Образование как фактор развития человеческого потенциала

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:21, статья

Краткое описание

Развитие современной экономики определяется не простым ростом объемов производства, а той его составляющей, которая происходит за счет различного рода инновационных, качественных сдвигов в хозяйстве. Между тем основная часть инновационных сдвигов генерируется в процессах деятельности людей. Введение человеческого потенциала в систему экономических понятий - это не просто дополнение ее еще одним разделом. Оно предусматривает радикальное изменение логики, структуры и содержания всех основных составляющих экономической науки. Человеческий потенциал - не просто источник экономических возможностей, но и жесткий экзаменатор дееспособности экономики

Файлы: 1 файл

оля.docx

— 26.44 Кб (Скачать)

      РОЛЬ  СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Бочарова И.О.

Пензенский  государственный  университет

     В данной статье образование  рассматривается  как фактор развития человеческого потенциала, отмечается его важность в сегодняшнем  определении экономического благосостояния страны.

     Развитие  современной экономики определяется не простым ростом объемов производства, а той его составляющей, которая  происходит за счет различного рода инновационных, качественных сдвигов в хозяйстве. Между тем основная часть инновационных сдвигов генерируется в процессах деятельности людей. Введение человеческого потенциала в систему экономических понятий - это не просто дополнение ее еще одним разделом. Оно предусматривает радикальное изменение логики, структуры и содержания всех основных составляющих экономической науки. Человеческий потенциал - не просто источник экономических возможностей, но и жесткий экзаменатор дееспособности экономики [8].

     Концепция развития человеческого потенциала исходит из взглядов выдающегося ученого Махбубуль-Хака, инициировавшего подготовку мировых докладов о развитии человека в рамках Программы Развития ООН, начиная с 1990 года. Им была обозначена главная идея: смысл и цели общественного развития состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свои потенции и устремления, вести здоровую, полноценную, творческую жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как главный субъект, пользующийся его результатами. Под развитием человека понимается расширение спектра и возможностей интеллектуального, социального, экономического и политического выбора, доступных каждому члену общества.

     В качестве исторических истоков концепции  человеческого потенциала можно  назвать взгляды А. Смита, считавшего человека частью общественного богатства и целью общественного производства [1]. В том же русле мыслил А. Маршалл, связывая напрямую накопление богатства с развитием человека: «Производство богатства - это лишь средство поддержания жизни человека, удовлетворения его потребностей и развития его сил - физических, умственных и нравственных. Но сам человек - главное средство производства этого богатства, он же служит конечной целью богатства» [5].

     Важный  вклад в концепцию человеческого  развития внесла идея «человеческого капитала», возникшая в контексте экономической мысли. У её истоков стоял в 50 - 60 гг. XX века американский ученый Т.Шульц [1]. Большую роль Т.Шульц отводит повышению уровня образования женщин и высшему образованию молодежи. «Тремя главными функциями высшего образования» он называет «обнаружение таланта, обучение и научную работу». «Молодежь могла бы применить свои знания в наиболее важных областях здравоохранения, воспитания и обучения подрастающего поколения, в науке для улучшения благосостояния и экономического процветания новых наций третьего мира» [9]. Под человеческим капиталом он понимал совокупность знаний, компетенции, квалификаций, выполняющих важнейшую роль в качестве средства производства. Это дало возможность просчитывать экономическую роль образования, науки, здравоохранения и рассматривать эти сферы как источник экономического роста. Позднее, в связи с вопросами международного экономического сотрудничества, обозначилось новое направление - «развитие человеческих ресурсов», предполагавшее максимизацию человеческого потенциала и его эффективное использование в целях экономического и социального развития.

