умение самостоятельно  генерировать идеи, изобретать способ  действия, привлекая знания из  различных областей,

- умение самостоятельно  найти недостающую информацию  в информационном поле,

-умение запросить недостающую  информацию у эксперта (учителя,  консультанта, специалиста),

-умение находить несколько  вариантов решения проблемы,

-умение выдвигать гипотезы,

-умение устанавливать  причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной  самостоятельности.

4.Умение работы  в сотрудничестве

-умение коллективного планирования,

- умение взаимодействия  с разными партнерами,

- умения взаимопомощи  в группе в решении общих  задач,

- навыки делового партнерского  общения,

- умение находить и  исправлять ошибки в работе  других участников группы.

5. Менеджерские:

-умение проектировать  процесс или изделие,

- умение планировать деятельность, время, ресурсы,

- умение принимать решение  и прогнозировать их последствия,

-навыки анализа собственной  деятельности (ее хода и промежуточных  результатов). 

 

6. Коммуникативные:

- умение инициировать  учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.,

- умение вести дискуссию,

- умение отстаивать свою  точку зрения,

-умение находить компромисс,

-навыки устного опроса, интервьюирования и т.д.

7. Презентационные:

- навыки монологической  речи,

-умение уверенно держать  себя во время выступления,

- артистические умения,

- умение использовать  различные средства наглядности  при выступлении или защите  проекта,

-умение отвечать на  незапланированные вопросы.

Проектная деятельность в  масштабе образовательного учреждения способствует созданию рефлексивно-инновационной  среды, развивающей субъектность учащихся, формирует субъектную позицию  учителя по отношению к собственной профессиональной деятельности, позволяет управлять педагогическим процессом «из любой точки» и осуществлять экспертизу образовательной деятельности.


Информация о работе Образовательное информационно-технологическое сопровождение ученического проектирования (Из опыта работы)