О структурных особенностях АРМ школьного аналитика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:27, статья

Краткое описание

Цель образовательных учреждений - это формирование или воспитание качеств социальной, личностной, интеллектуальной и эмоциональной компетентности. Эти 4 типа компетентности, по сути, являются конечной целью процесса социализации личности, и, одновременно, заказом государства образованию, прописанной в Концепции модернизации образования в РФ.

Файлы: 1 файл

О структурных особенностях АРМ школьного аналитика.doc

— 33.00 Кб (Скачать)


О  структурных  особенностях АРМ  школьного  аналитика.

Цель образовательных  учреждений - это   формирование  или  воспитание  качеств  социальной, личностной, интеллектуальной и  эмоциональной компетентности. Эти  4  типа  компетентности, по сути,  являются  конечной  целью процесса социализации личности, и, одновременно, заказом  государства  образованию, прописанной в  Концепции  модернизации  образования  в РФ.

Реализация данной цели требует внедрения в  образовательный  процесс  системного способа мышления преподавателя. Одним  из  инструментов, способствующих  его формированию является  система информационно-аналитического  сопровождения   процессов  развития  ученика и образовательной среды школы.  Организационно-правовой  формой  такого  вида  сопровождения  является Информационно-аналитический  центр  образовательного учреждения. Как показывает опыт экспериментальной работы, при организации  аналитической службы возникает необходимость организации длительного  отслеживания процесса  развития  всех  субъектов  образовательного  процесса. 

Опросы, которые  проводились с работниками школьных  администраций, во  время  курсов  повышения  квалификации, показали,  что более  90 %  их  работают  без  подобного  сопровождения,  хотя  потребность  в  нем  очень  высока.  Особенную  остроту  это  приобретает  после  введения  единого  государственного  экзамена. Потому  что  введение  ЕГЕ  в  систему  образования  округа  сразу  же  ставит  перед  педагогическими  коллективами   очень  острую проблему: какие  изменения методического и  психологического характера  должен  создать педколлектив школы,  чтобы  опредметить  мотивацию  учащихся  на  обучение ?   Речь  прежде  всего  идет  об  объективной  системе  оценивания  учащихся  и  введении  в  процесс  оценивания  тестов  достижений  по  предметам,  которые  учитель  может  разработать  сам.  Проблему  же оказания консультативной  помощи, введения  результатов тестирования в базы  данных  и их  анализа  в  рамках  школы  мог  бы  взять  на себя Информационно-аналитический  центр  школы,  который  и  является  организационно-правовой  формой  сопровождения.

Без использования  компьютера  невозможно реализовать весь  алгоритм  сопровождения, так  как  без  использования  его  возможностей  невозможно решать  задачи по  сбору,  обработке, анализу и  хранению большого  массива  информации  о  ходе  динамических изменений  в  процессах  развития ученика.  Поэтому, перед  образовательным  учреждением  возникает актуальная проблема: необходимость разработки электронной модели информационно-аналитического  сопровождения (возможности  машинной  обработки). 

На  рынке   образовательных услуг имеется большой набор электронных  вариантов  психологических  тестов.  Но  структура  их  исполнения и  содержание  не  решают  проблемы  машинной  обработки:  слишком  большой  объем  работы  приходится  выполнять  вручную. Кроме  того, среди  этих  электронных вариантов  нет  моделей,  которые  предусматривают  машинную  обработку  анкет, карт  наблюдений, оценочных экспертных  листов,  которые  в  структуре образовательного  мониторинга  составляют  подавляющую  часть.

Поэтому  появилась  необходимость в  разработке качественно  иной  модели электронного  варианта  информационно-аналитического  сопровождения.

  Опросы психологов, заместителей  директоров  школ, социальных  педагогов, педагогов – организаторов, учителей  - предметников  и  классных  руководителей,  а  также  десятилетний  опыт  работы  со  школьным  мониторингом, в  том  числе  и пятилетний  эксперимент  в  двух  общеобразовательных  школах позволили разработать  структуру  автоматизированного  рабочего  места,   который  предусматривает:

-   разбивку  всей  системы  критериев и показателей  на  7  блоков:  познавательный  профиль  ученика; идеология  педагогического  коллектива; комфортность  образовательной  среды;  личностный  профиль  ученика; традиции  семейного  воспитания; психофизиология  ученика и социальное  здоровье  ученика;

-   разработку электронных вариантов целой батареи психологических и  педагогических  диагностических  методик (тестов, анкет, оценочных  листов, карт наблюдений), которые автоматически отправляют результат в  соответствующие  базы  данных;

-   разработку баз данных (аналитических  матриц), где  будет  собираться  информация  по  результатам  отслеживания: по  классу, параллели, звену  обучения  и школе  в  целом  и  которые  сконструированы  таким  образом,  чтобы  существенная  информация  сразу  же  выделялась  и  позволяла производить тот  или  иной  вид  анализа;

-   разработку  аналитических  шаблонов (алгоритма  анализа  и  образцов  аналитических  справок);

-   разработку  индивидуальной  карты  развития  ученика, с накоплением  информации, по  мере  тестирования  или  анкетирования  учащихся.  

-   разработку  карты классного  руководителя «Ведущие  тенденции в развитии  класса»;

-   разработка образцов организационно-педагогических,  психологических  и методических  материалов  в  помощь  психологу, учителю, управленцу, социальному  педагогу (программы, проекты, локальные акты, шаблоны  справок  и  т.п.);

-   разработку  тестовых  конструкторов,  на основе  которых  каждый  школьный  аналитик  сможет быстро  создавать  анкеты, если  будет  возникать в  этом  потребность. Как показывает опыт работы, потребность такая постоянно  возникает.



Информация о работе О структурных особенностях АРМ школьного аналитика