     Концепция «развития человеческих ресурсов»  включает в себя демографические  проблемы, проблемы занятости, здравоохранения, питания, жилья, урбанизации, окружающей среды, образования, подготовки кадров. В рамках этой теории сложилось представление, что вложения в человеческий капитал оказываются экономически эффективными. Например, в США доля расходов на образование в ВВП за последнюю треть XX века почти удвоилась. По своим абсолютным размерам она превышает расходы на оборону; 55% молодежи в возрасте от 17 до 23 лет (в Японии до 60%) получают высшее образование, что является важнейшим фактором будущего экономического процветания этих стран в XXI веке. Особая роль в формировании концепции человеческого потенциала принадлежит лауреату Нобелевской премии по экономике (1998г.) Амарантьи Сену. Он трактует развитие человека как расширение его возможностей, а не возрастание только материального или экономического благосостояния. Сен А. считает, что цель общественного развития - не в беспредельном увеличении производства, а в создании возможностей для расширения выбора людьми: выбора совершать больше дел, жить долго, спастись от болезней, которых можно избежать, иметь доступ к знаниям. Его позиция: возможность и выбор тесно связаны не только между собой, но и со свободой - как негативной (свободой от голода), так и позитивной (свободой осуществлять свои жизненные устремления). Амаратьи Сен прямо заявляет, что, в конечном счете, развитие человека - это вопрос свободы. Исходя из подобной трактовки, развитие человеческого потенциала невозможно вне демократической, с приоритетом индивидуальных ценностей, общественной системы [1].

     Под термином «человеческий потенциал» понимаются качества людей, принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены. В формировании интеллектуального потенциала общества одним из ключевых моментов является наука. Но будет правильнее подчеркнуть, что ключевым моментом в развитии интеллектуального потенциала общества является развитие науки и образования. Наполеон говорил: «Гибель армии - это беда, гибель императора - это двойная беда, а гибель интеллекта нации - это катастрофа». Человеческий потенциал оценивается с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Критериями оценки человеческого потенциала являются количество высших учебных заведений, количество учёных (например, можно отметить, что в Париже с 1841 по 1850, и в Большом Нью-Йорке с 1901 по 1941 была высокая частота рождения Нобелевских лауреатов), участие школьников и студентов в олимпиадах по разным предметам [6].

     Именно  знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический  потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле. Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства (прикладная наука и образование), уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики (в США она занимает 5-е место среди других областей; в 1998 году образовательная «отрасль» принесла доход в 265 млрд. долларов и обеспечила работой 4 млн. человек).

     Получаемые  знания помогают раскрытию сущности человеческой жизни в социуме, так как миропонимание, мировоззрение, определение места и роли личности в обществе, усвоение гуманитарных основ общения, норм морали и нравственности, социокультурное развитие индивида делают человека частью общества. Профессиональная подготовка человека в образовательной системе закладывает прочную базу профессиональной деятельности, в наибольшей степени реализующую личностные способности, его трудовой потенциал. Именно поэтому в теории человеческого капитала уровень образования населения рассматривается как главная составляющая его ценности, а образование единодушно признается в качестве постоянной составляющей трудовой деятельности. Кроме того, современные исследования доказывают устойчивую связь образования человека и продолжительности его жизни, а, следовательно, знание как результат образования важно для долголетия и имеет социобиологическое значение. Образование по своей сути является инновационной сферой, поскольку основывается на постоянном использовании новых знаний, продуцируемых научными учреждениями и вузами. Кадры образовательной системы - важнейшая часть интеллектуального потенциала страны, которая, в отличие от научных работников, выполняет такую социальную функцию, как воспитание обучающихся, а также тиражирование уже известных теоретических положений, концепций, выводов.

     Анализируя  динамику статистических данных, характеризующих  занятость и безработицу, следует  отметить, что уровень экономической  активности населения, то есть склонность к предложению труда, повышается пропорционально уровня образования, достигая максимума среди лиц с высшим профессиональным образованием. Среди трудоустроенных — все больше лиц, имеющих высшее образование, в то же время рынок труда реагирует на увеличение лиц с высшим образованием. Это отражается в росте доли безработных с высшим образованием: 47,5% в первом полугодии 2008 г. по сравнению с 22,8% в 2005 г.

     Профессиональная  подготовка является важнейшей формой самореализации личности на рынке труда, в сфере трудовых отношений. На предприятиях нужны знающие, умелые кадры, поскольку новые технологии требуют больших способностей.

