Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:27, статья
Цель образовательных учреждений - это формирование или воспитание качеств социальной, личностной, интеллектуальной и эмоциональной компетентности. Эти 4 типа компетентности, по сути, являются конечной целью процесса социализации личности, и, одновременно, заказом государства образованию, прописанной в Концепции модернизации образования в РФ.
О структурных особенностях АРМ школьного аналитика.
Цель образовательных учреждений - это формирование или воспитание качеств социальной, личностной, интеллектуальной и эмоциональной компетентности. Эти 4 типа компетентности, по сути, являются конечной целью процесса социализации личности, и, одновременно, заказом государства образованию, прописанной в Концепции модернизации образования в РФ.
Реализация данной цели требует внедрения в образовательный процесс системного способа мышления преподавателя. Одним из инструментов, способствующих его формированию является система информационно-аналитического сопровождения процессов развития ученика и образовательной среды школы. Организационно-правовой формой такого вида сопровождения является Информационно-аналитический центр образовательного учреждения. Как показывает опыт экспериментальной работы, при организации аналитической службы возникает необходимость организации длительного отслеживания процесса развития всех субъектов образовательного процесса.
Опросы, которые проводились с работниками школьных администраций, во время курсов повышения квалификации, показали, что более 90 % их работают без подобного сопровождения, хотя потребность в нем очень высока. Особенную остроту это приобретает после введения единого государственного экзамена. Потому что введение ЕГЕ в систему образования округа сразу же ставит перед педагогическими коллективами очень острую проблему: какие изменения методического и психологического характера должен создать педколлектив школы, чтобы опредметить мотивацию учащихся на обучение ? Речь прежде всего идет об объективной системе оценивания учащихся и введении в процесс оценивания тестов достижений по предметам, которые учитель может разработать сам. Проблему же оказания консультативной помощи, введения результатов тестирования в базы данных и их анализа в рамках школы мог бы взять на себя Информационно-аналитический центр школы, который и является организационно-правовой формой сопровождения.
Без использования компьютера невозможно реализовать весь алгоритм сопровождения, так как без использования его возможностей невозможно решать задачи по сбору, обработке, анализу и хранению большого массива информации о ходе динамических изменений в процессах развития ученика. Поэтому, перед образовательным учреждением возникает актуальная проблема: необходимость разработки электронной модели информационно-аналитического сопровождения (возможности машинной обработки).
На рынке образовательных услуг имеется большой набор электронных вариантов психологических тестов. Но структура их исполнения и содержание не решают проблемы машинной обработки: слишком большой объем работы приходится выполнять вручную. Кроме того, среди этих электронных вариантов нет моделей, которые предусматривают машинную обработку анкет, карт наблюдений, оценочных экспертных листов, которые в структуре образовательного мониторинга составляют подавляющую часть.
Поэтому появилась необходимость в разработке качественно иной модели электронного варианта информационно-аналитического сопровождения.
Опросы психологов, заместителей директоров школ, социальных педагогов, педагогов – организаторов, учителей - предметников и классных руководителей, а также десятилетний опыт работы со школьным мониторингом, в том числе и пятилетний эксперимент в двух общеобразовательных школах позволили разработать структуру автоматизированного рабочего места, который предусматривает:
- разбивку всей системы критериев и показателей на 7 блоков: познавательный профиль ученика; идеология педагогического коллектива; комфортность образовательной среды; личностный профиль ученика; традиции семейного воспитания; психофизиология ученика и социальное здоровье ученика;
- разработку электронных вариантов целой батареи психологических и педагогических диагностических методик (тестов, анкет, оценочных листов, карт наблюдений), которые автоматически отправляют результат в соответствующие базы данных;
- разработку баз данных (аналитических матриц), где будет собираться информация по результатам отслеживания: по классу, параллели, звену обучения и школе в целом и которые сконструированы таким образом, чтобы существенная информация сразу же выделялась и позволяла производить тот или иной вид анализа;
- разработку аналитических шаблонов (алгоритма анализа и образцов аналитических справок);
- разработку индивидуальной карты развития ученика, с накоплением информации, по мере тестирования или анкетирования учащихся.
- разработку карты классного руководителя «Ведущие тенденции в развитии класса»;
- разработка образцов организационно-педагогических,
- разработку тестовых конструкторов, на основе которых каждый школьный аналитик сможет быстро создавать анкеты, если будет возникать в этом потребность. Как показывает опыт работы, потребность такая постоянно возникает.
Информация о работе О структурных особенностях АРМ школьного аналитика