     Высшее  учебное заведение можно представить  как своего рода предприятие, а образовательный процесс - как своего рода производственный процесс, который длится определенное время и завершается выпуском уникальной социально-экономической продукции - специалистов для разных сфер общественной жизни. Причем полученное образование можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель в последующем обеспечит себе достойный уровень существования. С известной долей условности можно сказать, что рассуждая об экономике образования и образовании как экономической субстанции, о студенте можно говорить как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике - как о конечном продукте. Ценность (полезность, необходимость) образования как блага признавалась вначале церковью, а потом и государством, которые даровали это благо избранным, оплачивая их обучение и воспитание ради достижения своих далеко не бескорыстных целей. Профессиональное образование в России ввел Петр I, сознававший его важность для развития страны. Именно при нем образование стало оплачиваться государством, то есть стало, по нынешним понятиям, «общественным благом». Однако поначалу общество не видело в нем смысла, выгоды, оно не имело ценности. Потом, когда образование стало одним из основных условий получения должностей на государственной службе, пришло и понимание важности образования, оно стало восприниматься именно как благо. Но, как известно, это благо распространялось на малую часть общества, в основном на богатых и знатных.

     Бесспорным  и громаднейшим достижением социализма было то, что он превратил образование  в общественное благо для всех. Государство с первых лет советской  власти расходовало на нужды образования огромные средства, благодаря чему добилось выдающихся результатов в индустриализации, развитии вооружений, освоении космоса и т. п. Граждане СССР, как само собой разумеющимся, десятилетиями пользовались этим общественным благом. Инженеров и других специалистов становилось все больше, а ценность образования между тем в глазах молодежи падала: зачем получать профессиональное, тем более высшее образование, если рабочий зарабатывает больше инженера и научного сотрудника? Многие пользовались образованием по инерции, из соображений престижности. Государство же продолжало поддерживать масштабы образования, прежде всего из идеологических соображений [2].

     На  фоне серьёзного прогресса в человеческом развитии во многих странах ситуация в России выглядит неблагополучной. В развитых странах две трети национального богатства создаётся за счет интеллектуального труда. В мире идёт борьба за обладание интеллектуальными ресурсами. Уровень квалификации населения России выше Японского в 1,5 раза, но ВВП России меньше ВВП Японии в 3,9 раза (на 2008 г.), что говорит о плохом использовании интеллектуального потенциала России [3]. Причинами этого является сырьевая ориентация экономики, юридические ограничения труда учёных и преподавателей, снижение престижа интеллектуальной деятельности [4]. Решение проблем человеческого развития в стране зависит от решения задач - предотвращение дальнейшей деградации научной и социальной инфраструктуры, переориентация бюджетной политики на социально-гуманитарные цели и нужды науки, действительно приоритетное финансирование науки, образования. Человек должен стать главным приоритетом развития страны и главным фактором этого развития [7].

            Список  литературы

  1. Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования, Высшее образование в России. 2005. №2
  2. Ильинский И.М. Об экономической природе современного отечественного образования.
  3. Колин К.К. Интеллектуальные ресурсы человека в информационном обществе. Труд и социальные отношения. 2008. № 9
  4. Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи образования, науки и культуры. Открытое образование. 2007. № 5
  5. Маршалл А. Principles of Economics. - L., 1983.
  6. Морозова Н.Н. Роль образования в развитии человеческого потенциала // Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты [под ред. И.В. Войтова] - Минск: ГУ «БелИСА». 2007.
  7. Роль государства в экономическом росте и социальноэкономических реформах // Доклад о развитии человеческого потенциала в России [под ред. С.Н. Бобылева]. М.: Весь Мир. 2003
  8. Черных В.В. Инвестиции в человеческий потенциал // http://www.cs- alternativa.ru/text/2309/3
  9. Шульц Т. Вложения в человеческий капитал: роль образования и научных исследовали. 1971.

Информация о работе Образование как фактор развития человеческого потенциала